Социальные воззрения о труде в доиндустриальную эпоху
Занятость населения, её основные виды и эффективность.
виды занятости: 1) продуктивная занятость - имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих.
2) полезная занятость- распространяется на все социально-значимые виды занятости, включая очную учебу, службу в Армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность трудоспособных граждан;
3) рациональная занятость- соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
4) полная занятость- все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест.
5) эффективная занятость - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровня трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда, и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке, эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности.
показатели, которые характеризует уровень эффективности занятости:
1. Пропорции распределения трудовых ресурсов в зависимости от характера их участия в общественно полезной деятельности. С их помощью определяется, при котором уровня производительности труда удовлетворяется потребность населе ения в рабочих местах и какими путями достигается полная занятость населения
2. Уровень занятости трудоспособного населения отражают удовлетворенность потребности граждан в оплачиваемой работе, а производства - в работниках Высокий уровень занятости населения является свидетельством ее низкой эффективности, так как не обеспечивается достаточный уровень производительности труда и соответствующий уровень ее оплатти.
3. Структура распределения работников по отраслям народного хозяйства характеризует пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий
4. профессионально-квалификационная структура работников определяет распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает состояние сбалансированности подготовки кадров с потребностями экономик квалифицированных.
Материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности, виды и взаимодействие стимулов труда.
Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека.
Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных.
Моральное стимулирование осуществляется посредством знаков и символов отличия (к ним относятся награды, памятные подарки), объявления благодарности, рассказа в печати о трудовых отличиях личности или коллектива. Поощрение и порицание - один метод повседневного морального стимулирования, но только направленный на различные, противоположные переживания личности.
Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.
Социальные воззрения о труде в доиндустриальную эпоху
9. Возникновение социологии труда как самостоятельной социологической науки.Как самостоятельная отрасль социология труда обозначилась на рубеже XIX–XX вв. Научный анализ роли производственного труда и непосредственно человека в производственной деятельности сформулирован А. Смитом -сделано простое утверждение о необходимости способствовать выполнению трудовых обязанностей, не создавая препятствий на пути работника и не мешая ему реализовывать склонность к обмену знаниями и навыками и уважая его собственный корыстный интерес. Далее Бентамом был сформулирован трудовой принцип для работника ― возможность достичь наибольшего удовлетворения в делах и его стремление к избеганию страданий. Эта идея получила свое развитие в работе «О свободе» и других трудах Дж. С. Милля- выведен некий «идеальный экономический человек», который должен был служить образцом для подражания для людей. Основным смыслом рациональной организации производственных процессов и трудовой деятельности, по Миллю и другим представителям так называемой моральной философии, считался феномен блага.
10. Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе
Индустриальная социология - прикладная отрасль социальных наук США, Западной Европы, представители занимались изучением социальной структуры, трудовых отношений людей на предприятиях. Цель исследований - разработка рекомендаций по повышению эффективности труда и производства. Теоретико-методологическим фундаментом индустриальной социологии служат концепции Тейлора, Э. Мэйо, В.Парето, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов.
Конкретные социальные исследования, которые проводились в рамках индустриальной социологии, касаются отдельного рабочего места (теория “обогащения труда”) и всей системы научного управления (менеджмент).
И.С возникла в к. 20 – н. 30-х годов XX в. основоположником Тейлор (1856 - 1915).
Социальные изыскания в промышленности в это время стали исключительно выгодным бизнесом. Споявлением штатных социологов во многих странах появилось множество консультационных фирм. Большинство консультантов стали давать практические советы по психологии и социологии- за плату пытались вскрыть внутр.пружины сознания, определить поведение групп, отд. индивидов.
С конца 50-х гг. становится направение теория организации, которая сформировалась на стыке социокультурного анализа и теории социального действия Т. Парсонса, На этой стадии И.С практически дублирует социологию организации, а в сфере исследования социальных ролей - социологию труда. На всех этапах исследования индустриальная социология рассматривает производство как культурно-технологический комплекс, в котором человеческая деятельность поддается моделированию и руководству и где социальный контроль в процессе социализации человека превращается из внешнего регулятора во внутреннюю норму. Поэтому цель И.С способствовать установлению мира и согласия в индустриальном производстве, ликвидацией столкновений между наемным работником и работодателем, установления партнерских взаимоотношений. Т.о, сегодняшняя задача индустриальной социологии сводится к модернизации всего общественного производства.
11. Тейлоризм как важнейшее направление развития индустриальной социологии.Тейлоризм— одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Целью- повысить экономическую эффективность, особенно производительности труда.
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа (правила управления): 1. Детальное научное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы «со строгими правилами для каждого движения», каждого человека и усовершенствования и стандартизации всех орудий и рабочих условий. 2. Тщательный отбор рабочих «на основе установленных признаков», их обучение «до первоклассных рабочих» и «устранение всех людей, отказывающихся или не способных усвоить научные методы». 3. Осуществление администрацией сотрудничества с рабочими, «сближение рабочих и науки... на основании постоянной и бдительной помощи, управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение заданий». 4. «Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением». Специальные агенты администрации в течение всего рабочего дня работают с рабочими, помогают им, устраняют помехи в работе, ободряют рабочих».
12. Основные школы, и направления развития экономики и социологии труда в США и Западной Европе ( Классическая школа научного менеджмента, Доктрина «человеческих отношений», Эмпирическая школа управления трудом и др.)Классическая школа науч. Менеджмента. Ф. Тейлором и его продолжателями была разработана система организации труда и производства, основанная на достижениях науки и техники. Эта совокупность методов организации и нормирования труда, управления производством, процессами подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение эффективности и качества труда, его интенсификацию. Предусматривалось детальное исследование трудовых процессов, установление четкого регламента их выполнения, подбор и специальную тренировку рабочих, пригодных для выполнения различных работ при очень высоких темпах труда.Вся система Тейлора была построена на следующих принципах: замене грубых практических методов производства научными методами; тщательном отборе рабочих на основе научно установленных признаков, тренировке и профессиональном обучении каждого из них; сотрудничестве администрации с рабочими в решении производственных задач; равномерном распределении труда, в распределении ответственности за дела производства между администрацией и рабочими.
Доктрина «человеческих отношений». Основатели этой школы Элтон Мэйо и Фриц Ротлисберг.С 1927 по 1932 гг. Мэйо проводил исследования на заводе электрокабелей. Эти исследования, охватившие до 20 тыс. человек. Эксперименты начались с определения степени влияния благоприятных условий труда (освещение, режим работы, паузы для отдыха и др) на уровень его производительности. Результаты: Нет механической зависимости между одной переменной в условиях труда и производительностью; на рост производительности труда оказывают влияние следующие факторы: “групповой дух”, межличностное общение, субъективное отношение работников к своей работе и производству в целом; неформальные нормы, правила и требования рабочих, которые давали им возможность для сдерживания производительности, давления на новичков, сопротивления нажиму со стороны администрации и защиты интересов работников. Результаты исследований показали, что рабочая группа имеет сложное внутреннее деление (лидеры, независимые) не только по профессиональным, но и по личностным признакам.
Эмпирическая школа управления трудом. Представителями П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. Взгляды- любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных по конкретной ситуации. Направлением исследований- изучение содержания труда и функций руководителей. Направление обусловлено тем, что рассматриваемая школа утверждает профессионализацию управления, т. е. его превращение в особую профессию.
Каждый управляющий выполняет следующие основные функции: определяет цели предприятия, возможные пути их достижения и на этой основе ставит перед работниками предприятия конкретные задачи; организует деятельность предприятия путем классификации работ, их распределения, подбора и расстановки кадров и т.д.; обеспечивает стимулирование и координацию работников, используя меры принуждения и поощрения, контроль на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными; нормирует, анализирует и оценивает деятельность организации и занятых в ней лиц; мотивирует желания работников в зависимости от результатов их деятельности.
13. Экономика и социология труда в России: история становления и развития.
В развитии социологии труда можно выделить четыре этапа: - дореволюционный, с 60 –х г.г. 19 века до 1917 г. - постреволюционный 1917 –1937г.г. - послевоенный 1957 – 1992г.г. - современный с 1992г.Институционализация социологии в России отстала на 100 лет, если брать появление универсального социологического образования. В России в развитии социологии преобладала философская ориентация.
Дореволюционный этап. представители А. Чупров, П.В. Новгородцев, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А. Богданов. В этот период развивались социальная статистика, теория социальных классов, исследование бюджетов времени населения. Воспроизводилось все, что появлялось там в области социологии труда. Уникальным направлением в социологии был анархизм, народничество и социальная экономика. В России сформировалась русская государственная школа. Одним из итогов тала концепция общинного уклада жизни. В основе ее лежали понятия «право на труд» и право труда. В начале 20 – века в России развивались конкретные социологические исследования в сфере промышленного труда. Особое место в ней занимала христианская социология труда С. Булгакова. Булгаков соединил труд и религию. Он рассматривал хозяйство как способ соединения природы и человека, личности и бога.Послереволюционный период. В 20 – е годы происходит институализация науки управления, развивались психотехника, профотбор, профобучение. Широкое применение в социологических исследованиях находят психологические методы, хронометраж, опросы, наблюдение, статистический анализ. С 30 – х годов начались репрессии, что фактически уничтожило управленческую школу в России.Послевоенный этап. В конце 50 –х годов Проводились крупные исследования по изучению проблем рабочего времени, культурно-технического уровня работников, превращение труда в первую жизненную потребность, проблем автоматизации производства. В 70-80–е годы развивается гуманистическое направление- приспособление труда к человеку. Исследуются социальные установки, удовлетворенность трудом, текучесть кадров, проблемы инженерного труда, автоматизация труда, промышленные рабочие. В 1974 году вышел №1 журнала «Социологические исследования». В 80-е годы развивались вопросы социального планирования, социального проектирования, социологии организаций.Современный период социологии труда. С переходом к рыночных отношений были сокращены централизованные исследования социальных проблем, сократили социологические службы на предприятиях. В стране появилось много социологических центров, бюро, которые занимаются различными социальными проблемами.
14. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества, источник общественного развития.“труд” целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
Процесс труда — это процесс соединения двух основных факторов производства: рабочей силы и средств производства. Последние — это совокупность предметов труда и средств труда. Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые используются им в процессе труда.Предметы труда — это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда в целях приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.Средства труда — орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К средствам труда относится и рабочее место.