Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
Устранению ВЭ способствует создание условий, побуждающий субъектов, к-ые производят отрицательные ВЭ, учитывать общественные затраты, а субъектов, к-ые производят положительные ВЭ, вознаграждающих за внешние выгоды.
Мерами по предупреждению ВЭ являются: введение налога Пигу или субсидий гос-ва; интеранлизация ВЭ посредством объединения субъектов, связанных ВЭ; закрепление прав собственности на ресурсы и создание условий для продажи прав с целью их перераспределения и передачи субъектам, способным оценить их выше.
Один из способов реального сопоставления затрат и выгод разработан англ. Экономистом Пигу, к-ый предложил применить к фирмам, деятельность к-ых сопряжена с отрицательными ВЭ, налог за ограниченный ресурс. Корректирующий налог – налог на выпуск эконом. благ, к-ый повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат. Т.е. преобразут внешние затраты во внутренние, увеличивая предельные затраты (MPC) на величину предельных внешних затрат (MEC). При появлении отрицательных ВЭ корректирующий налог выполняет функцию штрафных санкций. Штраф в данном случае играет роль цены ресурса, но, в отличие от последней, его величина не формируется рынком, а устанавливается расчетным путем.
Если производство дает положительный ВЭ, то ресурсы распределяются т.о., что с т.зр. общества данный вид блага недопроизводится. В этом случае производителям общественных выгод необходима компенсация в форме корректирующих субсидий, целью к-ой является выравнивание предельной частной и общественной полезности. Величина субсидии равна предельным внешним выгодам (MEB), а предельные общественные выгоды равны предельным общественным затратам (MSB = MSC).
Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.
Теория внешних эффектов используется при разработке эконом. политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику. При использовании ресурсов окружающей среды, а также нередко в процессе производства возникают отрицательные ВЭ – загрязнение воздуха и воды вредными выбросами промышленности. результатом отрицательных ВЭ является избыточное использование природных ресурсов. Их расточительное перепотребление может улучшить качество окружающей среды будущих поколений и снизить воспроизводимость естественных богатств.
Целью административных мер является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышения качества окружающей среды.
1. экологические предписания (стандарты, нормы), к-ые способствуют ослаблению нагрузки на ОС и снижению внешних издержек. Контролируемыми переменными, регулирующими допустимую нагрузку на ОС считаются: а) выбросы (предельно допустимая концентрация, установленная в технических нормативах загрязнения воздуха), б) производственный процесс (свободный от использования нек-ых видов сырья, сильно загрязняющих ОС, основанный на технологиях, соответствующих определенным стандартам), в) само производство (с ограничением выпуска благ, сопровождаемого выбросом вредных в-в в особо крупных размерах). Экологические стандарты определяют норму допустимых выбросов вредных в-в, но не стимулируют фирмы к снижению объемов выбросов, к-ые укладываются в пределы, установленные стандартами.
2. взимание платы за выбросы – уплата фирмой сбора за каждую единицу объема вредных выбросов. Поступающие в бюджет средства направляются на финансирование мероприятий по предотвращению загрязнения ОС, что способствует внедрению экологически чистых технологий. Сборы распространяются на все предприятия, но искажающе воздействуют на конкуренцию.
3. экологические лицензии. Гос-во являясь собственником ресурсов ОС. Устанавливает объемы, в к-ых предприятия могут использовать способность ОС к поглощению вредных в-в, и выдает соответствующие платные сертификаты, или сертификаты на загрязнение. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: общий объем выбросов по всем разрешениям, передаваемых гос-вом, не должен превышать объем, отвечающий определенному качеству ОС. Разрешения могут обмениваться (продаваться и покупаться) на рынке прав ВЭ.
В 1997г. был принят Киотский протокол, в к-ом зафиксированы кол-ва обязательств по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран с переходной экономикой.
Основными инструментами административного регулирования в РБ являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п. Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований (стандарты качества окружающей среды; стандарты воздействия на окружающую среду; технологические стандарты; стандарты качества продукции).
Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, лимиты, сертификаты, разрешения и лицензии).
Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие ассиметричной информации. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
Информация становится товаром и как ресурс имеет важные особенности: основная часть информации общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс, эконом. ресурсом является лишь та часть информации, тиражирование к-ой ограничено правами собственности; обладает свойством неконкурентности; приумножается в процессе использования; является легко тиражируемым благом. Полная информированность эконом. субъектов – ситуация, при к-ой каждый из участников владеет информацией о конъюнктуре рынка – условие оптимального функционирования рынка. Но полной информацией располагает только рынок в целом, поэтому субъекты вынуждены делать выбор в условиях неопределенности, когда кол-во исходов бесконечно или невозможно установить вероятность наступления события. Вероятность – выраженная в кол-ой форме возможность получения определенного результата. Риск – оцененная любым способом вероятность.
Высокий доход связан с дополнительным риском. Закон убывающей предельной полезности дохода: каждая следующая единица дохода обладает меньшей полезностью, чем предыдущая. В силу отрицательной предельной полезности дохода большинство людей являются противниками риска – человек, к-ый при данном доходе предпочтет гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. Есть люди склонные к риску – люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Нейтральным к риску считается человек, к-ый при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору м/у гарантированным и рисковым результатами. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация (снижение риска путем распределения его м/у несколькими рисковыми агентами т.о., что повышение риска от покупки одного означает снижение риска от покупки другого); объединение риска (страхование – снижение риска путем превращения случайных убытков в низкие, постоянные издержки); распределение риска (риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны); поиск информации (сбор сведений позволяет значительно снизить степень риска).
Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации – ассиметричная информация – ситуация, в к-ой часть участников сделки обладает важной информацией, в то время как другие заинтересованные лица ею не располагают. Возникает а) в процессе торговой сделки или подписания контракта, когда одна из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно; б) после подписания контракта, когда одна из сторон не может наблюдать действия другой стороны, направленные против нее.
Вмешательство государства с целью преодоления информационной асимметрии может приобретать такие формы, как регулирование цен (установление минимальных предельных цен); прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия (общественная с-ма здравоохранения, образования); а также контроль за производством и сбытом таких товаров (лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль рекламной активности продавцов).