РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ

Линии «доход-потребление» и кривая Энгеля используются для анализа ситуации, при которой Рх и Ру постоянны, но меняется доход потребителя.

При увеличении реального дохода потребителя происходит равномерное смещение бюджетной линии вправо и вверх. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».

Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.

Для различных товаров (нормальных, неполноценных, нейтральных [т.е. товаров неэластичного спроса]) линия имеет различный наклон.

Потребление нормальных благ с ростом дохода увеличивается, и кривая имеет положительный наклон (как на предыдущем рисунке)

Для некачественных товаров кривая принимает отрицательный наклон:

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Для нейтральных товаров эта линия вертикальна.

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля. Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде.

Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходам спросом:

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши. Если доход меньше, чем I1, то благо вообще недоступно.

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Кривая Энгеля для некачественных товаров. Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I1.

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Линия цена-потребление проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.

Кривая «цена-потребление»

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Кривая индивидуального спроса на товар х.

(х – нормальное благо)

Рыночный спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.

Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Производство и производственная функция

Содержание:

процесс преобразования

ресурсов в блага

производственного и

потребительского назначения

Факторы:

Земля, капитал, труд,

предпринимательские

способности, информация

Технология:

Форма устойчивой взаимосвязи факторов

Технология Комбинация факторов

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru Производственная функция

Взаимосвязь между вводимой комбинацией

Факторов и объемов выпуска

Q= F (N, K, L, I)

n Описывает определенную технологию

n Описывает альтернативные варианты

Использования факторов

n Отражает максимальные значения выпуска для каждой вводимой комбинации факторов

n Отражает границы рационального использования ресурсов «экономической области» от цены

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

,

где Q - объем выпуска;

K- капитал (оборудование);

М- сырье, материалы;

Т – технология;

N – предпринимательские способности.

Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба – Дугласа, с помощью которой раскрывается взаимосвязь труда (L) и капитала (К). Эти факторы взаимозаменяемы и взаимодополняемы

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

,

где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30-40 лет);

K, L- капитал и труд;

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru -коэффициенты эластичности объема производства по затратам капитала и труда.

Если РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru = 0,25, то рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на 0,25%.

На основе анализа коэффициентов эластичности в производственной функции Кобба - Дугласа можно выделить:

1) пропорционально возрастающую производственную функцию, когда ( ).

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

2) непропорционально – возрастающую ); РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

3) убывающую . РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА. Кривая «цена-потребление» КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ - student2.ru

Наши рекомендации