Структура издержек организации.

Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объём предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Характеристика издержек.

С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл “издержками производства”, вторые - “издержками обращения”. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуется издержками производства и теми издержками обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под “альтернативным использованием” понимается, например, возможности производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определённый товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определённого ресурса, используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. В графической форме это выражается кривой производственных возможностей, которую мы рассматривали ранее.

Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определённого варианта производства.

С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

С позиций экономического подхода к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты - и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

б) Неявные (имплицитные) издержки нельзя отождествлять с так называемыми безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки - это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быль возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определённые денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определённые потери, связанные со стоимостью произведённой надписи. Безвозвратные издержки не относятся к разряду альтернативных, они не учитываются в текущих издержках фирмы, связанных с её производственной деятельностью.

Структура издержек К. Маркса – издержки обращения и производства.

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях -издержки производстваииздержки обращения.Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок киздержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения — издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

Трактовка структуры издержек с точки зрения современной экономической теории.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между, теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направить их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен,то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.

Планирование издержек.

Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:

· выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;

· выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предыдущим периодом;

· составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

· выявлены целесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;

· определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

· оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличение затрат на освоение производства новой продукции;

· создана база для разработки оптовых или розничных цен;

· разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменений объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии и т.д.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов:

· расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

· калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

· смета затрат на производство.

Исходными данными для разработки плана по издержкам являются:

· установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;

· показатели производства и реализации продукции;

· эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций;

· прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;

· показатели плана материально-технического обеспечения производства;

· прейскуранты цен;

· данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

· показатели плана по труду и кадрам;

· объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники

27. Определение показателей планирования.

Любой план находит свое непосредственное выражение через совокупность определенных показателей. Система показателей, используемых в планово-аналитической работе предприятий торговли, представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических и информационных параметров, а также их необходимые расчеты.

Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период в развитии торгового предприятия.

Правильное вычисление и обоснование показателей предопределяет научный уровень и эффективность планирования. Качество планово-аналитических расчетов во многом обусловлено тем, в какой степени учтены требования, предъявляемые к планово-аналитическим показателям. Совокупность этих требований представлена на рис. 7.

Структура издержек организации. - student2.ru

Рис. 7. Основные требования к планово-аналитическим показателям

Планово-аналитические показатели торгового предприятия должны не только соответствовать общим требованиям, но и в полной мере отражать отраслевую специфику, которая проявляется при систематизации показателей и подразделении их на такие группы, как количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные и стоимостные.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели, характеризующие общий объем и масштабы торговой деятельности, включают две подгруппы:

1) параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская площадь и др.);

2) показатели, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате, направления использования средств и др.).

Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Группа качественных показателей включает три подгруппы:

1) показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др.);

2) показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость;

3) показатели конкурентоспособности предприятия, которые могут включать самые различные критерии (доля предприятия на рынке, качество товаров, имидж предприятия, степень развития рекламы, сбытовые возможности и др.).

В зависимости от формы выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели устанавливаются в натуральных или денежных измерителях, а относительные отражают соотношение каких-либо двух абсолютных параметров и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Абсолютные показатели подразделяются на натуральные и стоимостные.

Натуральные показатели устанавливаются в определенных физических единицах измерения: количество предприятий, число мест на предприятиях общественного питания, выпуск кулинарной продукции (тыс. блюд, тонн полуфабрикатов, кондитерских изделий), оснащенность оборудованием, количество товарных партий, число ассортиментных позиций и др.

Наиболее важные параметры деятельности торговых предприятий устанавливаются в стоимостных показателях, т.е. в денежном выражении: розничный товарооборот, оборот по продукции собственного производства на предприятиях общественного питания, доходы, издержки, прибыль, товарные запасы, финансовые показатели.

Все показатели, применяемые на уровне торгового предприятия, образуют единую систему, которая отражает неразрывную совокупность взаимосвязанных и соподчиненных торгово-хозяйственных процессов по реализации товаров и предоставлению услуг. Эту взаимосвязь необходимо учитывать в планировании, так как она соответствует объективной основе формирования плановых показателей и определяет

последовательность их расчета. Например, чтобы обосновать плановый объем товарооборота, надо знать предстоящие условия торговой деятельности, обеспеченность предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, условия его товароснабжения и т.п. В свою очередь, величину доходов и издержек обращения можно прогнозировать только в соответствии с заданным объемом товарооборота, а планирование прибыли предполагает предварительный расчет всех основных параметров, характеризующих торгово-хозяйственную деятельность предприятия.

Вопрос 28. Классификация показателей планирования.

Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом:

· натуральные и стоимостные;

· количественные и качественные;

· абсолютные и относительные;

· утверждаемые и расчетные;

· индикативные и справочные;

· синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Они позволяют установить соответствие между объемом производства продукции (услуги) в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней, внутриотраслевые и межотраслевые связи, направления движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).

Ввиду многообразия типов и видов выпускаемой продукции (услуг), имеющей одинаковое назначение, используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения этого многообразия к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д. Именно стоимостные показатели обеспечивают взаимную увязку всех разделов прогнозов, планов, программ, позволяют определить масштабы и структуру национальной экономики, ее отдельных отраслей и регионов, установить важнейшие общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции и т.д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые — развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д. При переходе к рыночным отношениям круг утверждаемых показателей ограничен.

Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер – вспомогательный.

Индикативные показатели — выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов и т.д. Индикаторы носят рекомендательный характер.

Справочные (информационные) — это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и т.д. Например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления. Выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.

Вопрос 29. Организационно-техническая сторона планирования.

Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций: его организационно-технических характеристик и социально-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют опыта больше, применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Имеется большая возможность в использовании организационно-технического опыта планирования развитых зарубежных стран и ограниченная возможность применения социально-экономического опыта планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.

Вопрос 30. Организационная структура планирования.

В процессе планирования принимают участие:

· во-первых, высшее руководство организации;

· во-вторых, команда плановиков;

· в-третьих, руководители и специалисты подразделений.

Идеальной, как уже указывалось, является такая ситуация, когда все работники организации привлекаются к обсуждению и составлению планов.

Как распределяются обязанности между участниками плановой деятельности?

Высшее руководство является архитектором процесса планирования, определяет его основные фазы и последовательность планирования.

Высший менеджмент должен сделать процесс планирования доступным и понятным для каждого сотрудника организации, он должен уметь максимально вовлекать в него своих работников.

функция высшего руководства заключается в разработке стратегии фирмы и принятии решений по стратегическому планированию. Руководство фирмы определяет общие цели ее развития и основные способы их достижения. Разработка стратегии требует от высшего менеджмента аналитических способностей и масштабного мышления.

Руководство среднего и низшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных планов. В обязанности специалистов входят также анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогнозов. Руководители подразделений и штатные работники объединяются в оценке альтернативных стратегий, предложенных для организации

Вопрос 31. Плановые нормы и показатели развития.

Термин «норма» в переводе с латинского означает руководящее начало, правило, образец. Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Они устанавливаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменение затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения, в заданных производственных условиях с учетом различных производственно-хозяйственных факторов. Нормы подлежат пересмотру в соответствии с изменением нормообразующих факторов.

Различают:

1. научно-обоснованные нормы, сущность которых заключается в соответствии норм оптимальным значениям затрат ресурсов для конкретных условий производства с учетом действующей системы ограничений;

2. расчетно-аналитические нормы – нормы, которые разрабатываются на основе анализа техники, технологии и организации производства в заданных условиях;

3. опытно-экспериментальные нормы – нормы, устанавливающиеся на основе опытных данных, полученных в реально существующих условиях;

4. аналитически-исследовательские нормы – нормы, которые разрабатываются на основе анализа и исследований действующих технологических процессов с последующим установлением теоретической или эмпирической зависимостью между основными факторами производства и величиной расходования ресурсов.

5. отчетно-статистические нормы – нормы, устанавливающиеся по данным оперативной, бухгалтерской или статистической отчетности предприятия.

Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

Одними из главных показателей являются:

· - прибыль (рентабельность) продукта;

· -объем продаж;

· -масштабы деятельности организации;

· -наличие надежных партнерских отношений;

· -наличие клиентской базы (постоянная клиентура);

· -количество оборотов оборотных средств;

· -принадлежность к ассоциациям, поскольку, например, членство в ассоциации предоставляет разнообразные скидки в рекламе;

· -наличие собственной инфраструктуры (собственная принимающая сторона, транспортные средства);

· -участие в государственных программах;

· -репутация организации;

· -текучесть кадров в организации.

Наши рекомендации