Психофизиологические особенности трудовой деятельности. Общий адаптационный синдром. Профилактика переутомления

Психологическая сторона трудовой деятельности рассматривается в контексте психологических (идеальных) явлений, сопровождающих процесс труда и главной задачей в этом направлении является раскрытие того, «как в процессе этой деятельности осуществляется субъективное отражение действительности и каков механизм психической регуляции деятельности. Ее задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психологических функций, процессов, состояний и свойств человека» [1].

В самом общем виде индивидуальный трудовой процесс можно представить себе как преобразование масс, энергии и информации человеком на рабочем месте. [2]

В психофизиологии труда адекватным понятием следует считать работоспособность человеческого организма. С этой точки зрения наиболее приемлемой представляется характеристика этой категории профессором В.В.Розенблата [3] – «Работоспособность – величина функциональных возможностей организма (физиологической системы, органа), характеризующаяся количеством и качеством работы при напряжении максимальной интенсивности или длительности. Составляющими ее являются: а) максимально возможные физиологические затраты; б) эффективность этих затрат, то есть коэффициент полезного действия физиологического объекта. Снижение работоспособности при утомлении происходит за счет каждого из этих параметров». Определение является объективным с некоторыми дополнениями. Во-первых, следует иметь в виду под совокупностью духовных и физических способностей для совершения трудового процесса предельные психофизиологические затраты организма, которые определим как «общую работоспособность».

Вторым составляющим общей работоспособности является эффективность максимальных психофизиологических затрат, то есть отношение количества произведенного при максимальной рабочей нагрузке продукта труда к предельным психофизиологическим затратам. Этот коэффициент полезного действия при предельных нагрузках с нашей точки зрения представляет собою эффективность труда. Таким образом, понятие «общая работоспособность», выраженное отношением предельной рабочей нагрузки к максимальным психофизиологическим затратам родственно понятию «эффективность труда» в экономике труда.

Общая работоспособность человеческого организма имеет прерывистый характер. «Текущая работоспособность», представляющая собой с одной стороны психофизиологическую реакцию организма на заданный уровень нагрузки (психофизиологические затраты), а с другой – как общая работоспособность, а эффективность этих затрат может быть определена как отношение величины произведенного продукта к величине психофизиологических затрат в процессе труда. В этом смысле понятие «текущая работоспособность» совпадает с таким понятием в экономике труда, как «производительность труда». Следовательно, учитывая в показателе производительности труда психофизиологические возможности человека, измеряется, таким образом, его текущую работоспособность.

Фактические психофизиологические затраты, проявляющиеся при выполнении человеком трудового процесса определяют так называемую текущую работоспособность организма. Она же, выражаемая в виде фактической эффективности психофизиологических затрат составляет производительность труда.

Проблема работоспособности в психофизиологии труда занимает одно из ведущих мест. При этом, кроме раскрытия сущности понятия «работоспособность» весьма важное значение занимает изучение вопроса о динамике работоспособности в различные временные периоды. Практический выход этой проблемы в область экономики труда заключается в построении рациональных режимов труда и отдыха. Смысл этого построения заключается в том, чтобы уловить момент наступления утомления и использовать в этот момент одну или комплекс мер стимуляции работоспособности. Для построения рационального режима труда и отдыха необходимо проделать ряд последовательных операций.

психофизиологические аспекты трудовой деятельности непосредственно связано с такими социально-трудовыми категориями как: рабочая сила, производительность труда, эффективность труда, интенсивность труда, формирует общественную и индивидуальную потребительную стоимость как конечную цель общественного производства.

Адаптационный синдром

общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма — Гомеостаза. Понятие А. с. выдвинул канадский учёный Г. Селье (1936). Факторы, вызывающие развитие А. с. (инфекция, резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называемые стрессорами, а состояние организма, развивающееся при их действии, — стрессом (от английского stress — напряжение).Основные признаки А. с. — увеличение коры надпочечников (См. Надпочечники)и усиление их секреторной активности, уменьшение вилочковой железы, селезёнки, лимфатических узлов, изменение состава крови (лейкоцитоз, лимфопения, эозинопения), нарушение обмена веществ (с преобладанием процессов распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др. Развитие А. с. проходит 2 или 3 стадии, 1-я — стадия тревоги, продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников — глюкокортикоидов (См. Глюкокортикоиды) и Адреналина, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям, 2-я — стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление. Если действие раздражителей велико по силе и продолжительности, то наступает 3-я стадия — стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма. Начальным звеном приспособления организма к необычным условиям служат рефлекторные процессы (защитные, сосудодвигательные и др. рефлексы); затем включаются гуморальные (поступающие с кровью, лимфой и др.) раздражители (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей). Всё это ведёт к включению механизмов, обеспечивающих приспособительную реакцию организма, в первую очередь ретикулярной формации (См. Ретикулярная формация) мозга и системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники. Клетки Гипоталамуса вырабатывают высвобождающий фактор, под действием которого увеличиваются образование и выделение Гипофизом в кровь адренокортикотропного гормона (См.Адренокортикотропный гормон), стимулирующего деятельность коры надпочечников (выработку глюкокортикоидов). Одновременно в реакцию вовлекаются и др. гуморальные и нервные механизмы и нервная система в целом. См. также Адаптация физиологическая.

Общий адаптационный синдром включает, по Селье, три фазы или состояния.

В первой из них происходит реакция, которая как бы "по тревоге" приводит в состояние готовности и активности все энергетические ресурсы, призванные обеспечить выживание и сохранить устойчивость организма даже ценой того, что это нанесет ему временный ущерб. Ответная реакция организма на сигнал тревоги включается автоматически, стереотипно и поэтому необязательно всегда соответствует необходимости.

В случае хронического, длительного действия перегрузки наступает вторая фаза - состояние определенной устойчивости, сопротивления, в котором первичные патологические проявления утихают и организм адаптируется к нагрузке, становясь к ней или к другим, совершенно иным нагрузкам даже более устойчивым по сравнению с другими, не испытавшими пока перегрузок организмами.

На третьей фазе происходит истощение приспособительных возможностей, болезненные проявления возобновляются, становятся необратимыми и могут привести к катастрофе.

Адаптация физиологическая

совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — Гомеостаза. В результате А. ф. повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Изучение А. ф. имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой. Большой практический интерес получили исследования А. ф. в связи с полётами человека в космос (см.Космическая биология). Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной интенсивности, имеют общие неспецифические черты и называется адаптационным синдромом (См. Адаптационный синдром). Процесс А. ф. к необычным, экстремальным (крайним) условиям проходит несколько стадий или фаз: вначале преобладают явления декомпенсации (нарушения функций), затем неполного приспособления — активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления. Это хорошо прослеживается, например, при А. ф. к высоте. Изменения условий в этом случае комплексны, но наибольшую роль играет недостаточность парциального давления кислорода (см. Гипоксия) в связи с общим понижением барометрического давления. При подъёме на высоту наблюдаются головокружения, нарушения зрительного и слухового восприятия, одышка и др. явления, характерные для высотной болезни (См. Высотная болезнь). Постепенно в результате А. ф. явления декомпенсации стихают и возникает приспособленность к этим необычным условиям: увеличивается количество эритроцитов (у человека с 4—5 до 8 млн. в 1мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы и т. д.

Переутомление – это состояние организма, при котором у человека резко снижается работоспособность. Стадия переутомления наступает не сразу. Ей предшествуют усталость и утомление, возникающие вследствие истощения внутренних ресурсов.

ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

Переутомление может быть вызвано разными причинами: напряженной работой, снижением иммунитета, стрессовыми ситуациями, экологическими факторами. Усталость организма - достаточно опасное состояние, которое обычно сопровождают следующие симптомы:

  • Состояние прострации, отсутствие желания спать.
  • Видимые расширения кровеносных сосудов глазных яблок.
  • Отеки лица, изменения цвета кожных покровов до стадии побледнения с выраженным сероватым оттенком.
  • Нервозность, иногда до истеричности.
  • Тошнота, обмороки, отсутствие аппетита.
  • Частые головные боли, головокружение.
  • Повышение давления.
  • Снижение чувствительности, ухудшение памяти, зрения.

Профилактика переутомления

Непременной составляющей полноценной жизни подавляющего большинства людей является их физическая и умственная деятельность. Способность и необходимость в такой деятельности во многих случаях сохраняется и в пожилом возрасте. В зависимости от характера этой деятельности, условий, продолжительности и соблюдения требований индивидуальной гигиены, на каком то этапе работы возникает более или менее выраженное чувство усталости (утомления), работоспособность падает. Развитие утомления обычно является нормальной физиологической реакцией на предшествовавшее напряжение, после отдыха оно проходит, самочувствие и работоспособность восстанавливаются.

Нередко, однако, в результате очень напряженной работы развивается опасное для здоровья состояние чрезмерного утомления, получившее название переутомления. Особенно опасно не всегда очевидное хроническое переутомление, возникающее при умственном труде.

Малая подвижность, вынужденная однообразная поза при умственному труде способствуют ослаблению обменных процессов, застойным явлениям в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшают снабжение мозга кислородом. Содержание глюкозы в крови увеличивается, повышается концентрация вадреналина, норадреналина и свободных жирных кислот. Возрастает выделение катехоламинов с мочой. В мозговой ткани усиливается, потребление кислорода, ускоряется расход глюкозы, метионина, глютамина и других незаменимых аминокислот, витаминов группы В. Возрастает напряжение и ухудшаются функции зрительного анализатора – падает острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность. Ухудшаются рефлекторные реакции, в частности, увеличивается время зрительно-моторной реакции.

Важной физиологической особенностью человека является биоритмологическое чередование периодов повышенной и пониженной активности жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом. Между тем, именно при умственной деятельности это важное физиологическое свойство зачастую нарушается. По образному выражению А.И.Герцена, мысль нельзя сложить как руки, она и во сне не совсем спит. В отличие от преимущественно физического труда, при труде умственном формальное завершение рабочего времени, не влечет за собой и прекращение профессионально направленной мыслительной деятельности. Нередко, к тому же, преподаватели, научные работники, конструктора, архитектора, студенты и многие другие работники умственного труда время отдыха, выходные дни и вечернее время (а иногда и большую часть отпускного периода) используют для обдумывания и выполнения профессиональных заданий. В результате развивается особое состояние организма – утомление.

В медицине под утомлением понимают временное снижение функциональных возможностей организма, возникающее в следствие длительной (интенсивной) работы. Субъективно утомление проявляется чувством усталости, объективно – снижением качественных и количественных показателей работоспособности. Внешними признаками утомления являются разные степени ослабления устойчивости внимания, изменения позы (повороты головы в разные стороны, потягивания, поддержание головы руками, стремление положить голову на стол, отклонения к спинке стула и др.), неуверенность и замедленность движений, ухудшение разборчивости почерка, ослабление интереса к обсуждаемой теме, отсутствие вопросов, снижается творческая активность и способность к усвоению новых понятий и навыков. Меняется биохимический состав крови, снижается функциональная работоспособность нервных центров, нарушается нормальная деятельность сердечной мышцы, органов дыхания. Происходят отрицательные изменения в электрокардиограмме и электроэнцефалограмме. Отмечено, что на ней повышается так называемый тета-ритм ( «ритм напряжения»).

При сильном утомлении нарушается характер ответной реакции на внешние словесные и физические раздражители. Ответом на объективно слабый раздражитель может быть неадекватно сильная реакция (и в служебной обстановке, и в быту приходится сталкиваться с примерами того, как на казалось бы безобидное замечание, обычную просьбу и т.п. уставший человек реагирует неадекватно резко, обидчиво). А на сильный раздражитель ответ может быть слабым (в физиологии такое состояние получило название «парадоксальная фаза). С другой стороны, бывает что в состоянии утомления человек одинаково апатично реагирует как на сильный, так и на слабый внешний раздражитель («уравнительная фаза»). Ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечания окружающих, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т.п.

Утомление, не компенсированное полноценным отдыхом и рациональной организацией повседневного труда может перейти в качественно иное отрицательное состояние – переутомление.

Различают четыре степени переутомления: начальную, легкую, выраженную и тяжелую. Выраженная и тяжелая степень переутомления проявляются следующими основными симптомами.

Резко снижается творческая активность, чувство усталости становится повседневным и ощущается даже без всякой дополнительной профессиональной нагрузки, волевая компенсация сниженной работоспособности ослаблена, наблюдаются выраженные эмоциональные сдвиги – угнетенное состояние, повышенная раздражительность, чувство беспокойства, расстройства сна вплоть до бессонницы, заметное снижение внимания и памяти. Кратковременный вечерний отдых малоэффективен, к следующему рабочему дню активность и работоспособность полностью не восстанавливаются. Состояние переутомления опасно не только проявлениями сильной усталости и снижения работоспособности. Оно ухудшает и обостряет течение имеющихся сердечно-сосудистых, эндокринных, бронхо-легочных, желудочных и многих других хронических заболеваний, является весомым дополнительным фактором риска возникновения тяжелых гипертонических кризов, инфаркта миокарда, мозгового инсульта, декомпенсации сахарного диабета.

Большая опасность такого состояния кроется и в том, что в отличие от переутомления при физическом труде, во многих случаях объективное наличие опасного переутомления мало сказывается на обычной повседневной профессиональной деятельности работников умственного труда. Опытные и любящие свое дело научные работники, преподаватели, артисты и другие представители творческих профессий продолжают активно работать в состоянии опасного переутомления, на высоком профессиональном уровне читают лекции, проводят занятия, успешно выступают на сцене а их слушатели подчас и не догадываются о том, что эти люди больны и нуждаются в отдыхе или даже в безотлагательном серьезном лечении. Увы, мы знаем немало примеров тяжких последствий пренебрежения к такой необходимости (вплоть до «внезапной» скоропостижной смерти непосредственно на рабочем месте, во время театрального выступления и т.п.)

Для того, чтобы защитить свое здоровье от опасных последствий переутомления необходимо соблюдать следующие основные требования.

 Прежде всего, не нарушать природный биологический ритм жизнедеятельности организма, придерживаться более или менее постоянного режима дня, ежедневно, а не откладывая на отпускной период, чередовать работу с активным отдыхом и полноценным ночным сном, отказаться от курения и других вредных привычек.

 Оборудовать свое рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда и гигиены.

 Правильно (рационально) питаться

Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы обеспечивать необходимые условия для продуктивного умственного труда и его облегчения. В значительной мере это достигается рациональной конструкцией письменного стола. Прежде всего надо помнить, что правильная высота рабочей плоскости стола и сиденья стула (кресла) к нему определяются длиной тела (ростом) сидящего. Особо важное значение соблюдение этого требования имеет для детей и подростков. Гигиенической наукой рекомендуется, чтобы в каждом школьном классе были столы (парты) с разными параметрами. При этом исходят из того, что для детей с длиной тела 100-115 см, оптимальной высотой заднего края крышки (рабочей плоскости) стола от пола является 48 см, а высота сиденья – 28 см. При высоте тела 116 – 130 см , соответственно, 54 и 32 см, 131 -145 см - 60 и 36 см, 146 -160 см – 66 и 40 см, 161-175 см – 75 и 44 см, более 175 см – 78 и 48 см. Правильно подобранная высота рабочей плоскости стола должна быть на уровне высоты предплечья согнутого в локтевом суставе в положении сидя. Желательно, чтобы край сиденья стула заходил за край плоскости стола на 3 – 8 см, что способствует правильной рабочей позе – наклону туловища на 20-25 градусов и симметричному расположению локтей. Исходя из этих рекомендаций в школьных классах следует предусматривать наличие столов и стульев различных параметров, пригодных для правильного рассаживания детей с разной длиной тела.

Расстояние от глаз до рабочей поверхности при письме (чтении) сидя должно составлять 35-40 см, при работе с компьютером – несколько больше, 45-48 см. Оптимальный угол зрения по отношению к рабочей поверхности - 50-60 градусов.. Для предотвращения «провисания» левой руки при работе с компьютером иногда целесообразно использовать приспособление в форме дополнительной подушечки (или иное) на левом подлокотнике кресла.Поскольку помимо компьютера (пишущей машинки) в процессе работы часто приходится пользоваться телефоном, факсом, принтером, копировальным аппаратом (заметим, кстати, что весьма удобны в эксплуатации комбинированные устройства типа «три в одном», совмещающие функции принтера, ксерокса и сканнера), различными справочными материалами, канцелярскими принадлежностями (бумага, лупа, ножницы, клей, скрепки, цветные фломастеры, скотч-лентой и др.) все они должны быть удобной расположены на столе или в непосредственной близости от него. Такое расположение облегчает использование настольных полочек, выдвижных плоскостей и емкостей разной конструкции. При чтении книги (рукописи) лежащей горизонтально, по мере чтения расстояние от глаз до текста меняется т частая смена аккомодации ускоряет зрительное утомление. Поэтому целесообразно пользоваться специальными подставками, обеспечивающими наклон книги к плоскости стола под углом 45 градусов и расстояние от глаза до текста 35-40 см. При замене ламп накаливания люминесцентными лампами дневного света зрительная работоспособность возрастает на 15-20%. Но мощность люминесцентных ламп соответственно должна быть выше мощности заменяемых ламп накаливания, что связано з различной воспринимаемостью спектра этих ламп.

Источник света (настольную лампу или иное приспособление, обеспечивающее уровень освещенности не менее 60-75 люкс) правши должны устанавливать с левой стороны. Удобно использовать светильник с абажуром конусообразной формы на гнущейся ножке: при такой конструкции световой поток не слепит глаза и можно изменять его направление. Напомним, что пользующимся очками, для длительной работы с компьютером лучше иметь отдельные очки, с индивидуально подобранным фокусным расстоянием.

Рациональный отдых должен быть как кратковременным в течение рабочего дня, так и ежедневным (не менее 1 часа, помимо сна), еженедельным ( выходные дни должны быть свободными от профессиональной умственной работы!), ежегодным (оздоровление не менее 3-4 недель, полностью освобожденных от такой работы).

Преимущественно однообразная статическая поза (особенно при работе с компьютером) в сочетании с общей малой подвижностью способствует развитию застойных явлений во внутренних органах и мышцах, снижает активность обменных процессов, уменьшает снабжение мозга кислородом и другими питательными веществами. Поэтому одним из важнейших элементов гигиены умственного труда являются физическая культура и доступные (с учетом возраста, состояния здоровья) виды спорта. Чтобы ослабить утомление, возникающее при длительной работе за столом следует через каждый час делать небольшие физкультпаузы - встать, несколько минут походить, сделать 8-10 приседаний, поворотов туловища, головы, круговых движений рук и других простых «разминочных» упражнений, а также упражнения для глаз (закрыть глаза и помассировать веки, 5-6 раз активно поменяйте поле зрения, переводя до предела взгляд вправо, влево, вверх, быстро поморгайте, сделайте несколько круговых движений глазами по часовой стрелке и др.)

Самым древним и доступным практически все людям видом физической активности является ходьба. К ней, как и к другим видам физических упражнений в полной мере относится известное изречение – «По своему действию движение может заменить многие лекарства, но ни одно лекарство не может заменить действие движения». Рекомендуется не менее чем 1-1,5 часовая ежедневная ходьба с выполнением «норматива» - не менее 9-10 тысяч шагов. Объективный контроль выполнения этой рекомендации легко осуществить с помощью имеющихся в свободной продаже относительно недорогих приборов-педометров (шагомеров).

Оценка самочувствия в процессе физических упражнений может быть дана по частоте пульса через 1-2 минуты после завершения упражнения. Считается, что данный объем физической нагрузки переносится хорошо, если частота пульса не превышает этот показатель в спокойном состоянии более чем в два раза.

Непременный элемент гигиены умственного труда – рациональное питание. Прежде всего надо соблюдать основные общие принципы такого питания: соответствие калорийности суточного рациона питания фактическим энерготратам конкретного человека, наличие в рационе всех необходимых человеку пищевых веществ и их сбалансированное соотношение, отсутствие вредных для здоровья органических и неорганических примесей, 3-4 разовый приме пищи по стабильному режиму. Дополнительные требования к питанию лиц занятых преимущественно умственным трудом определяются особенностями неблагоприятного его влияния на здоровье. Для ослабления (предотвращения) этого влияния рекомендуется включать в пищевой рацион малоусвояемые вещества (так называемые «пищевые волокна», содержащие большое количество клетчатки и стимулирующие деятельность кишечника). Весьма важна достаточная обеспеченность организма витаминами, минеральными веществами, незаменимыми аминокислотами (метионином, лизином и др.) глютаминой кислотой (необходима для обезвреживания аммиака, образующегося в мозговой ткани), фосфором и др. При наличии в рационе достаточного количества мясо-рыбных продуктов, свежих овощей и фруктов все эти вещества поступают в организм. Учитывая, однако, повышенную потребность в них в питании работников умственного труда, рекомендуется 3-4 раза в год использовать и курсовой прием (3-5 недель) различных патентованных витаминно-минеральных смесей. В аптечной сети имеется большое разнообразие таких смесей предназначенных для мужчин и женщин разного возраста, учитывающих их физиологические потребности, условия трудовой деятельности и другие индивидуальные особенности. Поэтому выбор наиболее целесообразных лучше сделать по совету врача, знающего состояние вашего здоровья и индивидуальные показания или противопоказания к приему тех или иных смесей.

Соблюдение этих простых требований не только предотвратит опасное переутомление, оно будет способствовать общему укреплению здоровья и профилактике других неблагоприятных для него состояний и заболеваний.

Наши рекомендации