Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.
Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.
Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).
Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:
- предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;
- фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
- фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.
В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов.
Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесном состоянии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.
№13 Максимизация выпуска при заданных финансовых возможностях фирмы: графическое и аналитическое представление.
Предположим, что фирма производит однородный продукт, используемые в производственно процессе факторы производства также однородны.
Следовательно, здесь речь пойдёт только об изменении количества затрат факторов производства и об изменении объёма выпускаемой продукции. Цены факторов производства являются с точки зрения фирмы постоянной, а не переменной величиной.
Пусть производственная функция организации будет y = f (x1,..., x n) и заданы цены на факторы производства , а также задана величина денежного капитала, выделенного на закупку факторов производства – M.
Требуется найти:
В результате имеем задачу нахождения условного максимума функции y. Решение этой задачи находится с помощью функции Лагранжа
Условием первого порядка максимизации выпуска продукции является равенство нулю всех частных производных функции Лагранжа:
Оптимальное значение и являются решением данной системы уравнений. Из приведенной формулы получаем
т.е. предельные производительности факторов производства пропорциональны их ценам, а коэффициент пропорциональности равен . Разделив i-е равенство на k-е, получим т.е. отношение предельных производительностей факторов равно отношению их цен. Кроме того, предельная производительность факторов, приходящаяся на денежную единицу, в оптимальном плане должна быть одинаковой для всех факторов и равняться .
Отсюда вытекает принцип оптимальности в сфере производства: для обеспечения оптимальной комбинации факторов необходимо добиваться равенства предельных производительностей факторов, приходящихся на единицу денежных затрат.
Может быть и такой вариант, когда руководитель предприятия хочет произвести не любой, а вполне определённый объём продукции. Понятно, что этот выпуск может быть осуществлён с различными денежными затратами. Но фирме хотелось бы, чтобы эти затраты были наименьшими. Поэтому возникает необходимость решения задачи минимизации издержек при требуемом уровне выпуска. Представленная формально проблема минимизации издержек при заданном уровне выпуска имеет вид:
Решение данной задачи на безусловный экстремум приводит к тем же результатам, что и в предыдущем случае, т.е.:
Решив задачу минимизации издержек, мы получим оптимальные количества 1-го и 2-го фактора производства, которые будут зависеть от цен этих факторов производства и от требуемого объёма выпуска продукции.
№14 Правило минимизации убытков.
Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.
Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.
Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.
MR – предельный доход;
MC – предельные издержки
Рис. 1. Правило максимизации прибыли
Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.
В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:
P = MC.
На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.
Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).
В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.
Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.
№15 Совершенная конкуренция на рынках факторов производства.
Рынки ресурсов производства - это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.
Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую при помощи этих факторов производства. Он увеличивается или уменьшается в зависимости от того, увеличивается или уменьшается спрос на готовую продукцию, созданную с помощью этих факторов.
Рынок производственных ресурсов выступает в двух основных видах: а) рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции и б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.
Особенностью рынка ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. В то время как на рынках ресурсов производства в условиях несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.
Для каждого типа и качества ресурсов производства имеются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На конкурентных рынках ресурсов производства цены на ресурсы зависят от спроса и предложения.
Совершенно конкурентный рынок ресурсов производства - это рынок, на котором выполняются следующие условия:
- много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют в приобретении ресурсов заданного качества, которые поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;
- каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю от наличного количества предложения ресурсов, т. е. каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы;
- каждый продавец ресурсов реализует лишь незначительную долю общего количества предложения, тем самым не может существенно влиять на рыночное предложение;
- продавцы ресурсов могут беспрепятственно войти на любой рынок, выйти с любого рынка. Владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы могут перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.
Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изображает, как изменяется объем необходимых фирме ресурсов ,при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.
Кривая спроса фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности производственного ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс, так же как и кривая спроса на производимую продукцию, имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности. Нисходящий наклон кривой спроса на производственные ресурсы всегда вызывает ее пересечение с кривой предельных издержек, а точка пересечения указывает на оптимальный объем применяемого фирмой ресурса (рис. 35.1).
Рис. 35.1. Кривая спроса на ресурсы при совершенной конкуренции
№16 Функция прибыли и ее свойства.(1)
Функция, устанавливающая корреляцию между объемом продукции, который хотела бы произвести фирма, необходимыми ресурсными затратами и уровнем прибылей. Может быть представлена в виде кривой или графика. В рамках теории поведения производителей (producer theory) при определенных допущениях для данного объема производства имеется единственная комбинация ресурсов, которая обеспечивает максимизацию прибылей. Это точка на кривой, представляющей собой функцию прибыли. Однако фирма может стремиться к удовлетворению иных, по сравнению с максимизацией прибыли, целей. См.: менеджериальная теория фирмы (managerial theory of the firm); поведение на основе принципа разумной достаточности (satisficing behaviour). Вследствие этого на кривой функции прибыли данной фирмой может быть избрана совсем иная точка.
№16 Функция прибыли и ее свойства.
Основные функции прибыли:
1. Оценочная функция – заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия.
2. Стимулирующая функция – заключается в том, что стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации.
3. Фискальная функция – заключает в том, что прибыль – это источник отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
Стимулирующая функция заключается в том, что прибыль является основным источником собственных денежных средств предприятия. Это значит, что за счет полученной прибыли происходит обеспечение самофинансирования. Из чистой прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов и сборов, происходит финансирование необходимых мероприятий, направленных на расширение производства, увеличение научно-технического и социального развития организации, а также материальное поощрение сотрудников. Грамотный предприниматель должен понимать, что часть полученной прибыли надо направлять на развитие своего бизнеса, только так можно обеспечить развитие производства и, как следствие, рост доходов.
Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль – это одни из основных источников отчислений в государственные и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. В данном случае средства в бюджеты поступают в виде налогов и используется в дальнейшем государством в качестве источника финансирования для выполнения государством своих основных функций, также деньги направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно-технических программ.
Итак, прибыль как стоимостная категория испытывает воздействие различных факторов, носящих регулярный и случайный характер. Устранение негативного влияния этих факторов осуществляется с помощью управления. Сохранение при этом прибылью своей качественной определимости свидетельствует о том, что её можно рассматривать как управляемый объект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учёту и анализу, регулированию и контролю.
Рассмотрение свойств и особенностей прибыли с позиций общей теории управления позволяет определить её как сложный и динамичный объект управления, обладающий следующими основными свойствами: целостностью и целевой направленностью, сложностью, динамичностью и непрерывностью развития, способностью взаимодействовать с другими экономическими категориями и системами, гибкостью и некоторой неопределённостью поведения в перспективе.
№17 Совершенная конкуренция на рынках готовой продукции.
Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:
- присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей);
- возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его;
- равным доступом к информации и однородным продуктом.
При совершенной конкуренции отдельный предприниматель либо отдельный покупатель не имеют возможности назначать цену.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
№18 Эффект масштаба.
Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат.