Кривые безразличия и их свойства

Индекс Ласпейреса

Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам ( Кривые безразличия и их свойства - student2.ru ), к расходам на приобретение потребительской корзины базисного периода ( Кривые безразличия и их свойства - student2.ru ):

Кривые безразличия и их свойства - student2.ru .

Область применения: Изучение динамики цен на фармацевтическом рынке (в частности, определение фармацевтических составляющих индекса потребительских цен и индекса цен промышленного производства), дифференцированный ценовой анализ в разрезе агрегированных групп ЛС и ценовых диапазонов, сравнительный анализ уровней цен между разными регионами и странами, оценки эффективности мер государственного регулирования, анализ расходов населения на медикаменты, исследования влияния инфляционных процессов на уровень цен на ЛС, сравнение темпов роста цен на ЛС с темпами роста цен на другие группы товаров.

Недостатки: Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода Кривые безразличия и их свойства - student2.ru , индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения. Условность индекса, обусловленная тем, что по мере отдаления от базисного периода установленная система весов все меньше соответствует структуре и составу объема продукции текущего периода, а это негативно влияет на точность результатов.
Необходимость проведения сложных расчетов с целью получения единого индексного ряда в период пересмотра системы весов.
Индекс, рассчитанный по формуле Ласпейреса, завышает реальный рост цен, вследствие чего он считается недостаточно объективным показателем для изучения ценовой динамики

Индекс Пааше

Индекс Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода:

Кривые безразличия и их свойства - student2.ru .

Область применения:Ценовые исследования фармацевтических рынков, характеризующихся существенными структурными изменениями. Анализ структурных сдвигов на фармацевтическом рынке, когда индекс цен рассматривается в системе с индексом стоимости и индексом физического объема. Специализированные ценовые исследования, в которых требуется, чтобы расчет был максимально приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

Недостатки:Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода ( Кривые безразличия и их свойства - student2.ru ), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста. Сложность расчета, связанная с тем, что взвешивание по весам отчетного периода требует регулярного сбора и обработки значительных объемов информации для формирования системы весов, а это сопряжено с большими затратами времени, материальных и трудовых ресурсов.
Индекс, рассчитанный по формуле Пааше, занижает реальный рост цен, вследствие чего он считается недостаточно точным показателем для изучения динамики цен.

№10 Производственная функция и ее формальные свойства.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.



  1. Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.
  2. Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство.

В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.

№11 Предельная норма технологического замещения и предельная производительность. Закон убывающей отдачи.

Предельная норма технологического замещения (marginal rate of technical substitution) (MRTS) показывает отношение изменения одного фактора производства к изменению другого фактора при условии неизменности объема производства.

MRTS = ДK / ДL

гдеДK --изменение капитала; ДL -- изменение труда.

В данной пропорции представлена предельная норма технологического замещения капитала трудом при условии, что объем производства остается неизменным, т.е. уровень производства расположен на одной и той же изокванте.

Предельная норма технологического замещения имеет тесную связь с предельными продуктами факторов производства. Если сокращать количество одного из факторов, будет уменьшаться объем выпуска продукции. Поэтому для того, чтобы объем производства оставался неизменным необходимо увеличивать количество другого фактора.

Если посмотреть на изокванту, то можно увидеть, что она имеет выпуклую форму. По мере движения вниз по изокванте предельная норма технологического замещения имеет тенденцию к уменьшению. Это происходит из-за того, что по мере увеличения количества одного из факторов (например, капитала) его предельный продукт уменьшается относительно предельного продукта другого фактора (труда).

Модели олигополии

Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Модель ценового лидерства

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка.

Различают два основных типа ценового лидерства:

  • а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;
  • б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

№23 Конкуренция выпусков: модель Курно, модель Штакельберга.

Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877) еще в 1838 г.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Модель Курно представлена на рис. 34.1.

Кривые безразличия и их свойства - student2.ru

Рис. 34.1. Модель дуополии Курно

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом. Его выпуск (рис. 34.1) составляет q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR = = МС = 0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка достигнет максимума. Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Oq1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD' кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента q1D', а величина его выпуска равна q1q2, что даст возможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене, OD'(1/2 x 1/2 = 1/4).

На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно.

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. В модели Курно суммарный выпуск для такой же функции спроса будет ниже, а цена соответственно выше, следовательно на уровне теоретических рассуждений можно предположить, что для общества в отраслях, где сложилась олигополия, выгодно выделение фирмы-лидера, обладающего значительной рыночной властью, так как существование примерно одинаковых по размерам и рыночной власти фирм (что предполагается в модели Курно) ведет к росту цены и сокращению выпуска.

№24 Конкуренция цен, модель Бертрана, модель лидерства в ценах

Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

Предположения модели

В модели приняты следующие предположения:

  • На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;
  • Фирмы ведут себя некооперативно;
  • Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;
  • Функция спроса линейна;
  • Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно;
  • После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;
  • Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;
  • Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.
  • Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).

Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.

Модель Бертрана имеет два разумных исхода:

  • кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;
  • конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования".

Модель ценового лидерства
На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.
Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка.
Различают два основных типа ценового лидерства:

• а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;
• б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

№25 Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
  • б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
  • в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

№26«Провалы рынка»: неполнота информации

Таким образом, первое информационное условие успешного функционирования рынка - свободный доступ к информации для всех его участников. Второе же условие - рассредоточенность информации между достаточно большим (даже неопределенно большим) числом участников рынка, ни один из которых не контролирует значительную часть предложения или спроса на товар.

Свободный доступ к информации и ее рассредоточенность между достаточно большим числом участников рынка два в равной мере необходимых условия успешного его функционирования.

При недостаточности информации рыночные цены слабее реагируют на изменения спроса и предложения, становятся менее гибкими. При слабом обмене информацией на рынке обычно существует не одна, а несколько цен на одни и те же товары, каждая из которых отражает при прочих равных условиях недостаток информационного обмена. Формирование единой равновесной цены возможно только в условиях полной информированности.

Таким образом, рассредоточение информации среди достаточно большого числа участников рынка прямо влияет на процесс формирования единой равновесной цены и в то же время значительный разброс цен на рынке одноименных товаров или услуг свидетельствует об отсутствии свободного обмена информацией, неполной осведомленности экономических агентов.

В экономической теории известны два типа экономических моделей по информационному признаку - это модели рынка с совершенной и несовершенной информацией. Модели, где изначально вводятся ограничения, снимающие неопределенность, получили название моделей совершенной информации. В них предполагается, что каждый участник рынка может мгновенно получать полную, достоверную и бесплатную информацию о рыночной ситуации и ее изменениях. Биржевой рынок в наибольшей степени соответствует модели рынка с совершенной информацией и обладает рядом признаков, которые не всегда (или почти никогда) не присущи другим видам рынков. К их числу относятся следующие обстоятельства:

  • единство времени и места проведения сделок, которое обеспечивает:
    а) полную обозримость рынка;
    б) равный доступ к информации всех участников биржи
    (симметричность информации);
  • унифицированность информации - торговля идет стандартными биржевыми контрактами, где количество и качество товаров уже зафиксировано и не требует дополнительной проверки (что гарантировано биржей). Следовательно, цена является единственным необходимым сигналом, единственной переменной, информация о которой необходима участникам для принятия решений о заключении сделок;
  • высокая организованность рынка, профессионализм его участников, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Информационное неравенство, асимметричное распределение информации среди участников рынка, когда одна сторона сделки знает о ее предмете больше, чем другая, также почти всегда присутствует на рынке. Информационное неравенство может служить причиной, по которой ценовая система может не обеспечить эффективное и оптимальное распределение ресурсов. В некоторых случаях информационное неравенство может привести к "провалу рынка" - достаточно вспомнить классический пример - "рынок лимонов" (подержанных автомобилей), когда под воздействием асимметричности информации рынок разрушается.

Однако асимметричность информации и, как следствие, несовершенство конкуренции, приносит обществу и ощутимые выгоды, доставляемые неценовой конкуренцией, для которой, как известно, недостаточно одних лишь ценовых сигналов. Здесь большую роль играют различия в качестве товаров и услуг, в обслуживании, торговые марки, реклама и так далее. Обезличенный совершенный конкурентный рынок таких преимуществ и удобств для покупателей дать не может. Более того, несовершенная конкуренция, порождаемая асимметричностью распределения информации на рынке, позволяет соединить преимущества двух видов конкуренции - ценовой и неценовой.4

Информация в рыночном механизме играет двойственную роль: с одной стороны, она способствует усреднению цен, формированию равновесия; с другой стороны, постоянное обновление информации нарушает равновесие и дает импульс поиску нового равновесия.

№27«Провалы рынка»: внешние эффекты.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производоству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Для нейтрализации отрицательных внешних эффектов общество может пред­принять следующие меры:

  • административно-законодательный контроль (запрещение курения, установление стандартов загрязнения среды, закрытие предприятий и т. д.);
  • создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налоги, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т. п.);
  • косвенное вмешательство государства.

Рассмотрим такой способ решения проблемы отрицательных внешних эффек­тов, как установление налога на каждую единицу продукции предприятия, созда­ющего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу.

Налог Пигу— налог, призванный отвратить от производства ( или потребления ) благ, создающих внешние издержки.

Субсидия Пигу— субсидия, призванная стимулировать производство ( или потреб­ление ) благ, приносящее внешние выгоды.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора.

№28«Провалы рынка»: общественные блага.

Существование внешних эффектов является причиной необходимости госу­дарственного вмешательства в экономику. Кроме того, несовместимы с рыночной системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и недели­мость потребления.

Неконкурентность— свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества , доступного для потребления другими потребителями .

Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. Если производство и пе­редача программы требуют определенных издержек, то размер аудитории может быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к нацио­нальной обороне — экономическому благу, которое предоставляет безопасность и защиту всем и каждому: если защищен один гражданин, то равным образом защи­щено все общество. И телевидение, и национальная оборона обладают одинаковыми свойствами: они неконкурентны. В отличие от этого большинство товаров и услуг конкурентны. Рассмотрим второе свойство благ — неисключаемость.

Неисключаемость— свойство блага , заключающееся в невозможности воспре­пятствовать его потреблению всеми потребителями .

Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества за­щищен, то равным образом защищены все прочие граждане. В отличие от оборо­ны программы телевидения являются исключаемыми благами: технологии кабельного и спутникового телевидения позволяют обеспечивать услуги только для определенной категории зрителей за отдельную плату. Хотя были времена, когда все телевидение являлось неисключаемым благом.

Сопоставление национальной обороны и телевидения предполагает наличие еще одного свойства благ: неделимость потребления.

Неделимость потребления— свойство блага , заключающееся в невозможности его потребления по частям .

Оборона — неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на терри­тории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям», но можете смотреть телевидение и выби­рать при этом разные каналы. Это — делимость потребления.

Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновре­менно, то он называется чисто общественным благом.

Чисто общественное благо :абстрактная категория , служащая для определения и моделирования существенных черт , выделяющих общественные блага из всех ос­тальных . Характеристиками чисто общественного блага являются неконкурент­ность , неисключаемосиь и неделимость .

Антиподом чисто общественного блага является чисто частноеблаго— такое бла­го , каждая единица которого может быть продана за отдельную плату .

Проблема безбилетника ( «зайца» ):условие , связанное с неисключаемостью бла­га , когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо , ожидая получать выгоду без ее оплаты .

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую инфор­мацию о положении плательщиков. Рынок в данном случае не в состоянии спра­виться с проблемой. Исправить «провалы» рынка может государственное вмеша­тельство.

Кривые безразличия и их свойства

Чтобы избежать необ­ходимости измерения предельной полезности, в экономической теории используют кривые безразличия. Разработка данного подхо­да к проблеме поведения потребителя связана с именами извест­ных экономистов В.Парето и Д.Хикса.

Анализ кривых безразличия базируется на тезисе, что потреби­телю нет надобности точно измерять полезность блага. Достаточно, если он в состоянии из двух благ выбрать одно по своему вкусу.

Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпо­сылках:

1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положи­тельной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние по­требителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.

2. Предельная норма замещения понижается. По мере того как потребляется все большее количество блага X и меньшее количе­ство блага Y, благо X становится все менее ценным относительно У, а благо Y — все более значимым сравнительно с X.

3. Потребители имеют возможность выбирать между комбинаци­ями доступных им товаров и услуг. Потребитель имеет три возмож­ности: предпочесть товар А товару В, предпочесть товар В товару А, быть безразличным по отношению к обоим товарам (ему все рав­но, какой из них потреблять).

4. Потребительский выбор рационален, и потребитель последо­вателен в своих предпочтениях: если он предпочитает благо А благу В, а благо В — благу С, то при выборе между А и С он всегда пред­почтет А.

Опираясь на названные выше предпосылки, можно построить так называемую карту потребительских предпочтений (рис. 1). Предпочтения потребителя выражены при помощи кривых безраз­личия. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую. Зона замещения (субституции)– участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Кривые безразличия и их свойства - student2.ru Рис. 1. Кривые безразличия. Карта потребительских предпочтений

Кривая безразличия — это геометрическое место точек, каждая из которых отвечает комбинации товаров Х и У, приносящих одну и ту же совокупную полезность потребителю. Кривые безразличия обладают следующимисвойствами.

1. Кривых безразличия на каждой карте может быть сколь угодно много.

2. Кривые, расположенные дальше от начала координат, соот­ветствуют более высоким уровням совокупной полезности.

3. Кривые безразличия, принадлежащие одной карте предпочте­ний, никогда не пересекаются, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других.

4. Кривые выгнуты в сторону начала координат.

5. По мере того как мы продвигаемся по кривой вправо, абсолютное значение ее наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма кривой обусловлена убыванием предельной нормы замещения, что в свою очередь связано с убыванием предельной полезности.

Другими словами, наклон кри­вой безразличия показывает предельную норму замещения и имеет отрицательный знак.

№3 Бюджетные ограничения. Бюджетное множество Вальраса.

В дополнение к физическим ограничениям, воплощённым в потребительском множестве, потребитель сталкивается с важным экономическим ограничением: его потребительский выбор ограничен теми товарными наборами, которые он может позволить себе купить. Чтобы формализовать бюджетное ограничение введём в анализ несколько допущений. Предположим, что все N благ из товарного набора продаются на рынке по ценам, измеряемым в денежных единицах (рублях, долларах, йенах и т.п.), и эти цены не являются отрицательными. Заметим, что, в принципе, отрицательные цены могут быть использованы в анализе наряду с положительными. Они означают, что индивид платит за то, чтобы не потреблять данный товар. Это вполне логично для антиблаг, таких, например, как выхлопные газы или сигаретный дым. Возможность потребления некоторого товарного набора зависит не только от рыночных цен, но также и от уровня богатства потребителя, измеренного в денежном выражении. Предположим, что у нашего потребителя есть некоторая сумма денег, которую он может расходовать в течение рассматриваемого периода времени. Обозначим данный доход I и допустим, что он не изменяется в течение рассматриваемого периода времени, то есть I = const . Тогда бюдже

Наши рекомендации