Признание результатов деятельности по оценки соответствия
Не вызывает сомнения тот факт, что странам-участницам может потребоваться гарантия того, что продукция, поставленная на их рынки, отвечает требованиям технических регламентов, которые они определили как необходимые для обеспечения здоровья людей и безопасности. Однако, эта необходимость в положительной гарантии соответствия требованиям технических регламентов является дополнительным бременем для изготовителей.
Его особенно ощущают изготовители, которым необходимо проводить повторные испытания или повторную сертификацию продукции, даже если она уже была проверена или сертифицирована в другой стране. Такое требование может значительно увеличить затраты изготовителей при поставке продукции на рынок. В результате изготовители могут отказаться от поставки продукции, количество продукции в стране-импортере может уменьшиться, национальные изготовители могут оказаться в условиях ограниченной конкуренции, что приведет к ограничению уровня технического прогресса и развития технологий в стране-импортере. Все это не может отрицательно сказаться на благополучии и экономической стабильности страны-импортера. Такая ситуация особенно характерна для продукции с относительно коротким сроком жизни, такой как высокотехнологичная продукция информационной технологии, когда дополнительные временные задержки, связанные с испытаниями и сертификацией в стране-импортере, могут иметь серьезный отрицательный результат для ее привлекательности на рынке.
Расходы для изготовителей и ограничения экономического благосостояния стран-импортеров можно сократить и/или устранить, если страны-участницы в одностороннем порядке примут результаты деятельности по оценке соответствия, полученные компетентными органами других стран. Такая мера сократит объем проведения повторных испытаний и, следовательно, расходы, а также нагрузку для регулирующих органов.
Существует несколько механизмов принятия результатов оценки соответствия. Однако главным фактором, определяющим любое соглашение о признании на правительственном уровне, является доверие регулирующих органов к технической компетенции органов по оценке соответствия, оценивающих продукцию на соответствие требованиям технического регламента.
Независимо от используемого механизма принятия результатов оценки соответствия он в соответствии с Соглашением ВТО по ТБТ должен отвечать основополагающим принципам устранения барьеров в торговле, обеспечивающим открытость, отсутствие дискриминации и режим наибольшего благоприятствования.
Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия
Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Управление перечнем стандартов.
Органы власти могут выступить против любых стандартов, если они уверены, что данные стандарты не могут выполнить требования п. 2 и 3 (см. выше). В этом случае новые стандарты должны быть разработаны или пересмотрены действующие стандарты. Перечень гармонизированных стандартов утверждает и публикует в своем официальном издании федеральный орган в области технического регулирования.
Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
Контроль и надзор на рынке
Оценка продукции после поставки на рынок является составной частью многих процедур оценки соответствия. Такая оценка зачастую называется надзором после поставки продукции на рынок, в результате которой обеспечивается соответствие продукции или уверенность в том, что она продолжает соответствовать необходимым регулирующим требованиям.
Надзор после поставки продукции на рынок является определяющим для процедур оценки соответствия при отсутствии однозначной гарантии в том, что продукция будет продолжать соответствовать установленным требованиям. Например, при процедурах утверждения необходимо убедиться в том, что продукция, предложенная для продажи на рынке, имеет те же эксплуатационные характеристики, что и образец, который был первоначально утвержден. Надзор после поставки продукции на рынок также необходим при применении процедур заявления поставщика о соответствии, чтобы убедиться в том, что заявления о соответствии остаются в силе.
При таких процедурах оценки соответствия как инспекционный контроль, лицензирование или испытание партии надзор после поставки продукции на рынок не является таким критическим. Степень надзора может также зависеть от определения необходимости внутреннего аудита и надзора за процедурой оценки соответствия. Например, на предприятиях, на которых действует системы управления качеством, уровень надзора после поставки продукции на рынок может быть сокращен в отличии от предприятий, не имеющих таких систем. При процедурах оценки соответствия, основанных на сертификации продукции, когда орган по сертификации в определенной степени проводит надзор после поставки продукции на рынок или аудит, а также оценку системы управления качеством, уровень надзора за такой продукцией со стороны регулирующих органов также снижается.