Руководящие принципы технического регулирования
Основополагающие принципы
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
идентификацию проблемы (в том числе её природу и значимость);
рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
изучение степени гармонизации с международными и региональными стандартами;
рассмотрение механизма оценки соответствия;
изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
обеспечение проведения необходимых консультаций.
Контрольный перечень вопросов, которые необходимо решить, приведен в разделе 10 данной главы.
Идентификация проблемы
Первым шагом в процессе разработки регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В статье 2.2 Соглашения по TБT говорится, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:
требования национальной безопасности;
предотвращение недобросовестной деятельности;
охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений и
окружающей среды.
Однако даже соответствие вышеуказанным критериям само по себе не означает, что вмешательство органов власти принесет необходимые результаты. Также необходимо выяснить какие существуют основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без такого вмешательства.
Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность зарегулирования. Зарегулирование возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.
В целом же, принятие решений по экономике лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах. В продолжение к этому, рыночные операции являются в целом наиболее эффективным средством, подтверждающим, что ресурсы используются самым оптимальным образом, тем самым, принося максимальную пользу стране. Но иногда рынкам не удается выполнять эту функцию.
Пример 1. Типичные проблемы рынка
Воздействия на внешнюю среду. Воздействия на внешнюю среду являются отрицательным (или положительным) результатом компромиссных сделок, который отражается на третьих лицах. В результате таких сделок эти воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса. И этих воздействий на внешнюю среду может быть очень много (или очень мало). Примером такого воздействия можно назвать загрязнение окружающей среды как результат производственного процесса, и стоимость которого не падает на производителя. При этом, могут использовать экономические рычаги или технические стандарты, чтобы цены включали стоимость этих воздействий, или чтобы последних было меньше.
Недобросовестная конкуренция. Если существуют барьеры для вхождения в рынок, то у производителей появляется возможность устанавливать цены выше конкурентных и/или сократить выпуск продукции. У государственных органов может возникнуть желание вмешаться, чтобы предотвратить это (например, через принятие антитрастовых законов). Проблемы конкуренции могут также возникнуть в случае естественных монополий. Естественная монополия возникает тогда, когда одна фирма полностью покрывает запросы рынка по более низкой цене, чем две или более фирм. Например, электросети и газопроводы имеют тенденцию к тому, чтобы быть естественными монополиями.
Информационные проблемы. Если производители или потребители не обладают полной информацией, на основе которой они принимают решения, то это может привести к отрицательным результатам. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, то это может привести к снижению цен на них, однако вынудит производителей высококачественной продукции уйти с рынка.
Общественные блага (Общественный товар). Общественные блага являются неконкурентными и неэксклюзивными. Это означает, что потребление такого товара одним лицом не снижает возможности других потреблять этот товар, и поэтому очень трудно или даже невозможно исключить потребление людьми данного товара. В результате очень трудно получить от его пользователей оплату за этот товар. Оставленный один на один, рынок вряд ли поставит достаточное количество такого товара, чтобы обеспечить нужды страны.
После выяснения природы проблемы необходимо оценить её важность. Чаще всего используемый механизм для этого – это «оценка риска». Это процесс рассмотрения различных рисков, связанных с конкретной ситуацией, процедурой или деятельностью. Это также должно включать оценку риска от неисполнения чего-либо или от следования какому-либо конкретному образу действия. В Соглашении по ТБТ ВТО констатируется, что должны рассматриваться те риски, которые приведут к недостижению поставленных легитимных целей. Далее устанавливается, что:
«При оценке таких рисков должны рассматриваться, среди прочих, следующие важные аспекты: доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции».