Транспортный комплекс. Железнодорожный транспорт, проблемы и перспективы.

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров.

Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Сеть магистральных железных дорог находится в лучшем относительно других отечественных транспортных коммуникаций техническом состоянии и имеет высокую пропускную способность. Наиболее эффективны в эксплуатации электрофицированные железные дороги. Россия обладает самой протяженной в мире системой электрофицированных железных дорог — 44 тыс. км.

В структуре грузов, перевозимых по железным дорогам, почти 3/5 составляют каменный уголь, нефть, руды, черные металлы, лес, минеральные удобрения, цемент. Для этого вида транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. Наиболее грузонапряженные линии находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль и в перевозке пассажиров, причем до 90% приходится на пригородное сообщение. Основная масса таких перевозок осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре и их пригородах. В дальних пассажирских перевозках лидируют меридианальное направление Москва–Курск, широтное на восток — от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь, между Москвой и Санкт-Петербургом, а также между Москвой и столицами новых независимых государств. Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

39.Транспортный комплекс. Автомобильный транспорт, проблемы и
перспективы.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок.

Общая протяженность автодорог в России составляет 963 тыс. км, из них 80% — дороги с твердым покрытием. Плотность дорог с твердым покрытием в России составляет 45 км на 1 тыс. км2, в США — 270 км. Такая низкая обеспеченность России автомобильными дорогами объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока (на Дальнем Востоке этот показатель равен 5 км), в европейской части страны плотность автодорог значительно выше (в Центрально-Черноземном районе — 172 км, в Калининградской области — 303 км). Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80% всей сети. Общую потребность в дорогах с твердым покрытием оценивают в 2,5 млн. км. Более трети автомобильных дорог нуждается в реконструкции.

Форма автодорожной сети страны во многом соответствует радиально-кольцевой форме железнодорожной сети. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12 направлениям, автодороги Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск; Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск; Екатеринбург — Челябинск и др. В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения: Амуро-Якутская магистраль (Большой Невер — Томмот — Якутск), Колымское шоссе (Магадан — Якутск), Чуйский (Бийск — Ташанта), Усинский (Абакан — Кызыл) тракты.

Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные регионы страны.

Наши рекомендации