Указания к выполнению различных видов работ.
Основные задачи практических занятий:
- обеспечить углубленное изучение методологических принципов исследования гармоничного и аддиктивного поведения,
- закрепить навыки эффективного использования конкретных методов психологического исследования,
- сформировать умение разрабатывать структуру треннингового занятития;
- отработать на практике умение формировать мотивацию здорового, антинаркотических и антиалкогольных установок;
- сформировать умения по поиску необходимой информации с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
1. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова Л. Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011. – 208с.
2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. – Спб.: Питер, 2011. – 352с.
3. Крылова Н.В. «Реконструкция личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ». «Учебно-методическое пособие.- М.: ИМСГС, 2010. – 273 с.
4. Первичная профилактика: учебное пособие / К.С.Лисецкий, С.В.Березина, Н.Ю.Самыкин [и др. ]; под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – Самара: «Универс-групп», 2006. – 170с.
5. Профилактика патологических форм зависимого поведения. В 3-х Т. Т.1. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика) / под общ. ред. О.В.Зыкова. – М: РБФ НАН, 2010.
6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2009. – 176 с.
7. Николаева Е.И., Каменская В.Г. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. – М.: Форум, 2011. – 208с.
8. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.: Академия, 2011. – 240с.
Дополнительная литература
1. Алкоголь, наркотики, никотин – наши враги номер один: методико-библиограф. материалы / сост. Н.П. Чистюхина. – Прохоровка: Прохоровская центр.библ. система, 2009. – 44 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, –2007. – 576 с.
4. Бузина Т.С. Психологичские подходы к профилактике ВИЧ - инфекции при употреблении психоактивных веществ. – М.: Прометей, 2009. – 172 с.
5. Ваништендаль С. «Резильентность» или оправданные надежды. Раненный, но не побежденный: перевод А.М.Герцик / С. Ваништендаль // Международное Католическое Бюро Ребенка. – Женева, 3-е издание, 1998. – 79 с.
6. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М.Шпициной. - Спб.: Речь, 2005. - 256с.
7. Колонтаевская Е.А. Тренинг как форма профилактики нарокомании среди студентов. - Омск, - 2009. - 45 стр.
8. Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических растройств. – Спб.: Речь, 2007. – 300с.
9. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 65-74.
10. Теория семейных систем Мюррея Боуэне: Основные понятия, методы и клиническая практика / под науч. ред. К.Бейкер, А.Я.Варга. – М.: Когито-Центр, 2008. – 496с.
11. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2011. – 736с.
12. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. - London: Oxford University Press, 2002 - 272p. - Р.42.
13. Robertson E.B., David S.L., Rao S.A. Preventing Drug Use among Children and Adolescents. – Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse, 2003. – 42c.
14. Sameroff A.J., Mackenzi M.J. Research strategies for capturing transactional models of development: The limits of the possible // Development and Psychopathology. - 2003. - V.15(03). - P. 613-6 40
Обязанности практиканта
Практиканты при прохождении практики обязаны:
- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;
- выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям учреждений, специалиста и не угрожают здоровью практикующихся студентов;
- выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок;
- отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин.
Информация, полученная в ходе практических работ, должна обладать следующими основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью.
Достоверность — информация должна правдиво, без искажений, отражать состояние исследуемого объекта или процесса.
Актуальность— это степень своевременности информации по отношению к решаемой проблеме. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна, поэтому разрыв времени между моментами получения информации и ее использования должен быть минимальным. Сроки обновления информации определяются скоростью протекания социокультурных, экономических и производственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.
Полнота— содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия решения.
Релевантностьозначает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме, т.е. сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу.
Сопоставимость- это возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.
Доступность для восприятияинформации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.
Экономичностьозначает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.