История науки об управленческих решениях.
История науки об управленческих решениях.
До нашей эры: - 5000 лет. Шумеры – письменная регистрация фактов.
4000. Египтяне – признание важности планирования и контроля.
600. Новохудоносор – Контроль за производством и заработная плата.
400. Сократ – универсальность менеджмента. Ксенофонт – менеджмент как вид особого искусства.
Наша эра: 20. - Иисус Христос – золотое правило человеческих отношений.
1835 – Маршал – признание важности менеджмента.
1881 – Вартон – курс предпринимательского менеджмента.
1900 – Тейлор – научный менеджмент полная теория.
1916 – Фойоль – полная теория менеджмента.
1919 – Морис Кук – концепция групповых устремлений.
1943 – Урвик – сведение принципов менеджмента.
1949 – Ромари – разработка системного анализа.
1979 – Ромари Стюарт – действия менеджера в различных ситуациях.
1985 – Пол Петере – отношение к потребителям и к персоналу организации.
Школы и подходы к принятию управленческих решений.
В менеджменте сформированы следующие научные школы:
- рационалистическая школа управления - Тейлор — максимальная польза от рабочего.
- классическая (бюрократическая) школа управления – Вебер - максимальная польза от организации.
- школа «человеческих отношений» - Мэйо - факторы, в максимальной степени влияющие на производительность и качество труда рабочих.
- бихевиористская школа управления - Фолетт– каждый рабочий должен стремиться к лидерству.
- школа системного подхода к управлению–объединение рационалистического, бюрократического и социального направления менеджмента.
- школа принятия управленческих решений - Вальтер – учёт экономических и социальных нужд рабочих.
- школа ситуационного управления–в зависимости от ситуации.
В управленческой практике к принятию решений сложились два основных подхода:
- индивидуальный – решения принимаются высшим звеном управления.
- групповой – решение с привлечением служащих.
Развитие управленческой мысли в России.
В развитии советской управленческой мысли исследователи выделяют четыре периода: 20-е, 30—50-е, 60—70-е и 80-е гг. XX в.
Первый период – социальная концепция управления: Теория организационной деятельности Керженцева – Лебедева, который выделял труд, производство и управление; «Социально-трудовая теория управления производством» Витке, который выделял соединение социально-трудовых отношений и реальную деятельность; «Теория административной ёмкости» Дунаевского, который выделял способность управляющих руководить.
Второй период – утверждение народного и хозяйственного подхода. Плановое управление хозяйством.
Третий период – научно-техническое развитие производства и автоматизированное управление. Формирование хозяйства как системы.
Четвёртый период - заключается в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.
Дифференцированная среда принятия управленческих решений.
Руководитель должен принимать решения в разных обстоятельствах: определённость, неопределённость и риск.
Риск – решения, результаты которые являются не определёнными, но вероятность каждого результата известна.
Определённость - результат каждого решения известен.
Неопределённость – невозможно оценить результаты решений.
Объективность – способ вычисления определённости.
На принятие решений так же влияет время и изменяющаяся внешняя и внутренняя среда.
Институциональные рамки принятия управленческих решений.
Институциональные рамки – воздействие на ограничения и нормы деятельности участников организационных систем и систем в целом.
Различают два вида норм: 0 явные (закон, контракт, должностная инструкция);
- неявные (корпоративная и организационная культура, этические нормы).
Роль институциональных рамок – уменьшение неопределённости с помощью устойчивости и структуры взаимодействия между сотрудниками и ограничение альтернатив.
Институциональная модель предполагает, что структура организации формируется от традиций и норм, действующих внутри организации. Является наиболее жестким управлением с ограничением действий.
Ключевые фигуры процесса разработки управленческих решений.
Ключевыми фигурами процесса РУР являются:
- клиент;
- заказчик;
- разработчик;
- учредитель;
- исполнитель решения;
При этом, все они могут быть в одном лице.
Требования к лицу, принимающему решение.
Антиномичность - умение принимать, использование точки зрения отличающиеся от собственного мнения или даже противоположные ему.
Аттрактивность - это способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
Безинерционность - способность выйти за границы формального, привычного, традиционного.
Латентность - способность к скрытому руководству исключающему авторитарный стиль.
Превентивность - умение заранее, заблаговременно распознавать и решать проблемы, когда они только назревают.
Экспрезентность - способность делать верные, удачные и правильные заключения при дефиците информации.
Типология УР.
Многообразие решений - некоторый комплекс, понимание к-рого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему реш. В такой сист.решения должны проявл.как общие признаки, так и специфические особенности,присущие отдельным видам реш.Сущ.несколько различных класс-ий УР, в основе к-рых лежат различн.признаки,хар-щие эти решения. Дел.по субъектно-объектному признаку Любые реш.,принимаемые в орг-ции носят творч.хар-р. При этом они дел-ся на 3 категории: рациональные (основаны на расчетах и математич.логике), иррациональные (основаны на неформальн.логике и интуиции) и сенсуальные (осн.на предчувствии или озарении). Аспекты: правовой; политич.; соц.; эк-кий; орг-ный; технологическ.; психологическ.; педагогическ.; этическ.; экологическ.
осн.виды УР.
по сфере действия (технические, экономические и др.Р.); по цели (коммерч-ие и некомм-ие); по ранг упр-ия (верхний, средний, низший); по масштабности (комплексные и частн.реш); по орг-ции выработки (коллективные и личные); по продолжит.действия (стратегические(5-10 лет), тактические(3-5 лет) и оперативные(от 1 года до 3-х лет)); по объекту воздействия (внешн.и внутренние); по повторяемости (разовые и повторяющиеся); по методу формализации (текстовые, графические и математические); по форме отражения (план,программа,приказ, распоряжение, указание,просьба); по сложности (стандартные и нестандартные реш.); по способу передачи (вербальные, письменные и электронные). Сущ.реш.чисто интуитивного хар-ра, основанные на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Реш., основанные на суждении, в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Уравновешенные реш. – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Импульсивн.реш. становятся результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерирование идей, поэтому в них сложно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные реш. Осторожные реш. Рациональные реш.основаны на методах эк-кого анализа, обоснования и оптимизации.
По функц.направлен-ти УР дел.на планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие; по орг-ции - индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные; по причине - ситуационные, предписанные, программные, инициативные, сезонные; по повторяемости выполнения - типовые, разнотипные, инновационные; по масштабам воздействия – общие и частные; по прогнозу – с вероятностным исходом и с опред.рез-том; по методам переработки информации - алгоритмические, эвристические; по числу критериев - однокритериальные, многокритериальные; по направлению воздействия - внутренние и внешние; по глубине воздействия - одноуровневые и многоуровневые; по ограничениям ресурсов – с ограничениями и без огранич.; по объекту воздействия - одинисполнитель, группа, машина.
Требования к качеству УР и условия их достижения.
Кач-во УР – сов-ть параметров реш., обеспечивающих возможность его реализации и удовлетворяющих конкретного заказчика.
Требования к УР – (Условия достижения требований)
1. Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании - Самоконтроль иликонтроль со стороны юриста, референта
2. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) дляРУР – Разработка должностныхинструкций и положений об отделах и службах
3. Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) - Доведение до каждого работника информации о целях, сроках выполнения, используемых ресурсах
4. Соответствие формы УР его содержанию - Контроль со стороны юриста, референта
5. Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать) - Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации - Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации
6. Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям - Самоконтроль и
контроль со стороны юриста, референта
7. Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР – Заключение специалистов или экспертов
8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР - Составление рабочих документов, проведение аудита
9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях - Заключение внешних экспертов, оценка рисков
10. Наличие возможности обоснованного положительного результата - Набор расчетов ипредложений
Требования к модели процесса разработки УР.
Требования: 1.полнота модели реш. Опис.еесоотв-ие замыслу рук-ля и сформулир.задачам с одной стороны, а с др.сторонысодерж.,стр-ре и условиям исполнительской деят-ти. Идеальной была бы такая полнота модели, при к-рой она развернута настолько,что еще до начала работы исполнитель мысленно может представить себе все тонкости предстоящей работы.
2. Точность модели. Необходима потому что если задача ставится абстрактно в общем виде, то она не выполн-ся вообще или выполн-ся формально. Сист.упр., в к-рой точность формир.операт.моделейреш.не стала законом по сущ-ву распадается.
3.глубина отражения. Хар-етоперативн.модель с позиций представленности в ней всей динамики предстоящ.деят-ти. 4.стрессоустойчивость и прочность модели. Предполаг.способность исполнителя четко реализовать план действий, сложившихся в его сознании в любых сложных ситуацииях.
5.гибкость модели. Критерий,к-рый как бы противоречит все указанным выше.Абсолютно жесткий и неподдающийся изменениям образ м.б. приемлен только в аморфных, застывших и неизменных стр-рах,к-рых в общ-ве нет и быть не может. Проблема сост.в том, чтобы выбрать оптим.соотношение между стабильностью и гибкостью модели реш.
6. Согласованность модели реш. заключ. в том, что действия исполнителя реш. должны согласов-ся по задачам, времени и месту с действиями др.исполнителей.
7.мотивация модели упр. Понимание реш.и усвоение его идеальн.модели не в полной мере обеспечив.должную мобилизацию всех резервов исполнителей. Поэтому и нужно мотивировать их деят-ть. Возд-ие на мотивы, побуждающие исп-ля к проявл.активностиосн.смысл мобилизации труд.коллектива на выполнен.принят.рук-вомреш.
Целевая ориентация УР
Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение выработанной в компании цели. При этом цель ПРУР может отличаться от цели компании, например в случае, когда УР направлено на реализацию только части цели компании. Целеполагание выдел.самост.этаппр-са РУР. Целеполагание представл.собойпр-с чел-ой деят-ти, связ-ый с проявл.цели как единого образа желаемого и воплощ.его в объективно-реальном рез-те. Этапы: 1.диагностика пр-са, анализ рез-товпредыдущ.деят-ти; 2.предварит.формулировка цели; 3.сбор инф-ии,анализсоотв-иявыполн.цели целям полаг.; 4.уточнение цели формулир.задач; 5.выбор способа достижения цели, планир-иедеят-ти; 6. Реализация задачи; 7. Постоян.сверхдост.рез-тов поставленным целям.
Проблемы формулир.целей: любая сист.обрадаетмногообраз.целей, в завис-ти от того, с каких позиций ее рассматр.; проблема совмещения целей.В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям : • быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста);1.иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации; 2.быть необходимой для коллектива компании и общества; 3.находиться в рамках исторической приемлемости для ближайшегоокружения внешней среды; 4.текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение. Например, достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.
Контроль реализации УР.
Контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
Контроль по разработке и реализации УР важная функция. 2 варианта контроля: по результатам (на базе организационной, технической, финансовой и другой документации; оценивается фактическое отклонение от планового) и по упреждению (на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки ил реализации УР).
Контролинг – включает административный и технологический контроль, ревизию, аудит.
Административный контроль – проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР.
Технологический контроль - проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР.
Предварительный контроль- до начала реализации целей и программ организации.
Текущий - в ходе разработки.
Заключительный контроль – после завершения работ и достижения целей.
История науки об управленческих решениях.
До нашей эры: - 5000 лет. Шумеры – письменная регистрация фактов.
4000. Египтяне – признание важности планирования и контроля.
600. Новохудоносор – Контроль за производством и заработная плата.
400. Сократ – универсальность менеджмента. Ксенофонт – менеджмент как вид особого искусства.
Наша эра: 20. - Иисус Христос – золотое правило человеческих отношений.
1835 – Маршал – признание важности менеджмента.
1881 – Вартон – курс предпринимательского менеджмента.
1900 – Тейлор – научный менеджмент полная теория.
1916 – Фойоль – полная теория менеджмента.
1919 – Морис Кук – концепция групповых устремлений.
1943 – Урвик – сведение принципов менеджмента.
1949 – Ромари – разработка системного анализа.
1979 – Ромари Стюарт – действия менеджера в различных ситуациях.
1985 – Пол Петере – отношение к потребителям и к персоналу организации.