Эффективность по объёмным и удельным качественным показателям.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации.
Отметим исходные положения методологического характера.
Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение и полученных результатов;
во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным, возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота);
в-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой - на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности;[1]
в-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота издержек).
Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости и в уменьшении объема товарных запасов.
Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (на сумму реализованного наложения) и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле:
где Эт - экономическая эффективность (тыс. руб.);
П - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота (тыс. руб.);
Т- прирост товарооборота (млн.руб.);
Тф - товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.;
Тп – товарооборот по плану (или за сопоставимый период - месяц, год - до проведения мероприятия), млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов. характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующие образом:
где Эз - экономическая эффективность мероприятия (тыс. руб.);
Р1 - издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков (тыс. руб.);
3 - размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;
З1 - товарные запасы до проведения мероприятий (млн. руб.);
32 - товарные запасы после проведения мероприятий (млн. руб.).
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле:
где Эу - экономическая эффективность (тыс. руб.);
Р2 - однодневный размер издержек обращения.
О - ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
Оф - оборачиваемость в днях фактическая (после проведения мероприятий);
Оп - оборачиваемость в днях (до проведения мероприятий).
[1] Теоретические вопросы количественной оценки социальной эффективности еще менее разработаны чем экономической. Поэтому на практике чаще всего проводится оценка на качественном уровне.