Техника манипулирования людьми
1. Явная ложь.
“Мам, у меня хулиганы отобрали 200 рублей, которые ты мне на проезд дала“. Маме никуда не деться – ребенку надо ехать, и, как результат, у маленького манипулятора есть 200 рублей на сладости и конфеты. В общем-то это типичный житейский пример.
2. Забота.
Второй пример. Опять же по ящику: “Пенсии увеличат на 500 рублей“. Народ: “Ура, какое у нас хорошее государство“. А по другому каналу: “Мы поднимаем транспортный налог…“. Народ: “Козлы, козлы. Ладно, хоть пенсии подняли“. Я, тут, конечно, чересчур конкретизировал, но так даже лучше, так как ближе к реальности.
3. Повторение.
Включаем телек, а там реклама. Что-нибудь, например: “Купишь водку в “колорадо” – сразу вырастешь богатым”. И так изо дня в день. А потом будешь в магазине пузырь выбирать – и в голове само всплывет, как будто, так всю жизнь было, что надо именно это водку пить – можно и надраться и богатым стать. Смешно, но факт.
А ещё повторение – это замечательный способ внедрения в массы стереотипов: “какие же американцы тупыыыыыыые” (с). Ага. Конечно. Страна, которая весь мир на бабки крутит уже 4-ый век – точно страна идиотов. Можно и нам значит не напрягшаться. Вот ещё один для верности: “Учись в школе, чтобы в университет поступить. Потом в университет, чтобы на работу устроиться. И будешь всю жизнь счастливо работать“. В среднестатистической семье так воспитывать с дества ребенка – это норма. И, в общем-то, из-за этой нормы семьи и называются среднестатическими. Потом ребенок шагнуть в сторону с этой дорожки боится. Вернее, даже не так. Он других дорожек потом и не видит, а если и видит, то не признает почти.
4. Раздражение, псих, гнев.
Ещё один очень важный момент – человек, которого успокаивают после раздражения, легче поддаётся внушению именно в этот момент.
В таком случае схема такова: объект каким-либо способом выводится из себя. Например, каким-нибудь абсурдным предложением. Дойдя до определённой точки раздражения нужно ВОВРЕМЯ остановиться (вот оно, искусство манипуляции!) и начать успокаивать человека. А попутно успокаивая его, можно потихоньку начинать предлагать тот вариант, который мы ставили целью пропихнуть изначально. И естественно, что на фоне первого абсурдного варианта, он смотрится намного привлекательней, чем если бы мы его просто так предложили.
Схема классическая. Как вариант можно использовать двоих человек: одного на абсурдный вариант – другого на успокоение и предложение целевого варианта. Причём второй человек должен обладать бОльшим авторитетом, чем первый.
5. Соблазнение, искушение.
Суть способа в том, чтобы поймать человека на ключок. Только поймал – всё. Он, как правило, никуда уже не денется. Ну а дальше – веревки вить, на камеру снимать, продукты впаривать.
6. Подкуп.
Это уже из способов прямого воздействия.
Из плюсов: эффективность. – Подкупленные люди могут совершать неожиданные или почти невозможные поступки (предательство, подстава и т.д.)
Из минусов: дорого и противозаконно.
7. Шантаж.
Ещё один метод манипуляции чаще всего используемый при прямом воздействии, причём (не стоит бояться слова) необязательно противозаконный.
Весьма эффективно, когда не противозаконно, однако, практически сразу палишься перед тем, кем пытаешься манипулировать.
8. Угрозы.
Очень прямой метод воздействия. “Не дашь – получишь в лоб”. Галимый примитив. Нормальные отношения с манипулируемым после этого практически невозможны.
А из плюсов нереальная эффективность.
9. Устрашение.
Более хитрая разновидность манипуляции по сравнения с предыдущим способом. Суть в том, чтобы незаметно воздействовать на страхи человека или вызывать их.
От угроз отличается тем, что нету прямых требований. Результат воздействия – страх. Страх, как и раздражение, способствует потере контроля над эмоциями.
В бизнесе. Например, можно внушить человеку, что он потеряет бабло, поэтому пусть лучше он бабло это куда-нибудь вложит (например, в бизнес твоего друга).
10. Стыд и чувство вины.
Это один из популярнейших способов манипуляции при воспитании детей: например, ребенка ставят в угол при всем классе – отсюда больше шансов, что он не повторит поступок, которым вызвал такое решение (стыдно, мол стоять так перед всеми).
Человек, которому стыдно или который виноват слабее, а следовательно больше поддаётся манипулированию.
Кроме того, один из способов воздействия – когда человека намеренно делают виноватым. Причём зачастую в том, к чему он не имеет отношения. Чем сильнее он чувствует вину, тем легче из него потом вить веревки.
11. Сарказм.
Заметить сарказм легко. Намного сложнее понять его цели.
Лидеры, например, очень часто за счёт сарказма поднимают свою самооценку за счёт окружающих, особенно, если те не могут ответить достойно. В итоге, окружающие, как ни странно, верят лидерам (человек, который много раз тебя убедил в мелочах, даже косвенно, почему-то вызывает доверие. А должен ли?).
Добавлю ещё, что сарказм – это, своего рода, искусство, которое нужно оттачивать на практике. Начинать лучше с легкой никому не обидной иронии. Дальше – больше.
Минус этого способа в том, что ему в принципе довольно сложно научится.
Плюс – в мощном эффекте. Порой людям просто нечего ответить и им приходится делать так, как ты их направил.
12. Лесть.
Ещё один весьма известный способ воздействия. Этакий гибрид заботы и соблазна.
Используется повсеместно, как прямое воздействие на ЭГО человека. Для манипуляции людьми с завышенной самооценкой подходит идеально.
Минус в том, что легко распознается.
13. Гордость.
Как и в предыдущем способе, здесь также происходит воздействие на эго, однако, немного по другой схеме.
Первый вариант. Самое примитивное: “Неужели тебе твоя гордость позволит сделать это?“. Что сделать, поставьте сами.
14. Жалость.
Пожалев неудачника, можно из него веревки вить.
Реально, нужно быть внимательным, когда вас пытаются жалеть. Я не призываю относиться ко всем с подозрением, но тем не менее.
15. Любовь.
16. Заговаривание зубов.
Этот способ может применяться:
а) Чтобы отвлечь человека от чего-либо.
б) Чтобы “загипнотизировать”.
Минусы способа очевидны: нужно много говорить, да ещё и осознавать самому, что говоришь, ну и каждая оговорка может стоить всех трудов. То есть малейшая ошибка может привести к краху.
17. Молчание.
Молчание – просто офигенный способ манипуляции человека на переговорах. Так уж устроен диалог: чем больше молчит один человек, тем больше второй понимает, что от него чего-то хотят.
Вариант молчания, когда произошла ссора. Нарочито всегда больше молчит тот, кто обиделся, например. Второй человек это видит и понимает, что от него просят извинений. Опять игра, кто кого перемолчит. Результаты в целом те же, то и в предыдущем примере.
18. Презрение.
19. Недовольство.
Пользуются все, причём в основном неосознанно. Этот способ вложен в нас с детства (как и многие другие) и суть его в том, чтобы состроить вовремя недовольную рожу или характерно цокнуть языком. Можно ещё скептически сказать “мда“, и с выражением задумчивой неудовлетворенности отвернуться к стенке и уснуть.
Очевидные минусы – негатив. Недовольных не любят. Однако, после устранения причин недовольства (да-да, это и было нашей целью), негатив чаще всего уходит.
20. Неуверенность.
Одна из известнейших тактик ведения спора: нащупать область, в которой противник не очень хорошо разбирается. И атаковать его позициями: “Я в ней разбираюсь, – я уверен“. “Ты не разбираешься – как ты можешь быть уверен?” или практически неопровержимое: “Ты не пробовал никогда, как ты можешь быть уверен“.
Не зря говорят, посеять в оппоненте неуверенность – залог победы в споре.
Примерчик сразу же. Вы предлагаете свою стратегию развития фирмы, а ваш партнёр другую. Чтобы была принята ваша стратегия, вам нужно заставить своего партнёра усомниться в своей правоте.
21. Ссора.
Способ агрессивной манипуляции. Чаще всего используется в быту. Отношения муж-жена, парень-девушка, родитель-ребенок – лидируют на рынке манипуляций ссорами.
22. Обида.
А обида – это пример агрессивной манипуляции. Обижаться можно по-разному и этот способ именно о том, как обижаться, а не как молчать во время обиды.
Из минусов: способ женский.
Из плюсов: способ женский! Круг подозреваемых заметно сужается
23. Слезы.
Ещё один женский способ. Характеризуется примерно так: “мляяяяяяяяяяя………”.
24. Внимание.
Оказываешь партнёрам или клиентам дополнительное внимание – им приятно и с баблом будет легче расстаться. Наоборот не уделяешь должного внимания – можешь спровоцировать на улучшение качества их услуг (сейчас чисто про партнёров) или на новое, более интересное, коммерческое предложение. И все этого для того, чтобы вновь завладеть твоим вниманием.
А может и пошлют тебя куда подальше. Отсюда и главный минус способа – “тонкая” игра. Сложно просчитать и легко ошибиться, поэтому рекомендуется как можно больше знать о том, кем собираешься манипулировать.
25. Доверие.
Сложность – втереться в доверие и не потерять его, если это не входит в твои планы. Ну и ограниченность в решениях, когда не хочешь потерять доверие.
26. Срочность.
Есть несколько вариантов реализации. Наиболее популярные:
1) Ограничить в сроках заранее.
2) Не дать времени подумать.
Кстати, отчасти и “срочность” использовали мошенники, когда разыгрывали схему “ребенок в милиции” и звонили родителям на сотовый, и просили перевести деньги, чтобы ребенка отпустили. Пожимали типа: “ну что, подписывать протокол? Или вы отказываетесь”. Для родителей счёт шел на секунды, что естественно частенько положительно сказывалось на успехе мошенников. Вполне живой пример. (кто не в курсе, это была подстава, ребенок на самом деле в это время находился в школе или где-нибудь в клубе, например)
27. Кусочность.
Это, так называемая, завуалированная ложь. Но всё-таки не ложь. Маленькие дети просят деньги у мамы, не говоря о том, что уже попросили их у папы. Потом получают от каждого. А потом от обоих сразу, когда вскрывается
Главный минус в том, что такая штука очень часто вскрывается, что потом может быть чревато. Идеальный вариант – когда вскрывается настолько поздно, что проблема уже перестала быть актуальной.
28. Разбавление фактов мнениями.
Страшная штука. Когда кто-то выдает своё мнение за факт, то он фактически может создать целую логическую цепочку, которая с виду будет правдивой, но на самом деле будет ошибочной. Страшнее, когда его мнению начинают верить другие..
29. Авторитетность.
Если вы признаете чей-то авторитет, то это ваша слабость. На этом легко сыграть.
По сути авторитет – это тот, чьи мнения вами вообще не оспариваются.”Как сказал твой отец…” или “Как мне рассказал твои учитель…“. Ты сам себе создал ловушку, которой многие потом успешно пользуются. В любой конкретной ситуации, твой отец мог ничего и не говорить, а оппонент всего лишь придумал это. И ты попался на этом, признав авторитетность.
Способ очень эффективный. Действует практически безотказно. Естественно, что нужно заранее знать, на чём играть, либо перехватывать и использовать тот же источник, на который ссылается ваш оппонент.
30. Стереотипы.
Сама манипуляция состоит в том, что при убеждении человека используются “стереотипы”, то есть общепринятые мнения. Большинство людей живут, используя стереотипы.
То есть главный плюс в том, что в них верят. Причём бездоказательно.
Бездоказательность и становится главным минусом. Используя стереотип, неважно соответствует он действительности или это просто раздутый миф, твой оппонент всегда сможет тебя подловить на том, что это стереотип, и ты ничего не сможешь доказать. Пути выхода из ситуации, конечно есть, но основная линия атаки уже “пролетела” сизокрылым голубем, насрав вам же и на голову.
Но, повторюсь, для большинства, даже для значительного большинства стереотипы неопровержимы. А доверяя какому-либо стереотипу, человек сам себя загоняет в рамки. Как победить такого человека? очень просто – выйти за рамки.