Основные положения научной школы человеческих отношений и поведенческих наук. Отличие этой школы от более ранних взглядов на менеджмент.
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. В конце !950-х гг. некоторые представители школы человеческих отношений выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности 1руда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления можно назвать таких ученых, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грсгор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью школы человеческих отношений и поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и
организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.
Основная идея классической теории управления. Содержание принципов управления Файоля.
Родоначальником теории общих принципов организации или классической школы управления был Анри Файоль (1841-1925 г.), он имел непосредственный опыт работы в качестве рук-ля высшего звена управления в большом бизнесе (он рук-л большой французской компанией по добыче угля).Его единомышленник Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Муни работал рук-лем в компании Дженерал моторе , поэтому их главной заботой была эффективность в более широком смысле -применительно к работе всей организации. Они пытались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие хар-ки и закономерности организаций, Их целью было создание универсальных принципов управления, а идея состояла в том, что следование этим принципам, несомненно, приведет к успеху любую организацию. Эти принципы затрагивали два аспекта - 1) разработка рациональной системы управления организацией, закл в определении лучшего способа разделения организации на подразделения или группы.
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти взаимосвязанных функций - предвидение, планирование, организация, координация и контроль, 2) вторая категория касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоличия, согласно которому человек может получать приказы только от одного начальника и подчиняться только одному. По мнению Файоля, управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая мах возможностей из всех имеющиеся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть управления, вкл также производственную, финансовую, кредитную, учебно-бухгалтерскую функцию. По его мнению администрация в своей деят-ти должна руков-ся след-щими принципами: - 1) разделение труда (специализация явл естественным порядком вещей.
Цель разделения труда - выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие, 2) полномочия (власть) и ответственность (власть есть право отдавать приказы, а ответственность - ее противоположность.
Где есть власть - там возникает ответственность), 3) дисциплина (предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции), 4) единоначалие (работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника), 5) единство направления (рук-ва) (каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного рук-ля), 6) подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы не должны ставиться выше интересов компании), 7) вознаграждение персонала (для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу), 8) централизация (как и разделение труда, централизация явл естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий.
Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты), 9) скалярная цепь (ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до рук-лей низового звена (линии власти)), 10) порядок (место для каждого и каждому свое место), 11) справедливость персонала обуславливается справедливым отношением к нему администрации), 12) стабильность рабочего места для персонала (при высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный рук-ль, кот держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, кот быстро уходит и не держится за свое место), 13) инициатива (разработка плана и обеспечение его успешной реализации), 14) корпоративный дух (единение - это сила, кот явл гармонией персонала). Основные положения Файоля были развиты в работах Урвика. Главное внимание было уделено разработке принципов построения формальной организации. Основные принципы - 1. соответствие людей структуре (сначала необходимо разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов), 2. создание генерального и специального штабов (спец штаб должен разрабатывать рекомендации для рук-ля, генеральный - заниматься подготовкой и передачей приказов рук-ля, контролировать текущую работу и оказывать помощь рук-лю в координации деят-ти штабных специалистов), 3. сопоставимость прав и ответственности (рук-лей следует наделять властью, равной ответственности), 4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиняющихся рук-лю), 5, специализация (выделяются три типа специализации упр-их работников - по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку). 6, определенность (для каждой должности должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения). Немецкий социолог и экономист Вебер занимался проблемами лидерства и структуру власти в организации, В зав-ти от хар-ра власти, которой обладает рук-ль, он выделил три основные типа организации - харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Харизматический тип появл тогда, когда рук-ль обладает исключительными качествами. Традиционный возникает из харизматического, когда происходит замена лидера и члены организации по традиции подчиняются рук-лю, пришедшему на смену. Идеальный основан на специальном разделении власти, где рук-лю принадлежат функции лидера.
ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Просмотров: 268
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.
Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны – это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.
В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах:
организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов
Социально-экон-кий аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.
Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся; закон специализации управления; закон интеграции управления: закон экономии времени. Дадим краткую характеристику трех названных законов. Закон специализации управления Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные
Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Принципы Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основные аспекта Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:
1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.
2.Полномочия и ответственность Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо
3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.
4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должнабыть объедена единым планом.
6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.
7.Вознаграждение персонала Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.
8.Централизация В любой организации должен быть управленческий центр.
9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)
10.Порядок, Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.
11.Справедливость, Сочетание доброты и правосудия.
12.Стабильность рабочего места для персонала.
13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации
14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.
3. Спланируйте организацию и проведение эффективной ПР-компании, пресс-конференции.
Специальные PR-мероприятия представляют собой большую группу PR-акций, активно используемых в случаях, когда нет достаточно основательных новостных поводов, способных заинтересовать СМИ и обеспечить поток позитивных журналистских материалов о коммерческой структуре и ее продуктах.
Задачи специальных PR-акций сводятся к двум важным моментам: обеспечение постоянного присутствия коммерческой структуры в информационном поле и дополнительное привлечение внимания журналистов и широких целевых аудиторий к компании, ее продукции или услугам.
Процесс принятия решений.
Решение – центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
Модели принятия управленческих решений:
-нормативная – решение идеальное. То что нужно.
-прескриптивная – описывает оптимальное принятие решения.
-дискрективная- модель, учитывающая решенные события.
Для принятия решения необходимо четко осознавать цель. Для это нужно хорошо разбираться в предмете.
Фаза
Содержание фазы
1.Сбор информации о возможных проблемах
1.1. Наблюдение за внутр. Средой фирмы
1.2.Наблюдение за внеш. Средой фирмы
2.Выявление и определение причин возникновения проблемы
2.1.Описание проблемной ситуации
2.2.выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3.формулировка проблемы
2.4.оценка ее важности
2.5.выявление причин возникновения проблемы
3.формулирование целей решения проблемы
3.1.определение целей фирмы
3.2.формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы
4.1.детальное описание объекта
4.2.определение области изменения переменных факторов
4.3.определение требований к решению
4.4.определение критериев эффективности решения
4.5.определение ограничений
5.разработка вариантов решения
5.1.расчленение задачи на подзадачи
5.2.поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3.построение моделей и проведение расчетов
5.4.определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
5.5.обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6.прогнозирование последствий решения по каждой подзадаче
5.7.разработка вариантов решения всей задачи
6.Выбор лучшего варианта
6.1.анализ эффективности вариантов решения
6.2.оценка влияния неуправляемых параметров
7.корректировка и согласование решения
7.1.проработка решения с исполнителями
7.2.согласование решения с функциональновзаимодействующими службами
7.3.утверждение решения
8.реализация решения
8.1.подготовка рабочего плана реализации
8.2.его реализация
8.3.внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4.оценка эффективности принятого и реализованного решения.