Социальная организация как система, ее элементы.
Социальная организация - совокупность людей, групп объединенных для достижения цели, решения задачи, для которых характерны: цель, иерархия, управление, синергия - это социальная система. Особенностью являются их сложность обусловленная тем, что основной элемент системы - человек -обладает индивидуальностью и большим диапазоном выбора поведения. Для социальной системы хар-ны неопределенность функционирования и осуществление границ управляемости. Организация может создаваться для выполнения более или менее ясно очерченной функции и выступать как социальный институт с известным статусом и как автономный объект. Организация создается как инструмент решения собственных задач и средство достижения цели. Она складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. Она представляет собой совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности -конфликтности. Наиболее распространены социально-экономические системы. Это системы, которые реализовывают себя в производстве товаров, услуг, информации, знаний. Это могут быть социально-политические, социально-образоват и др. особенности
1) реализация потенциальных возможностей и способностей человека,
2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных, обществ),
3) сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Параметры описания как объекта управления - название, местонахождение, предназначение (для чего нужна организация, услуги, продукт). Отраслевая принадлежность. Правовая форма (местная, государ). Историческая справка. Структура организации (управляемая и управляющая подсистема). Структура управления организацией (сложность, уровень централизации и децентрализации). Ресурсы (матер, челов, финанс). Организационная культура (ценности, которые разделяют в организации). Ключевые факторы внешней среды (прямого и косвенного воздействия). Рук-во организацией (стиль рук-ва, разделение власти, ответ-ти).
Критерии группировки организации степень формализации (формальные и неформальные), форма собственности (частные, госуд, муниц), отношение к прибыли (коммерческие и некомерч), размер крупные, средние, малые).
Организационно-правовые формы организации - коммерческие - хоз товарищество, хоз общество, произ кооператив, унитарное предприятие. Некоммерческие - потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения, ассоциации.
Модели организации - механическая модель закрытого типа, модель, ориент на человеч ресурсы закрытого типа, системная модель открытого типа.
Структура организации совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, кот позв наиболее эффективно достичь целей организации. Организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых элементов, тесно переплетающихся с внешним миром.
К основным элементам организации относятся -цели,структура, задачи, технология и люди. Организация - это группа людей c осознанными общими целями.
Цели - конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которые хотят достигнуть члены организации, работая вместе. Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подсистем увязаны с целями организации в целом, не вступать в противоречие с целями других подсистем.
Структура - все организации разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления, структура организации явл логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации. Сфера контроля, т.е. число людей, которые подчиняются непосредственно данному рук-лю, явл важным аспектом структуры. Если объем управления широк и при этом имеется несколько уровней управления, структуру назавают плоской, много уровневые структуры имеют несколько уровней управления и узкие сферы контроля.
Организационные отношения могут быть представлены в виде базовых (линейная, кольцевая), производственных (колесообразная (рук-ль в середине), звездообразная, штабная, матричная) и смешанных схем (вкл базовую и производственную).
Линейная - реком для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете рук-ля и большой заинтересованности подчиненных.
Кольцевая - предст собой замкнутую на рук-ля линейную схему. Также эффективна в небольших организациях со стабильной продукцией. Хар-но разделение функциональных обязанностей среди профессиональных сотрудников, а административные остаются у рук-ля. Колесо— эффективна в малых предприятиях, в кот треб постоянная корректировка производства продукции, обусловлено неустойчивой номенклатурой выпуска, изменению спроса. Она сочетает самостоятельность работников и профессионализм рук-ля.
Звезда – разветвленная система отношений, созд при необходимости конфиденциальности в деят-ти каждого подразделения.
Штабная - использ при консультационном хар-ре работы основных специалистов. Предусматривает создание групп специалистов (функциональных штабов) при рук-ле в форме отделов. Эти подразделения разрабатывают проекты решений и передают их рук-лю. Важнейшим задачам штабная схема при необходимости позволяет осуществлять линейное управление (единоначалие).
Матричная - для крупных организаций предусматривает создание двух ветвей связей подчинения - 1) административную - от общего рук-ля проекта и 2) функциональную - от специалистов, которые могут и не нах в подчинении у того же рук-ля.
Задача - работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период. Задачу можно классифицировать как работу с предметами, людьми, информацией.Вследствии тесных связей между задачей и технологией существует тенденция делать задачи более специализированными (дробление всей работы на более мелкие операции).
Технология - средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие, она охватывает- машины, оборудование, механизмы и инструменты, а так же навыки и знания. Производительность специализированного разделения труда повысилась благодаря технологическим инновациям, стандартизации и введению конвейерных линий. Единичная и мелкосерийная технология - производство, ориентированное на одного заказчика. В технологиях массового производства изготавливается большее кол-во сходной продукции. Непрерывное производство использует автоматическое оборудование для изготовления большого кол-ва совершенно одинаковой продукции. Люди - рук-ли занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как людей, выступающих в качестве лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководителей являются - способности, одаренность, отношения, потребности, ценности, ожидания и восприятие. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Поэтому руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации. Все элементы взаимосвязаны. Каждый рассматривается как подсистема. Изменение одной из определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной из них, например, технологии, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на людях. Также руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром. Факторы, оказывающие пенное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия (поставщики ресурсов, законы, потребители, конкуренты), все другие (технология, состояние экономики, политика) - косвенного. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Сложность заключается во многобразии числа внешних факторов, на которые организация должна реагировать. Важный момент, который приход учитывать - неопределенность среды. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение ленных целей.