СПРОС фирмы на переменный фактор

Как мы знаем, на рынке потребительских благ субъектами спроса являются домохозяйства, максимизирующие свои индивидуальные функции полезности, а субъектами предложения — предприятия, максимизирующие свои индивидуальные функции прибыли.

На рынке факторов производства дело обстоит по-иному. Здесь первичными субъектамипредложения труда и финансового капитала (сбережений) являются домохозяйства, руководствующиеся при принятии решений максимизацией своих функций полезности, тогда как конечными субъектами спроса на труд и капитальные блага (включая земельные участки) являются предприятия, преследующие цель максимизации прибыли. Естественно поэтому рассматривать спрос на факторы производства, или производственные ресурсы, с точки зрения поведения прибылемаксимизирующих предприятий.

Очевидно, что ценность какого-либо фактора производства для прибылемаксимизирующей фирмы зависит от того, в какой мере его использование способствует увеличению прибыли.

Необходимое условие максимизации прибыли MR(Q) = MC(Q) при принятии решения о количестве используемого фирмой фактора модифицируется следующим образом:

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

Левая часть равенства показывает, насколько возрастает выручка фирмы при увеличении использования труда на единицу, и называется предельная выручка от предельного продукта (marginal revenue product) труда MRP. Правая часть показывает, насколько повысятся общие затраты фирмы в результате использования дополнительной единицы труда, и называется предельные затраты на труд (МС).

Рассмотрим каждую из частей равенства подробнее. Поскольку TR(Q(L)) = P(Q(L))*Q(L), то

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru + СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru * СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru = СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru * СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru = MR * MPL

Таким образом, предельная выручка от предельного продукта труда ( СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru )равна произведению предельной выручки (MR) на предельную производительность труда(MPL) .

Так как СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru L СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

где СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru L–предельные факторные затраты труда.

Следовательно, когда цена труда возрастает по мере увеличения его использования, тогда предельные затраты на труд больше его цены. Если дополнительный наем труда сопровождается снижением его цены, то предельные затраты ниже цены труда. При неизменной цене труда предельные затраты на него равны этой цене.

Таким образом,прирост прибыли, обусловленный использованием дополнительной единицы какого-либо фактора, зависит от следующих трех обстоятельств:

1. от физического прироста продукции, обусловленного применением дополнительной единицы данного фактора, т. е. от величины его предельного продукта MP.

Мы знаем, что предельный продукт какого-либо ресурса зависит от характера производственной функции предприятия, иначе говоря, определяется условиями производства.

2. от прироста выручки, приносимой этим предельным продуктом фактора MR.

Прирост выручки, приносимый предельным продуктом, зависит от строения (конъюнктуры) рынка, на котором этот продукт будет продаваться.

3. от прироста затрат предприятия, обусловленного вовлечением в производство дополнительной единицы фактора, т. е. от предельных факторных затрат MCF.

Предельные факторные затраты зависят от строения рынка, на котором этот фактор производства будет покупаться.

Значения величин MRPL и MCL зависят от статуса фирмы на рынках благ и труда. Если фирма является совершенным конкурентом на рынке благ, то для нее MR = P, тогда MRPL = Р*MPL. Это произведение называют ценность предельного продукта труда.

Когда фирма является совершенным конкурентом на рынке труда, тогда

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru L СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

В табл. 7.1 показано, как модифицируется условие максимизации прибыли фирмы в зависимости от ее статуса.

Таблица 7.1 – Статус фирмы и условие максимизации прибыли

Статус фирмы на рынке Условие максимизации прибыли
благ труда
совершенный конкурент совершенный конкурент СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru
монополист то же СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru
совершенный конкурент монопсония СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru
монополист - СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

Чтобы определить объем спроса фирмы на труд, нужно решить относительно L уравнение, соответствующее ее статусу (см. табл. 7.1, 3й столбец).

Для графического решения этой задачи требуется выполнить три операции:

1) начертить кривую предельной производительности труда (интерес представляет только снижающийся участок: пока предельная производительность растет, объем используемого труда увеличивается независимо от его цены);

2) сместить кривую MPL, умножая ординату каждой ее точки на цену продукции или предельную выручку, если фирма продает ее соответственно на рынке совершенной конкуренции или обладает монопольной властью;

3) найти точку пересечения сдвинутой указанным способом кривой MPL с кривой предельных затрат на труд.

Однозначная зависимость между ценой труда и объемом его спроса (функция спроса на труд) существует только тогда, когда на рынке труда действует совершенная конкуренция.

На рис. 7.1 показано, как в этом случае выводится кривая спроса на труд двух фирм, одна из которых при продаже своего продукта является совершенным конкурентом, а другая— монополией [2, c. 174 – 175]

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

Рис. 7.1 Кривые спроса на труд совершенного конкурента и монополии

Таким образом, мы можем сделать важный вывод. Поскольку спрос на факторы производства является производным от спроса на блага, в производстве которых он используется, спрос на факторы и их цены зависят и от строения рынка факторов, и от строения рынка благ.

Понятие рынка труда

Рынок труда занимает центральное место в национальной экономической системе, во многом имеет уникальный характер. Это связано с тем, что рабочая сила неот­делима от человека, а поэтому в реальной действительности может иметь место лишь временный наем рабочей силы и ограниченное во времени использование услуг труда. При этом положение, которое работник занимает на рынке труда, непосредственно определяет его место в обществе.

Модель формирования спроса и предложения рабочей силы подчиняется ряду общих закономерностей, которые действуют ни всех сегментах рынка ресурсов, однако имеет и свои особенности.

Рынок трудапредставляет собой общественно-экономиче­скую форму движения рабочей силы (труда), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений.

Он обладает ря­дом особенностей.

Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потреб­ления, что замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий.

Во-вторых, специфичность реали­зуемого на нем товара — услуг труда значительно социализиру­ет экономические процессы.

В-третьих, на этом рынке невоз­можно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип приоритета потребителя. Ведь даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо социально защищен­ных и менее конкурентоспособных работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др. [3, с. 189].

Основнымифункциямирынкатрудавыступают:

1) ценообразующая -установлениеценытрудаисогла­сованиеэкономическихинтересовработодателяиработополучателя;

2) регулирующая - поддержкаравновесиямеждуспро­сомипредложениемрабочейсилы, обеспечениерегиональ­ныхиотраслевыхпропорцийраспределениятрудакакэко­номическогоресурса;

3)распределительная - формированиеоптимальнойпро­фессиональнойиквалификационнойструктурырабочейсилы, поддержаниевдолжномобъемерезерварабочейсилы;

4) стимулирующая - обеспечениеисохранениеэффек­тивнойирациональнойзанятости;

5) информационная - предоставлениеинформацииосо­отношенииспросаипредложениярабочейсилы, уровнеоп­латытрудаит. д.

Структурарынкатруда. Вкачествеосновныхкомпонен­товсовременногорынкатрудапринятовыделять:

а) субъекты и объектырынкатруда;

б) спрос и предложение рабочейсилы, атакжеравновес­нуюценунатруд;

в) законодательное обеспечениефункционированиярын­катруда (контрактноеправо, минимальныйуровеньоплатытруда, правабезработного, правомолодежиит. д.);

г) резервную армию труда;

д) рыночную инфраструктуру, котораявыступаеткаксовокупностьинститутов, органоврегулирования, фондов, цент­ровзанятостиипереподготовки, биржтрудаит. п.

Основными субъектами на рынкетруда выступают предприятия и домашние хозяйства.

Сюда же относятся объединения наемных работников (профсоюзы) и предпринимателей (ассоциации, союзы, хозяйственные палаты и т. п.), а также государство.

Предприятие, испытывая потребность в рабочей силе как в факторе производства, выступает в роли работодателя, как покупатель определяет спрос на труд.

Домашнее хозяйствопредлагает услуги труда, выступает в роли продавца рабочей силы, или работополучателя, определяет предложение труда. На рынке труда домашнее хозяйство представляют конкретные работники, ищущие рабочее место.

Профсоюз, как общественная организация, выступает от имени наемных работников, призван защищать социально-экономические интересы своих членов.

Союзы предпринимателей, являясь отраслевыми, региональными или общенациональными объединениями, вступают в партнерские отношения с профсоюзами, стремятся установить атмосферу взаимопонимания между работодателями и работополучателями, но отстаивают экономические интересы предпринимателей.

Государствосоздает законодательную базу, активно влияя на процессы занятости населения, контролирует режим и условия труда, оказывает социальную поддержку безработным.

Объекты рынка труда. Следует специально подчеркнуть, что рынок труда во многом имеет уникальный характер.Здесь приходится иметь дело со специфическим товаром - услугой труда. Потребительские свойства данного товара формируются длительный период времени, к тому же они неотделимы от собственника — самого человека [4, с. 436 – 437].

К основным компонентам рынка труда относятся цена труда, конкуренция, спрос и предложение.Цена труда выступает в виде заработной платы; конкуренция — в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма. Спрос формируется потребностью в труде в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций. Он зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение определяется численностью и структурой наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Оно зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в его общем количестве, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением труда. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру данного рынка: она равновесна при их совпадении, трудодефицитна, если спрос превышает предложение, и трудоизбыточна, если предложение превышает спрос.

Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура, выполняющая функции по институциональному, материально-техническому, социальному и информационному обеспечению данного рынка.

Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В нее входят, например, службы занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес, государство, а также некоммерческие общественные организации; субъектами предложения — домашние хозяйства [3, с. 190].

Предложение труда

В рыночной экономике факторы производства (точнее, их услуги) поставляются собственниками факторов — домохозяйствами. Предложение факторов производства определяется, во-первых, решениями о предложении услуг труда со стороны наличного населения, а во-вторых, решениями, влияющими на численность и образовательный уровень населения. Не все, но основные аспекты этих кратко- и долгосрочных решений мы рассмотрим в данном вопросе.

Рассмотрим решения индивида, являющегося главой домохозяйства, остальные члены которого в данном периоде не являются работниками. Пусть его зовут Федор.

При расчете возможного объема предложения труда сле­дует руководствоваться следующими принципами:

а) Очевидно, что каждый день и каждую неделю в распоряжении Федора находится строго определенное количество времени. Часть его он посвящает работе по найму, оставшееся время он затрачивает на нерыночные виды активности: выполняет работу по дому, воспитывает детей, отдыхает. Для простоты все нерыночные виды активности будем называть досугом.

б) Федор получает удовлетворение (полезность) и от досуга, и от потребления всех других благ (им самим и членами его семьи). Чтобы приобрести эти другие блага, он должен заработать их денежный эквивалент, т. е. доход. Для этого ему нужно работать по найму и тем самым пожертвовать частью досуга.

в) Задача Федора состоит в том, чтобы найти такую комбинацию досуга и потребления других благ, чтобы максимизировать свою полезность.

Итак, для наемного работника функция общей полезностифонда располагаемого времени предстает в виде TU = f (С; N).

рис 7.2 Бюджетное ограничение при выборе между досугом и потреблением
СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

Бюджетное ограничение этой задачи проиллюстрируем посредством рис. 7.2.

По абсциссе будем откладывать число часов, посвященных досугу, N, по ординате — потребление благ, С. Даже если Федор совсем не будет работать, есть верхняя граница продолжительности досуга — общее число часов в сутки или неделю (24 часа и соответственно 168 часов). Обозначим эту границу Т. Но определению, время, не затраченное на досуг, — это время работы по найму. Например, длина отрезка ONА измеряет общую продолжительность досуга за неделю, а длина отрезка NАT — время, посвященное работе.

Пусть часовая ставка заработной платы Федора равна w. Будучи ценополучателем, он воспринимает ее как заданную рынком. Федор может все свое время посвятить досугу, эту альтернативу отражает точкаТ на горизонтальной оси: тогда потребление благ будет, естественно, равно нулю. Другая крайняя возможность — это посвятить все время работе. Тогда Федор сможет приобрести блага стоимостью wT. Эту альтернативу отражает точкаВ на вертикальной оси. Если Федор уделит досугу NА часов в неделю, то сможет потреблять другие блага в объеме w(T -NА), которому соответствует точка А.

Ясно, что бюджетное ограничение Федора — это прямаяВТ, а ее наклон (-w) характеризует ставку заработной платы. Обратим внимание на то, что бюджетное ограничение в задаче выбора между досугом и потреблением (досугом и работой) аналогично бюджетному ограничению в задаче потребителя.

Наклон бюджетной прямой в данном случае также отражает альтернативную ценность одного блага в терминах другого блага. Альтернативной ценностью досуга является отвергнутое потребление; следовательно, альтернативная ценность часа досуга Федора равна ставке его заработной платы!

Бюджетное ограничение C = w(T-NА) перепишем в следующем виде:

C + wNА = wT (7.1)

В левой части (7.1) отражены затраты потребителя-работника на потребление и досуг, а в правой — ценность находящегося в его распоряжении времени (англ. time endowment).

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru Чтобы определить, какую точку на прямой ВТ выберет Федор, нам нужна информация о его предпочтениях. Привычным для экономистов способом характеризовать предпочтения лица, принимающего решения, является семейство кривых безразличия, в данном случае безразличия между досугом и потреблением.

рис. 7.3 Равновесная комбинация досуга и потребления

На рис. 7.3 такая карта безразличия Федора наложена на его бюджетное ограничение. Если решение является внутренним, то оно находится в точке касания бюджетной прямой и кривой безразличия, е1. Таким образом, Федор выбирает N1 часов досуга и С1 единиц потребления, из чего следует, что он предлагает на рынкеТ – N1 часов своего труда в неделю.

Займемся сравнительной статикой. Предположим, что ставка заработной платы Федора понизилась с w1 до w2. Чтобы увеличить свой досуг на один час, он должен теперь отказаться только от заработка w2, а не w1. Эта ситуация представлена на рис. 7.4, а. Бюджетное ограничение Федора представлено теперь более пологой прямой В2, наклон которой равен –w2.

СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru

рис. 7.4 а Реакция Федора (а)

Из-за сокращения ставки заработной платы первоначальная комбинация потребления и досуга, е1, более не является достижимой. Федор должен выбрать какую-то точку на бюджетной прямой В2.

При карте безразличия, изображенной на рис. 7.4 а, этой точкой является е2. Сокращение заработной платы понизило предложение труда со стороны Федора на N2 – N1 часов. Обратите внимание, что бюджетная прямая при снижении ставки зарплаты, w, поворачивается против часовой стрелки вокруг точки Т.

Мы значительно обогатим наш анализ, если разложим воздействие, оказываемое на предложение труда изменением ставки заработной платы, на эффект замены и эффект дохода.На рис. 7.5 воспроизведена еще раз реакция Федора на изменение ставки его заработной платы.

Эффект замены будет определен, если при новой ставке заработной платы обеспечить Федора дополнительным фиксированным доходом,который позволит ему как раз

сохранить первоначальный уровень полезности. Для этого сдвинем вверх параллельно самой себе бюджетную прямую B2настолько, чтобы она стала касательной к первоначальной кривой безразличия U1. Мы получим прямую B2/ которая касается кривой безразличия в точке eС. Таким образом, эффект замены — это переход из точки е1 в точку еС.

рис. 7.5 Эффект замены, доминирующий над эффектом дохода
СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru С другой стороны, эффект дохода — эффект, возникающий исключительно благодаря сокращению дохода из-за изменения ставки заработной платы, — это переход из еС в е2. Обратите внимание, что на рис. 7.5 эффект замены, порождаемый сокращением ставки заработной платы, увеличивает число часов досуга с N1до NС, в то время как эффект дохода уменьшает их число с NСдо N2. В итоге число часов работы Федора сокращается на N2-N1, поскольку эффект замены превышает эффект дохода.

Интуитивно ясно: когда заработная плата снижается, потребление товаров и услуг становится более дорогостоящим в том смысле, что работник должен пожертвовать большим досугом за каждую дополнительную единицу потребления. Следовательно, существует тенденция замещать потребление досугом, т. е. сокращать предложение труда при снижении заработной платы. С другой стороны, сокращение ставки заработной платы означает, что при том же числе часов труда индивид становится беднее и это создает эффект дохода. Как правило, направление эффекта дохода зависит от того, является ли благо нормальным или некачественным. Обычно предполагается — и это находит подтверждение в статистических исследованиях, — что досуг является нормальным благом. Следовательно, когда заработная плата падает, спрос на досуг при прочих равных условиях снижается.

Итак, по воздействию на предложение труда эффект замены от снижения ставки заработной платы всегда отрицателен (уменьшает предложение труда), а эффект дохода всегда положителен (увеличивает предложение труда). Однако их абсолютные величины могут соотноситься по-разному.

рис. 7.6 Построение кривой индивидуального предложения труда по карте безразличия и бюджетным прямым
СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru На рис. 7.6 б по вертикальной оси измеряется величина часовой ставки заработной платы, а по горизонтальной — предложение труда в неделю. Оптимальный выбор Федора характеризуется точкой е1/ на рис. 7.6 б. При ставке заработной платы w2оптимальным выбором Федора будет е2 на рис. 7.6, б, чему соответствует точка е'2 на рис. 7.6, б с величиной предложения трудаТ – N2. Заполняя промежутки между точками е1/, е2/… и нанося другие подобные точки, получим кривую предложения труда SL.

рис. 7.7 Загибающаяся в обратном направлении кривая предложения труда
СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru Ее положительный наклон (объем предложения труда возрастает при увеличении ставки заработной платы) указывает на то, что для Федора эффект замены преобладает над эффектом дохода. Если эффект дохода преобладает над эффектом замены, то кривая предложения труда имеет отрицательный наклон. Может случиться, что при изменении ставки заработной платы в некотором интервале значений эффект замены доминирует над эффектом дохода, а при ставках заработной платы за пределами этого интервала, наоборот, эффект дохода доминирует над эффектом замены. Подобная ситуация показана на рис. 7.7. Когда ставка заработной платы низка, ее увеличение вызывает рост

предложения труда — эффект замены доминирует. Когда ставка заработной платы высока(больше w2), ее увеличение побуждает работать меньше — доминирует эффект дохода.

Такая кривая предложения труда называется загибающейся в обратном направлении (англ. backward bending).

Но эта общая тенденция оказывается существенно дифференцированной, если учесть структуру предложения труда мужчинами и женщинами. Для мужчин средняя продолжительность рабочей недели, возраст выхода на пенсию и доля их в общей рабочей силе существенно снизились на протяжении XX в. Напротив, для женщин продолжительность рабочей недели и доля в рабочей силе в этот период заметно возросли. Поэтому, как считают многие экономисты, в динамике предложения труда мужчинами доминирует эффект дохода, а в предложении труда (по найму!) женщинами доминирует эффект замены. Попытайтесь объяснить эти различия.

рис. 7.8 Построение рыночной кривой предложения труда суммированием индивидуальных кривых а) предложение Федора; б) предложение Трифона; в) рыночное предложение
СПРОС фирмы на переменный фактор - student2.ru Итак, наша модель реалистична и на ее основе мы получили кривую индивидуального предложения труда. Рыночную кривую предложения труда можно получить (горизонтальным) суммированием индивидуальных кривых предложения труда всех лиц, предлагающих свои услуги на данном рынке труда (рис. 7.8)[1, с. 310 -319].

Наши рекомендации