Расчет производственной программы.
Производственная мощность предприятия с полным технологическим циклом определяется количеством мест.
Расчет количества потребителей.
Расчет производственной программы начинается с определения количества потребителей.
Количество потребителей в день:
N = P ∙ η (человек)
где N - количество потребителей за день;
Р - количество посадочных мест;
η – оборачиваемость одного посадочного места в день.
В заключении, сделать вывод: «Итак, предприятие обслуживает в торговом зале ... потребителей».
Определение количества блюд и напитков, подлежащих изготовлению.
Общее количество блюд выпускаемых за день определяется по формуле:
n = N ∙ m(блюд), (3.1.2.1)
где n - общее количество блюд, выпускаемых предприятием;
N - количество потребителей, обслуживаемых данным предприятием за день (чел.);
m - коэффициент потребления блюд одним потребителем в предприятиях общественного
питания различных типов. (Приложение 2)
Сделать вывод: «Итак, предприятие выпускает … блюд.
Разбивка по ассортименту в соответствии с коэффициентами потребления.
nобщее кол-во блюд = nхолодных блюд + nсупов + nвторых блюд + nсладких блюд (3.1.3.1)
где: nхолодных блюд = N ∙ m , (3.1.3.2)
где: nхолодных блюд - количество выпускаемых холодных блюд;
N - количество обслуживаемых потребителей;
m - коэффициент потребления холодных блюд одним потребителем (Приложение 2)и т.д.
Данные расчетов сводятся в таблицу.
Таблица 3.1.3.1
Разбивка блюд по ассортименту для студенческой столовой.
(пример с расчетом блюд).
Наименование блюд по видам | Количество потребителей (чел) (N) | Коэффициент потребления блюд каждого вида (m) | Количество блюд каждого вида (n) |
Холодные блюда | 0,5 | ||
Супы | 0,75 | ||
Вторые блюда | 1,0 | ||
Сладкие блюда | 0,25 |
Итого:
Сделайте вывод о количестве выпускаемых блюд.
Количество горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий и булочных изделий, хлеба определяется по нормам потребления на одного человека (Приложение 2).
Данные расчетов сводятся в таблицу. Например,
Таблица 3.1.3.2
Расчет количества горячих и холодных напитков, мучных
Кондитерских и булочных изделий, хлеба
Для студенческой столовой.
Наименование напитков | Количество потребителей (чел.) (N) | Норма потребления на 1-го чел. в день | Количество | |
в литрах в штуках | в порциях (стаканах) | |||
Горячие напитки Чай 30% Кофе 60% Какао 10% | 0,1л | 236 л. | ||
Холодные напитки | 0,05 л | 118л | ||
Мучные кондит. изделия | 0,03 шт. | 70,8 шт. | - | |
Хлеб ржаной | 0,1кг | 236 кг | - | |
Хлеб пшеничный | 0,15 кг | 354 кг | - |
Нормы потребления для различных типов предприятий общественного питания указаны в Приложении 2.
Окончательный результат по потреблению напитков выражают в порциях (стаканах).
Например: 236 литров: 0,2 л (масса одной порции горячего напитка) = 1180, порций.
Данные таблиц 2.1.3.1 и 2.1.3.2 будут использованы при составлении плана-меню и расчете потребности в сырье.
3.1.4 Составление плана-меню.
Основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется заведующим производством накануне планируемого дня (не позднее 15 час.) утверждается директором предприятия. При составлении плана-меню учитываются следующие факторы: примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для предприятия в зависимости от его типа и класса, потребительский спрос, наличие сырья, квалификация работников, оснащенность технологическим оборудованием, трудоемкость блюд.
Студенту следует помнить, что блюда в плане-меню располагаются в определенной последовательности в зависимости от типа предприятия. Например, в меню кафе перечень блюд начинают с горячих напитков; в столовых, ресторанах - с холодных блюд и закусок. Фирменные блюда располагают перед холодными блюдами. Блюда и закуски, включаемые в меню, должны быть разнообразными, как по видам сырья, так и по способам тепловой обработки (вареные, припущенные жареные, тушеные, запеченные).
На основании плана-меню составляется меню для потребителей, где указывается выход блюд, цена. Эти документы взаимосвязаны. При составлении плана-меню следует учитывать по какому виду меню реализуются блюда потребителям:
- меню со свободным выбором блюд;
- меню дневного рациона;
- меню диетического питания;
- меню детского питания;
- меню бизнес-ланча и т.д.
При составлении и заполнении плана-меню используйте данные таблиц 3.1.3 и 3.1.3.2.
Форма плана-меню.
Утверждаю:
(название предприятия)
Директор ____________________
План-меню
На 11 ноября 2017 г.
Таблица 3.1.4.1
№ рец-ры по Сборнику рец. или ТТК | Наименование блюд и закусок | Выход блюд | Количество блюд |
Холодные блюда и закуски | |||
Всего: | |||
Супы | |||
Всего: | |||
Вторые блюда | |||
Всего: | |||
Гарниры | |||
Всего: | |||
Сладкие блюда | |||
Всего: | |||
Горячие напитки | |||
Всего: | |||
Холодные напитки | |||
Всего: | |||
Мучные кулинарные и кондитерские изделия | |||
Всего: |
Сделайте вывод, дайте анализ плана-меню.
Литература:
1.Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. – Ростов на Дону: «Феникс», 2012 с. 94-129.
Расчет потребности в сырье.
Расчет потребности в сырье - важный этап планирования работы производства, производится на основании плана-меню и Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий.
На основании расчета сырья для приготовления блюд составляется требование на склад для получения продуктов на производство.
Произведите расчет потребности в продуктах для организации выполнения производственной программы в разрабатываемом цехе на основании расчета оформите требование-накладную на склад для получения продуктов.
Таблица 3.1.5.1