Тема 1.3 Монтаж холодильного контура
Для монтажа хладоновой магистрали кондиционеров применяют медный трубопровод. Трубы имеют метрические или дюймовые размеры. Трубы необходимо резать труборезами, а капиллярные трубки режут капиллярными ножницами. После резки трубы образовавшиеся задиры необходимо удалить риммером. Ручная гибка с помощью ручных или пружинных трубогибов применяется для труб диаметром до 19 мм. Для труб диаметром более 19 мм необходимо использовать трубогибы с пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом. Трубы между собой или с элементами холодильного контура соединяются с помощью резьбовых (вальцовочных), фланцевых соединений или пайкой. Конусное расширение заходит в наконечник штуцера и прижимается гайкой. Для создания конусного расширения используются вальцовки с конусным пуансоном. При вальцовке труб пуансон необходимо смазывать компрессорным маслом. Зажимать трубку в пуансоне необходимо так, чтобы труба выступала над плоскостью губок на 73 высоты конуса губок. Конусный раструб должен быть симметричным с ровным торцом, без царапин и задиров. При пайке трубы для механической прочности соединяются с помощью прямых цилиндрических раструбов, которые выполняются расширителем. Внутренний диаметр расширителя должен быть таким, чтобы между соединяемыми трубами был капиллярный зазор (0,025 ...0,15 мм). Капиллярный зазор обеспечивает всасывание жидкого припоя в пространство между трубами. Если зазор будет больше, капиллярный эффект не возникает. Подобное соединение можно паять в произвольном положении трубопровода. Пайка труб может осуществляться мягким и твердым припоем.
Соединение металлов при пайке мягким припоем происходит при температуре 425°С, твердым — 460...560 °С. Тип припоя определяется соотношением меди и других металлов в его составе. При наличии в составе припоя серебра его называют серебряным. Чем больше содержание серебра, тем ниже температура плавления припоя, лучше смачивающая способность припоя и его обтекание места пайки. Хорошее качество пайки получается при применении медно-фосфорных припоев, но температура плавления их выше, а смачивающая способность хуже серебряных. При пайке меди с медью медно-фосфорным припоем флюс не применяется. Для пайки меди с латунью, меди с бронзой этим припоем флюс применяется. При пайке элементов арматуры с нетермостойкими элементами (ТРВ, вентили, смотровые стекла) требуется охлаждение последних для предотвращения недопустимого перегрева. В процессе пайки для защиты от образования окалины рекомендуется продувать место пайки сухим азотом. Медно-фосфорные припои не применяются для пайки соединений медь — сталь. Для пайки применяются нагреватели (горелки), работающие на смеси газов: пропан — бутан — воздух, пропан — бутан—кислород, ацетилен — воздух, ацетилен — кислород.Подбор нагревателя и надлежащая установка пламени позволяют избежать перегрева материала. Пламя горелки должно быть гладким, с четким голубым свечением ядра. В первой фазе нагрева расстояние между наконечником горелки и нагреваемой поверхностью должно быть равно длине конуса пламени. Горелку держат в таком положении до достижения температуры трубы около 650°С (красный цвет). Затем увеличивают расстояние от наконечника горелки до места пайки примерно в два раза.Для уменьшения потерь тепла, особенно при использовании пропа-новой горелки, применяют отражатели. Если при пайке используется флюс, припой нагревают и наносят флюс на разогретый конец прутка припоя, погружая его во флюс. При пайке близко расположенных соединений необходимо соблюдать определенную последовательность пайки, чтобы не расплавить предыдущий шов.
При пайке элементов различной толщины прогрев начинают с более толстой детали. При прокладке хладоновых магистралей необходимо выполнять следующие требования. Медные трубы не должны иметь трещин, вмятин, изломов. Изгибы трубопроводов должны быть плавными. Стенки трубок на изгибах не должны собираться в гофры, на изгибах сломы не допускаются. Хладоновые трубопроводы должны быть термоизолированы по всей длине. Стыки термоизолирующих трубок должны быть заклеены скотчем. Теплоизолированные трубопроводы должны быть защищены от механических воздействий по всей длине. Каждая труба должна иметь отдельную теплоизоляцию. Теплоизоляция не защищенных от механических воздействий трубопроводов должна быть покрыта армированным влагостойким скотчем или лентой ПВС. Механическая изоляция может быть общей для трубопроводов, электрических проводов и дренажной трубы. Трубопроводы в штробах должны быть закреплены через каждые 0,6 м длины. Крепление в штробах на поворотах обязательно. Ширина и глубина штроба должна быть достаточной для того, чтобы после укладки коммуникаций осталась возможность перекрыть их штукатурным раствором толщиной не менее 20 мм. Закладка в штробы трубопроводов с паяными стыками, как правило, не допускается. При прохождении трубопроводами ограждающих конструкций (стен, межэтажных перекрытий) обязательна установка стальных или пластмассовых гильз. После установки гильза заделывается теплоизоляцией и цементным раствором. Крепление трубопроводов к уже существующим коммуникациям, подвескам подвесного потолка не допускается. Паяные соединения помечаются на теплоизоляции трубопровода. На горизонтальных участках всасывающего трубопровода для возврата масла необходимо делать 2%-ный уклон в сторону компрессора. На выходе испарителя, расположенного выше компрессора, необходимо делать U-образную маслоподъемную петлю, после чего всасывающий трубопровод следует поднять выше испарителя, чтобы не допустить стекания жидкого хладагента в компрессор.
В случае если испаритель расположен ниже компрессора, на выходе испарителя также необходимо установить маслоподъемную петлю. Та часть трубопровода, которая имеет наклон в сторону компрессора, должна начинаться обратной петлей, расположенной в самой верхней точке трубопровода. Если конденсатор располагается выше компрессора, возникает опасность, что во время остановки компрессора масло, выброшенное в нагнетательную магистраль, будет стекать назад в клапанную группу. Поэтому если разность по высоте между конденсатором и компрессором составляет более 3 м, необходимо предусмотреть в начале восходящего участка маслоподъемную петлю. Если разность уровней еще больше, то маслоподъемные петли нужно устанавливать через каждые 3,5 м.