Основы транспортной логистики
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя происходит ряд этапов: движение материального потока от источника сырья до предприятия; происхождение материального потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса, движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. На всех этапах движение обеспечивается различными видами транспорта.
Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков и погрузочно-разгрузочные операции составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. Учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора вида транспорта является стоимость и скорость доставки продукции, зависящие от технико-эксплутационных характеристик транспорта.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
Задача. Имеются три склада готовой продукции и четыре потребителя. На складах находится 10, 20 и 15 т продукции. Потребители готовы купить15,12,11 и 7 т. этой продукции. Затраты на доставку 1 т продукции со склада 1 потребителям равны соответственно: 45, 15, 26, и 38 у.е.; со склада 2: 19, 25, 65, и 34 у.е.; со склада 3: 20, 24, 18 и 22 у.е.
Сделайте первое распределение методом «северо-западного угла», найдите первое (возможно, неоптимальное) решение.
Тесты
От какого фактора зависит время выполнения заказа
потребителя:
а)от срока доставки продукции транспортом;
б)от количества посредников;
в)от размера партии поставки?
2. Длительное время прохождения заказа:
а) уменьшает количество запасов на предприятии;
б) увеличивает уровень запасов на предприятии;
в)не влияет на объем запасов.
3.Основные задачи транспортной логистики следующие…
- определение вида транспорта;
- определение типа транспортного средства;
- выбор поставщика транспортных услуг;
- совместное планирование транспортного и складского процессов;
- согласование транспортных и погрузочных работ;
- мультимодальные перевозки ;
- определение рациональных маршрутов доставки грузов;
- определение суммарных расходов доставки груза.
4.Основные критерии выбора вида транспортного средства:
а)скорость доставки груза и грузоподъемность транспортного средства;
б)стоимость перевозки и скорость доставки груза;
в)надежность соблюдения графика доставки и стоимость
перевозки.
Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозках всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
6.Транспорт не общего пользования – это…
Транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
7.Основные виды транспорта – это…
Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный
8.Транспортный тариф включает:
а)плату за перевозку грузов и пассажиров;
б)сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов и пассажиров;
в)правила исчисления плат и сборов;
г) все ответы верны;
д)верны ответы (а) и (б).
9.Транспортный тариф – это…
Это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.
10.Какая группа факторов, влияющих на размер транспортного тарифа, является общей для всех видов транспорта:
а)грузоподъемность транспортного средства, расстояние перевозки, район;
б)расстояние перевозки, тип транспортного средства, объемный вес груза;
в)расстояние перевозки и масса груза?
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
Главная задача промышленных предприятий – получение прибыли от реализации продукции. Именно поэтому задача сбыта продукции является актуальной. Сбыт продукции предполагает движение материальных потоков (готовой продукции) от предприятия-производителя до конечного потребителя. На этой стадии процессом управления материальными потоками занимается распределительная логистика, которую часто отождествляют с функцией сбыта в маркетинге.
Центральное место в системе распределительной логистики занимает организация логистических цепей и каналов распределения готовой продукции. Структура каналов распределения (число посредников), их масштаб (число торговых точек) и стабильность зависят от количества этапов получение продукции покупателем. Поэтому для экономии необходимо определять оптимальное количество этапов.
Тесты
Основное содержание сбытовой деятельности:
а)процесс продвижения готовой продукции на рынок;
б)организация товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли;
в)выбор рациональных каналов распределения товародвижения.
2.Функции планирования сбыта включают:
а)оценку и стимулирование деятельности сбытового аппарата;
б)составление смет затрат по сбыту и их оптимизации;
в)предпродажное и послепродажное обслуживание
потребителей.
3. Организация распределительной логистики включает:
а)организацию процесса сбыта готовой продукции с учетом принципов и методов логистики;
б)организацию управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем;
в)оба ответа верны.
4.Перерабатывающая подсистема распределительной логистики обеспечивает:
а)выполнение операций по ассортиментной загрузке
производства;
б)организацию по приемке и хранению готовой продукции;
в)продажу и послепродажное обслуживание.
5.Подсистема обеспечения сбытовой логистики включает:
а)производственное обеспечение сбыта;
б)продвижение товаров на рынок по каналам распределения;
в)выработку планов и заданий для других подсистем
распределения.
6.Подсистема планирования и контроля вырабатывает:
а) преобразование сигналов рынка о платежеспособном спросе потребителей в необходимые рынку товары и услуги;
б)систему кадрового обеспечения сбытовых служб;
в)планы, задания для других подсистем.
7.Понятие логистической цепи:
а)организованная совокупность логистических операций,
обеспечивающая достижение общих целей;
б)линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц, осуществляющих логистические операции;
в)логистическая форма организации межфирменного
взаимодействия.
8.Основное свойство логистической цепи:
а)системность;
б)гибкость;
в)адаптивность.
9.Основное преимущество логистической цепи:
а)экономическое единство выражение конечного результата функционирования логистической цели;
б)минимизация потерь от технологической и организационной сопряженности логистических операций;
в)верных ответов нет.
10.Логистическая цепь «прямой сбыт» целесообразна:
а)при небольших объемах потребления;
б)при изготовлении продукции на заказ;
в)при значительных объемах потребления.