Характеристика современных опасностей мира угрожающих человеку.
По мере развития Земной цивилизации общество всё более остро воспринимает возможные опасности, порождаемые как естественной, так и искусственной средами обитания. На протяжении длительного времени человек, общество воспринимали опасности субъективно как ситуации, при которых могут реализоваться нежелательные события в виде поражающих факторов природных явлений, техногенных катастроф, вооружённых конфликтов и др. Подобные восприятия облекались в понятие «риск», т.е. понятие риск отождествлялось с понятием опасности.
Чрезвычайные события техногенного характера представляют собой транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварии с выбросом биологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий, аварии на электроэнергетических системах, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на очистных сооружениях, и т.п. ЧС спровоцированные хозяйственной деятельностью человека.
Образовательная концепция бжд
Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.
. С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Фрагментарное включение вопросов безопасности в данный курс не имело системного характера и не позволяло в необходимой мере использовать гуманистический потенциал учебного процесса. В целом курс предназначен для воспитания так называемой личности безопасного типа — личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Курс утвердился в составе обязательного минимума содержания среднего общего образования.
3. Цель и содержание БЖД
БЖД решает задачи идентификации (распознавания) опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью).
Кратко о задачах:
1)распознавание опасности
2) упреждение
3) ликвидация последствий
Дисциплина включает 5 разделов :
1. теоретические основы БЖД
2. методы и средства обеспечения производственной безопасности
3. пожарная безопасность
4. обеспечение устойчивости, функционирования объектов в условиях ЧС и ликвидация их последствий
5. организационно правовые основы обеспечения БЖД.
Возможности и обязанности обеспечения специалистов в обеспечении безопасности человека.
Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов
Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Руководитель производственного процесса обязан:
- обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;
- идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;
-обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;
- постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;
- организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приемам деятельности;
- лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;
- при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.