Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)
Введение.
Народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается, в зависимости от отношения потребляемых этим народом продуктов и количества потребителей. Это отношение определяется:
1. искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд
2. отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят
И ТОЛЬКО ЭТИМ! а не климатом, как говорит Смит, не почвой и не размером территории.
У народов цивилизованных и процветающих, - хотя у них большое число людей совсем не работает (!), причем многие неработающие потребляют продукты в десять, а часто и в сто раз большего труда, чем большинство работающих, - продукт всего труда общества в целом велик.
Причины прогресса в области производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами и группами людей в обществе – предмет первой книги.
Число полезных и производительных рабочих зависит везде от количества капитала, => капитал – предмет второй книги.
Обстоятельства, которые повели народ к той или иной политике в области применения труда (земледелие, промышленность) и упрочили ее, объяснены в третьей книге.
В четвертой книге Смит пытался возможно полнее и точнее объяснить различные теории политической экономии и главные результаты, к которым они приводили в разные века и у различных народов.
Пятая, последняя, книга рассматривает доход государя или государства (старался показать, во- первых, каковы необходимые расходы государя или государства, какие из этих расходов должны покрываться за счет сборов со всего общества и какие - только определенною частью общества или отдельными его членами; во-вторых, каковы различные методы привлечения всего общества к покрытию расходов, падающих на все общество, и каковы главные преимущества и невыгоды каждого из этих методов; и, в-третьих, наконец, какие причины и соображения побуждали почти все современные правительства отдавать часть своих доходов в долгосрочный залог или заключать долги и какое влияние имели эти долги на действительное богатство общества, на годовой продукт его земли и его труда).
Книга 1. "Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа"
Глава 1. О разделении труда
Иллюстрирует разделение труда на примере производства булавок: Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки - другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики.
Если бы все рабочие работали в одиночку и независимо друг от друга и если бы они не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день. Одним словом, они, несомненно, не выработали бы l/240, а может быть, и 1/4800 доли того, что они в состоянии выработать теперь в результате надлежащего разделения и сочетания их различных операций.
Разделение труда => рост производительности труда
Земледелие по самой природе своей не допускает ни такого многообразного разделения труда, ни столь полного отделения друг от друга различных работ, как это возможно в мануфактуре.
В земледелии богатой страны труд не всегда значительно, более производителен, чем в бедной стране, или, во всяком случае, это различие в производительности никогда не бывает так значительно, как это обыкновенно наблюдается в промышленности (хлеб Польши может стоить столько же, как и хлеб Франции; а вот шелка Франции лучше и дешевле шелков Англии).
Значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий:
1. от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего;
2. от сбережения времени, которое обыкновенно тратится на переход от одного вида труда к другому;
3. от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.
Машины создавались теми же рабочими, которые хотели сократить и упростить свой труд. История про «гениального» мальчика:
К первым паровым машинам постоянно приставлялся подросток для того, чтобы попеременно открывать и закрывать сообщение между котлом и цилиндром в зависимости от приподнимания и опускания поршня. Один из этих мальчиков, любивший играть со своими товарищами, подметил, что, если привязать веревку от рукоятки клапана, открывающего это сообщение, к другой части машины, клапан будет открываться и закрываться без его помощи, и это позволит ему свободно забавляться с товарищами. Таким образом, одно из важнейших улучшений, сделанных в паровой машине с тех пор, как она была изобретена, было придумано подростком, который хотел сократить свой собственный труд.
+ машины – изобретение машиностроителей и ученых или теоретиков