Дополнительные профессиональные специализированные компетенции профиля «Иностранные языки» (ПСК)
· способность фонетически, грамматически, лексически, стилистически правильно излагать свои мысли на иностранном языке в устной и письменной форме (ПСК-2);
· способность понимать на слух аутентичную монологическую и диалогическую речь на иностранном языке (ПСК-3);
· способность оценивать, выбирать и использовать учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку (ПСК-5);
· способность разрабатывать системы упражнений для формирования и развития иноязычных речевых навыков и умений (ПСК-6);
· способность спланировать, провести и проанализировать урок и серию уроков иностранного языка как целенаправленный, логично построенный отрезок учебно-воспитательного процесса (ПСК-7);
· способность осуществления и обеспечения контроля обученности иностранному языку учащихся (ПСК-8);
· способность адекватно выбирать способы достижения целей и задач, организуя работу учащихся на уроке иностранного языка с использованием различных видов деятельности и вовлекая в них каждого (ПСК-9);
· готовность использовать современные технологии обучения иностранному языку: развивающие, информационно-коммуникационные, интегративные, проектные, игровые, а также в режиме свободного выбора деятельности (ПСК-10);
· владение приемами организации систематического контроля за работой учащихся на уроке иностранного языка, с навыками анализа их деятельности и оценкой их знаний, умений и навыков, уровня сформированности коммуникативной компетентности на иностранном языке с использованием современных технологий контроля (ПСК-11);
· готовность помогать учащимся планировать их собственную индивидуальную траекторию учения и развития в области иностранного языка, адаптируя учебные материалы в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня обученности учащихся (ПСК-12);
· способность использовать в процессе обучения иностранному языку разнообразные средства обучения, дидактические материалы и оборудование, адаптируя их к условиям обучения (ПСК-13);
· способность подбирать и создавать собственные дидактические материалы по иностранному языку, включая мультимедийные средства (ПСК-14);
· способность заинтересовать учащихся изучаемым материалом на иностранном языке, поддерживать их мотивацию к учению, создавая на уроке рабочую обстановку, психологический климат, располагающий к активной деятельности (ПСК-15);
· способность обеспечивать взаимосвязи и взаимообусловленность уроков иностранного языка, привнося творческий характер в их разработку и проведение (ПСК-16);
· владение навыком ведения методической дискуссии с аргументацией своей позиции по разным проблемам обучения иностранному языку (ПСК-17).
6. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.
По времени данная практика разделяется на следующие периоды:
1) Установочная конференция, на которой проводится инструктаж студентов, доводится до их сведения программа практики и требования по оформлению отчётной документации.
2) Ознакомительный этап, который длится первую неделю практики.
3) Основной период, длящийся 3 недели, в ходе которого студенты-практиканты активно включается в учебно-воспитательный процесс и профессиональную деятельность учителя.
4) Обобщение результатов практики и подготовки отчетной документации.
5) Подведение итогов и оценка результатов работы студентов на практике на итоговой конференции. Окончательное подведение итогов практики и проверка отчетной документации осуществляется в течение 10 дней после окончания производственной практики.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | ||
Всего | Ауд. | СРС | |||
Установочная конференция | - | - | |||
Ознакомительный этап | Проверка протоколов занятий | ||||
Основной период | Проверка планов уроков | ||||
Обобщение результатов | - | Проверка отчетов | |||
Подведение итогов и оценка результатов работы | - | Защита отчётной документации |
Производственная практика у студентов-практикантов проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности.
Студенты знакомятся с работой преподавателя на начальном этапе обучения японскому языку. Каждый студент проводит занятия, включающие изучение практики устной и письменной речи японского языка и содержащие воспитательный компонент, основанный на примерах культуры речевого общения японцев.
1. Организационно-подготовительный период
На организационно-подготовительном этапе руководитель практики от кафедры, а также представитель отдела практики проводят установочную конференцию, на которой должны присутствовать все студенты-практиканты, руководители и методисты практики.
В ходе конференции студенты знакомятся со следующей информацией:
- приказ ректора о направлении на производственную педагогическую практику, распределение студентов и преподавателей-методистов по местам проведения практики, сроки прохождения производственной педагогической практики;
- программа практики, основные этапы её прохождения, порядок решения возникающих во время практики вопросов;
- обязанности студентов по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса;
- сроки и порядок сдачи документации по практике и правила выставления итоговой оценки по практике.
После проведения установочной конференции следующим этапом ознакомительно-подготовительного периода является:
- беседа студента с преподавателем-методистом (консультация преподавателя по уровню обученности учащихся японскому языку; знакомство с группой обучаемых; изучение их интересов по характеристикам, даваемым преподавателем; ознакомление с кабинетом японского языка, его оснащенностью наглядными пособиями и техническими средствами обучения);
- знакомство с системой работы преподавателя японского языка (изучение используемого преподавателем учебно-методического комплекса, знакомство с тематическим и поурочными планами преподавателя, предварительное планирование своей учебно-воспитательной работы по японскому языку);
- посещение уроков японского языка у разных преподавателей (по каждому посещенному уроку студенты в свободной форме делают выводы о приобретенном педагогическом опыте, при необходимости преподаватель должен дать студенту разъяснения по проведенному уроку).
2. Основной период учебно-производственной практики
В течение активной производственной практики студент под руководством преподавателя-методиста выполняет следующие функции, а именно:
- разрабатывает планы уроков и проводит занятия, проверяет тетради, ведет журнал;
- при необходимости помогает преподавателю оформлять кабинет японского языка;
- разрабатывает и изготавливает наглядные пособия и методический материал по отдельным темам для обучения японскому языку;
- осуществляет внеурочные формы работы по японскому языку, участвует во внеклассных мероприятиях по японскому языку.
Во время прохождения производственной педагогической практики студент должен самостоятельно разработать и провести не менее 2-х уроков японского языка, а также провести внеклассное мероприятие. Данный вид деятельности осуществляется, как правило, во время последней недели практики. При выборе темы внеклассного мероприятия студент-практикант опирается на содержание текущих уроков и специфику их лексического материала, а также при этом старается максимально использовать разнообразные методические приёмы и творческий подход.
Методическая работа студента во время производственной практики заключается в следующем:
- активное участие в обсуждении посещенных и проведенных уроков японского языка;
- оформление методической документации в ходе практики и отчетной по ее итогам;
- сбор и разработка материалов для оформления наглядного учебного пособия.
Всего за время производственной педагогической практики студент должен:
1) посетить не менее 3-х уроков японского языка, проводимых преподавателем-методистом и 3-х занятий, проводимых другими студентами-практикантами; подготовить 6 протоколов анализа уроков японского языка;
2) подготовить и провести самостоятельно не менее 2-х уроков японского языка;
3) принять активное участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия.
3. Завершающий этап - подведение итогов и оценка работы студента- практиканта.
В ходе практики выделяются следующие объекты учета, контроля и оценки производственной деятельности студента:
- учебно-методическая работа по японскому языку;
- воспитательная работа;
- отчетная документация.
Подведение итогов и выставление оценки за практику происходит во время итоговой конференции, в ходе которой преподаватели-методисты характеризуют производственную деятельность каждого студента в отдельности и оглашают рекомендуемую оценку. При этом при определении рекомендуемой оценки ими учитываются качество учебно-методической работы студента, степень отработки сданной документации, качество проведенного нетрадиционного урока и эффективность разработанного наглядного пособия. Кроме оценки уровня методических умений и навыков студента также учитываются такие критерии его деятельности как: дисциплинированность, прилежание, умение работать в коллективе, степень развития педагогического такта, авторитет среди учащихся и преподавателей кафедры.
Во время конференции студенты имеют право оспаривать предлагаемую методистом оценку, аргументировано отвечая на все высказанные вопросы и замечания, защищают разработанные ими, наглядные учебные пособия, заявляют о проблемных ситуациях, вопросах, методических затруднениях, возникавших во время прохождения практики, а также вносят предложения по улучшению условий прохождения практики.
Окончательная оценка за прохождение производственной практики выставляется руководителем практики с учётом мнения преподавателя-методиста, выступлений студентов и качества отработки отчётной документации.