Размеры ежемесячных надбавок за выслугу лет федеральным государственным служащим
При стаже государственной службы | Надбавки % |
от 1 года до 5 лет | |
свыше 5 лет до 10 лет | |
свыше 10 лет до 15 лет | |
свыше 15 лет |
Порядок исчисления стажа для установления этой надбавки утвержден Указом Президента России от 3 сентября 1997 г № 982 В Москве ежемесячная надбавка лицу, имеющему почетное звание Российской Федерации, устанавливается в размере 50% должностного оклада по замещаемой должности
Премирование государственных служащих производится по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также за выполнение особо важных заданий в порядке и на условиях, устанавливаемых руководителем государственного органа
При формировании и утверждении фондов оплаты труда для всех федеральных органов исполнительной власти сверх суммы средств, направленных на выплату должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются в расчете на год средства на выплату
• ежемесячной надбавки за классный чин — в размере четы
рех должностных окладов,
• ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере трех долж
ностных окладов,
• ежемесячной надбавки за особые условия государственной
службы — в размере двух с половиной должностных окладов,
• премий по итогам службы за месяц (квартал) и за год, а также
за выполнение особо важных заданий — в размере трех долж
ностных окладов,
• материальной помощи — в размере двух должностных окла
дов
В итоге сверх должностного оклада каждый госслужащий может Почучать 14,5 должностного оклада в год, или 1,2 должностного склада в месяц дополнительно к основному должностному окладу Оклад денежного содержания государственного служащего индексируется в размерах и в сроки, установленные для работников бюджетной сферы в централизованном порядке Предельная численность и фонд оплаты труда государственных служащих определяются соответствующими законодательно-нормативными актами
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение заработной платы как экономической катего
рии.
2. Покажите взаимосвязь заработной платы с такими понятиями, как
«стоимость рабочей силы», «цена труда». В чем состоит сложность
экономического содержания заработной платы?
3. Определите основные функции заработной платы в рыночной эко
номике.
4. Какие факторы влияют на уровень заработной платы при рыноч
ных отношениях в экономике?
5. Охарактеризуйте основные принципы и элементы заработной
платы.
6. Опишите применяемые формы оплаты труда. Перечислите их до
стоинства и недостатки.
7. Перечислите основные системы сдельной формы оплаты труда.
Как определяются различные виды сдельных расценок?
8. Перечислите основные системы повременной оплаты труда. Как
определить заработную плату по одной из систем?
9. Что представляет собой тарифная система? Какова роль тариф
но-квалификационных справочников и каково их содержание?
10. Дайте оценку нормирования труда как элемента организации за
работной платы.
11. Опишите систему существующих доплат и надбавок к тарифной
ставке.
12. В чем заключаются особенности оплаты труда работников бюджет
ной сферы?
13. Как определяется заработок рабочих-повременщиков и служащих?
14. Как определяется заработок рабочих-сдельщиков?
15. Назовите особенности оплаты труда государственных служащих.
16. В чем состоят особенности оплаты труда работников предприя
тий различных организационно-правовых форм собственности?
17. Каким образом посредством организации заработной платы обес
печивается совпадение интересов работников и работодателей на
предприятиях?
Глава 7
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ
Сущность уровня жизни и факторы, его определяющие
Благополучие нации характеризуется различными понятиями: «уровень жизни», «народное благосостояние», «безопасность жизнедеятельности», «образ жизни», «качество трудовой жизни», «качество жизни» и др. Разные термины иногда имеют одинаковое содержание, а иногда принципиально различаются по составу компонентов (табл. 11).
Таблица 11
Состав компонентов уровня жизни в различных концепциях "
Компоненты уровня жизни | ||
Концепция ООН | Шведская модель | Концепция СССР |
1. Здоровье | 1. Труд и условия труда | 1. Характер и условия труда |
2. Потребление продуктов питания | 2. Экономические возможности | 2. Уровень обеспеченности и реального потребления материальных благ и материальных услуг |
3. Образование | 3. Политические возможности | 3. Состояние обеспеченности людей благами духовной жизни и охраны здоровья |
4. Занятость и условия труда | 4. Школьное обучение | 4. Показатели, характеризующие конечный результат уровня жизни на основе взаимодействия всех факторов: ■ установленная законом и фактическая продолжительность трудовой деятельности * продолжительность жизни населения в целом и по различным его группам |
5. Жилищные условия | 5. Здоровье и использование медицинской ПОМОЩИ | |
в. Социальное обеспечение | 6. Социальные возможности (формирование семьи и семейных отношений) | |
7. Одежда | 7. Жилище | |
8. Отдых и свободное время | 8. Питание | |
9. Права человека | 9. Свободное время и его проведение |
Принципиальные различия концепций касаются иерархии ценностей.
Согласно концепции ООН первостепенное значение для жизни человека имеют здоровье людей и их питание. Западные ученые в своих исследованиях показали непосредственную связь между уровнем жизни, качественным составом питания и эффективностью труда. Своевременное возмещение энергетических затрат, произведенных организмом в процессе труда, влияет на работоспособность человека. Плохое и недостаточное питание может стать причиной прогулов, что сказывается на эффективности труда. При исследовании связи между потреблением, производительностью труда и заработной платой на основе показателя «эффективный час работы» выяснилось, что существует определенный уровень «эффективности» заработной платы (а значит, и объема потребления), отклонения от которого не выгодны ни предприятиям, ни работникам. Следовательно, можно считать, что целевая установка концепции уровня жизни ООН позволяет органично увязать все его компоненты и максимально приблизиться к концепции качества жизни.
Шведскую модель можно определить как концепцию «качества трудовой жизни», так как она имеет трудовую установку и уровень жизни здесь прежде всего связывается с трудом, экономическими и политическими возможностями, реализуемыми через политический механизм страны в конкретной социальной политике.
Концепция качества жизни формирует совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Здесь речь идет не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (питание, жилище, занятость, образование и т.д.), но и о субъективном восприятии человеком уровня своего благополучия и таких понятиях, как счастье, удовлетворенность, удовольствие. Например, необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность состоянием здоровья, женитьбой (замужеством), семейными отношениями, работой, финансовым положением, жилищными условиями, возможностями получения образования и т.д. Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующие как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.
В России наиболее распространен термин «уровень жизни» как комплексная социально-экономическая категория, отражающая степень развития и уровень удовлетворения разнообразных материальных, духовных и социальных потребностей человека, живущего в обществе. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117
«Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на уровень жизни (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
В России и ее регионах для оценки уровня жизни в ходе экономической реформы используется следующая система показателей: средняя оплата труда работников; покупательная способность населения на основе средней заработной платы и пенсии; минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения; прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения; численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума; потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода; денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения; показатели дифференциации населения по среднедушевым доходам; структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
Компонентами уровня жизни выступают определенные виды потребностей, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Входящие в компонент потребности, как правило, удовлетворяются определенным видом деятельности (производство продуктов питания, медицинское обслуживание, обучение и др.), который включает множество данных, относящихся к удовлетворению потребностей в соответствующей области в течение какого-то периода времени. Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения (рис. 32).
Достаток | Пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека |
Нормальный уровень | Рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил |
Бедность | Потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы |
Нищета | Минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать жизнеспособность человека |
Рис. 32. Четыре уровня жизни 142
На уровень жизни воздействуют множество факторов: с одной стороны — состав и величина постоянно изменяющихся потребностей населения; с другой стороны — ограничения в возможностях удовлетворения потребностей исходя из положения на рынке товаров и услуг, доходов населения, заработной платы работников, которые определяются масштабами и эффективностью производства, сферы услуг, состоянием НТП, культурно-образовательным уровнем населения и его структурой, национальными особенностями, политической и экономической обстановкой в стране (рис. 33).
Рис. 33. Факторы, определяющие уровень жизни
Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения качества и уровня жизни в стране.