Роль методологии в изучении экономики труда
Методология (от гр. logos — понятие, учение) имеет два значения: I) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Применительно к первому значению сущность методологии экономики труда заключается в изучении важнейших научных положений, обусловленных объективными законами развития производства, труда и общества в социально-ориентированной рыночной экономике; выборе для этих целей научного метода познания; учете этих положений при разработке проекта государственной социально-экономической политики в области труда при переходе к рынку.
В этой связи можно выделить три важнейших положения.
Во-первых, следует признать, что наиболее объективным общим научным методом познания развития общественного труда и его преобразований на пути к рынку являются диалектический метод и его важнейшие положения, обязывающие рассматривать все экономические и социальные аспекты труда во взаимосвязи и взаимообусловленности, в движении, изменении, обновлении и развитии; учитывать превращение простейших количественных изменений в коренные качественные; рассматривать борьбу между старым и новым устройством отношений в сфере труда с учетом свойственных ей внутренних противоречий.
Во-вторых, при изучении сущности и трансформации экономических и социальных процессов труда необходимо учитывать исторический аспект изменяющихся общественно-производственных условий в России, а также практику зарубежных стран в области преобразования и регулирования социально-трудовых отношений при переходе к рынку.
В-третьих, теоретической основой для выработки российской политики в сфере труда должна являться экономическая теория, которая изучает общественно-производственные (экономические) отношения людей, исследует и формулирует экономические законы общества в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда, в области управления производством, распределения материальных благ. Познание и использование этих законов, анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на механизм их действия, — условия реального перевода социально-трудовых отношений в новое русло с учетом развития рынка труда и возрождения отечественного производства на базе повышения производительности и эффективности труда.
Методология как совокупность методов, применяемых в исследовании процессов рынка труда и элементов его организации, выполняет как бы связующую роль между теорией и практикой (рис. 2) и является необходимым звеном, с помощью которого законы общественного и экономического развития реализуются в государственной и кадровой политике и в практической деятельности на опрс-
Рис. 2. Роль методологии в исследовании и регулировании труда
деленном этапе развития рынка труда и социально-трудовых отношений.
Методология как совокупность методов, используемых в экономике труда, опирается на совокупность российских государственных законов «О труде», «О занятости», «О социальном партнерстве» и др.; на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых процессов и явлений (формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.).
На основе изложенного можем сформулировать следующее определение методологии и ее роли в изучении экономики труда: методология — это совокупность общих приемов и методов исследования состояния организации общественного труда и выработки решений по повышению производительности труда, совершенствованию нормирования и оплаты труда, а также по перестройке процессов в области управления трудовым потенциалом, регулирования рынка труда.
Выработка стратегии управления трудовым и творческим потенциалом общества и кадровой стратегии управления персоналом предприятий, организаций должна опираться на современную методологию экономики труда и других наук.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте объект и предмет изучения дисциплины «Экономика
труда».
2. В чем заключается объективная необходимость и актуальность
изучения проблем экономики труда при углублении рыночных ре
форм?
3. Какие задачи решает экономика труда и как при этом она взаимо
действует с другими научными дисциплинами?
4. Охарактеризуйте содержание учебной дисциплины «Экономика тру
да» и покажите ее роль в подготовке специалистов управленческо
го типа высшей квалификации.
5. Как развивались методологические и методические положения по
проблемам экономики труда и трудовых отношений в работах оте
чественных и зарубежных ученых?
6. Дайте характеристику основных методов исследования социально-
экономических проблем труда на микро-, мезо- и макроуровне.
7. Какие основные положения о труде закреплены в Конституции РФ и
как они согласуются с рекомендациями, изложенными в Конвенции
МОТ?
Глава 2