Роль методологии в изучении экономики труда

Методология (от гр. logos — понятие, учение) имеет два значе­ния: I) учение о научном методе познания; 2) совокупность мето­дов, применяемых в какой-либо науке.

Применительно к первому значению сущность методологии эко­номики труда заключается в изучении важнейших научных поло­жений, обусловленных объективными законами развития произ­водства, труда и общества в социально-ориентированной рыночной экономике; выборе для этих целей научного метода познания; уче­те этих положений при разработке проекта государственной соци­ально-экономической политики в области труда при переходе к рынку.

В этой связи можно выделить три важнейших положения.

Во-первых, следует признать, что наиболее объективным общим научным методом познания развития общественного труда и его преобразований на пути к рынку являются диалектический метод и его важнейшие положения, обязывающие рассматривать все эко­номические и социальные аспекты труда во взаимосвязи и взаимо­обусловленности, в движении, изменении, обновлении и развитии; учитывать превращение простейших количественных изменений в коренные качественные; рассматривать борьбу между старым и но­вым устройством отношений в сфере труда с учетом свойственных ей внутренних противоречий.

Во-вторых, при изучении сущности и трансформации экономи­ческих и социальных процессов труда необходимо учитывать исто­рический аспект изменяющихся общественно-производственных условий в России, а также практику зарубежных стран в области преобразования и регулирования социально-трудовых отношений при переходе к рынку.

В-третьих, теоретической основой для выработки российской политики в сфере труда должна являться экономическая теория, ко­торая изучает общественно-производственные (экономические) от­ношения людей, исследует и формулирует экономические законы общества в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда, в области управления производством, распре­деления материальных благ. Познание и использование этих зако­нов, анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на механизм их действия, — условия реального перевода социально-трудовых отношений в новое русло с учетом развития рынка труда и возрождения отечественного производства на базе повышения производительности и эффективности труда.

Методология как совокупность методов, применяемых в иссле­довании процессов рынка труда и элементов его организации, выпол­няет как бы связующую роль между теорией и практикой (рис. 2) и является необходимым звеном, с помощью которого законы общест­венного и экономического развития реализуются в государствен­ной и кадровой политике и в практической деятельности на опрс-




Роль методологии в изучении экономики труда - student2.ru

Рис. 2. Роль методологии в исследовании и регулировании труда

деленном этапе развития рынка труда и социально-трудовых отно­шений.

Методология как совокупность методов, используемых в эконо­мике труда, опирается на совокупность российских государствен­ных законов «О труде», «О занятости», «О социальном партнерстве» и др.; на нормативные документы, определяющие приемы, прави­ла, способы исследования конкретных элементов труда, его орга­низации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых процессов и явлений (формы, бланки, технику расчета, инструк­ции, правила, положения и т.п.).

На основе изложенного можем сформулировать следующее определение методологии и ее роли в изучении экономики труда: методология — это совокупность общих приемов и методов исследо­вания состояния организации общественного труда и выработки ре­шений по повышению производительности труда, совершенствова­нию нормирования и оплаты труда, а также по перестройке процес­сов в области управления трудовым потенциалом, регулирования рынка труда.

Выработка стратегии управления трудовым и творческим потен­циалом общества и кадровой стратегии управления персоналом предприятий, организаций должна опираться на современную ме­тодологию экономики труда и других наук.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте объект и предмет изучения дисциплины «Экономика
труда».

2. В чем заключается объективная необходимость и актуальность
изучения проблем экономики труда при углублении рыночных ре­
форм?

3. Какие задачи решает экономика труда и как при этом она взаимо­
действует с другими научными дисциплинами?




4. Охарактеризуйте содержание учебной дисциплины «Экономика тру­
да» и покажите ее роль в подготовке специалистов управленческо­
го типа высшей квалификации.

5. Как развивались методологические и методические положения по
проблемам экономики труда и трудовых отношений в работах оте­
чественных и зарубежных ученых?

6. Дайте характеристику основных методов исследования социально-
экономических проблем труда на микро-, мезо- и макроуровне.

7. Какие основные положения о труде закреплены в Конституции РФ и
как они согласуются с рекомендациями, изложенными в Конвенции
МОТ?

Глава 2

Наши рекомендации