Рост образованности и культуры
Образование — основа общекультурного и политического роста человека, поэтому социалистическое общество в период перехода к коммунизму продолжает уделять этому делу неослабное внимание. Более того, требования к уровню образования повышаются. Это связано прежде всего с той технической революцией, которая происходит в современную эпоху.
«В наш век атомных электростанций, завоевания космоса, в век автоматики, — говорил Н. С. Хрущёв на XIII съезде ВЛКСМ, — мы должны проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работницы, колхозники и колхозницы имели среднее образование» 8.
Поэтому увеличение числа школ, создание условий для того, чтобы все подрастающее поколение получило хорошее
образование, представляет предмет постоянной заботы социалистического государства. В Советском Союзе общее количество учащихся в восьмилетних и средних школах с 1958 по 1965 г. увеличится с 31,3 млн. до 45 млн. человек.
В то же время быстро растет число людей с высшим образованием. В связи с теми изменениями, которые претерпевают промышленность и сельское хозяйство, на первый план в производстве будут постепенно выдвигаться инженер, техник, агроном. Вот почему Советский Союз, который уже занимает первое место в мире по масштабам подготовки специалистов, планирует дальнейшее расширение высшего образования. За семилетие 1952 — 1958 гг. в СССР получили высшее образование 1,7 млн. человек, а за семилетие 1959 — 1965 гг. число их возрастет до 2,3 млн. Общее же количество лиц с высшим образованием составит в 1965 г. более 4,5 млн., т. е. в полтора раза больше, чем в 1958 г.
Дело, следовательно, идет к тому, что в будущем, на подступах к коммунизму, основная масса граждан социалистического общества получит среднее и высшее образование. Это будет по существу новая культурная революция, которая сделает общество еще более образованным и культурным.
Большую принципиальную и практическую важность приобретает вопрос о характере обучения, о том, какой должна быть школа, средняя и высшая. В связи с быстрым прогрессом науки и техники стоит задача сделать образованными всех трудящихся. Но эту задачу нельзя решать, отвлекаясь от потребностей развития материального производства. Значит, члены общества уже в ходе ученья должны начать приобщаться к производительному труду. Интересы общества требуют сократить сроки «вступления в жизнь» молодых людей, возможно раньше включать их в трудовую деятельность. Это ускорит их умственное созревание, благотворно подействует на их духовное становление как полезных членов социалистического общества.
Классики марксизма-ленинизма в общей форме определили тот характер, который должно носить обучение подрастающего поколения при социализме. Они выдвинули идею политехнического образования, которое предусматривает освоение научных основ современного производства и выработку навыков обращения с наиболее употребительными орудиями труда. «...Нельзя себе представить идеала будущего общества, — писал В. И. Ленин, — без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» 9.
Однако конкретный ответ на вопрос о том, в какой форме должно происходить соединение обучения с производительным трудом, могла дать только практика. Критический пересмотр накопленного опыта организации народного образования в СССР позволил найти эту форму. Она положена в основу проведенной в 1958 — 1959 гг. по инициативе ЦК КПСС коренной перестройки всей системы народного образования. Перестройка советской школы имеет, несомненно, всеобщее значение, и не случайно, что опыт ее осуществления учитывается всеми социалистическими странами.
Суть реформы — широкое осуществление принципов политехнического образования, тесная связь обучения с производством. Повышен прежде всего уровень обязательного обучения: введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего, существовавшего ранее. Это — первый этап среднего образования. Второй его этап характеризуется теперь сочетанием общеобразовательной подготовки с профессиональной, соединением обучения с производительным трудом, с получением производственной квалификации. Закончившие 8 классов общеобразовательной школы могут продолжать образование либо в трехлетних средних вечерних и сменных школах рабочей или сельской молодежи, либо в средних школах с производственным обучением. Базой производственного обучения служат учебно-производственные мастерские при школах, предприятиях, совхозах, РТС, МТС и колхозах, где учащиеся работают одну треть учебного времени.
Особое внимание уделено развитию такой новой формы коммунистического воспитания и политехнического обучения, как школы-интернаты. В семилетие 1959 — 1965 гг. в них будут жить и обучаться 2,5 млн. детей. В будущем имеется в виду возможно более полно охватить детей этим типом школ.
В основу подготовки специалистов с высшим образованием также положен принцип тесного сочетания обучения с производством. Особенное внимание уделяется постановке обучения без отрыва от производства. Молодежи, занятой в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, предоставлено право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.
Так решается очень важная для социалистического общества проблема — сочетать участие основной массы граждан в материальном производстве, диктуемое потребностями развития народного хозяйства, с повышением уровня общего образования трудящихся. Найден разумный путь, позволяющий гармонически сочетать общественные и индивидуальные интересы. Естественно, что наиболее благоприятные условия созданы для тех, кто занят непосредственно на производстве.
Из того факта, что социалистическое общество уделяет
столько внимания повышению образования и производственной квалификации, не следует, что оно имеет в виду готовить только узких специалистов. Его цель гораздо шире — всестороннее развитие человека. И не случайно все большее число людей овладевает великими дарами культуры, приучается ценить и понимать литературу, музыку, живопись, театр.
По мере движения к коммунизму каждый человек получает все большие возможности постоянно расширять свой кругозор, развивать свои дарования.