Международное социалистическое разделение труда
На первом этапе разделение труда в социалистическом лагере определялось интересами быстрейшего восстановления разрушенной войной экономики. Оно должно было также устранить последствия блокады, с помощью которой империалисты рассчитывали сорвать или во всяком случае надолго затормозить хозяйственное развитие социалистических государств.
Советский Союз поставлял странам народной демократии необходимое им сырье, топливо, оборудование и продовольствие. Между собой эти страны обменивались теми товарами, которыми они обычно торговали и которые имели в излишке. Эти же товары они поставляли в СССР.
Начальные меры по налаживанию международного социалистического разделения труда осуществлялись преимущественно на основе двусторонних соглашений. Но быстро расширявшиеся многообразные экономические связи не могли долго регулироваться и координироваться лишь посредством
соглашения двух сторон. Этого оказалось недостаточно. Развитие производительных сил социализма потребовало более широкой и многосторонней координации хозяйственной деятельности, которая сделалась особенно необходимой в связи с успехами социалистической индустриализации. Чтобы избегнуть ненужного параллелизма и растраты средств, социалистические страны стали все больше учитывать потребности и возможности друг друга. Например, Польша, ГДР, Чехословакия, учитывая запросы других стран, развили судостроение; Советский Союз в интересах дружественных стран расширил добычу железной руды; Венгрия, учитывая потребности своих соседей, увеличила производство алюминия и т. д.
Опыт показал нецелесообразность создания в каждой из европейских стран народной демократии полного комплекса отраслей хозяйства. Стала очевидной выгодность и необходимость широкой международной специализации и кооперирования производства.
Мероприятия такого характера стали особенно широко осуществляться начиная с 1955 — 1956 гг. и в первую очередь коснулись машиностроения. Специализация открыла возможность свести к минимуму дублирование как в производстве, так и в проектно-конструкторских работах, относительно уменьшить производимый каждой страной ассортимент изделий, увеличив одновременно объем и серийность производства. Так, принятые в 1956 г. совместные решения о специализации станков позволили значительно сократить число типов станков, производимых каждой страной. Существенно способствовали росту производительности труда и экономии материальных ресурсов также меры по специализации производства автомобилей, вагонов, сельскохозяйственных машин, судов, энергетического оборудования, шарикоподшипников и некоторых других изделий.
Состоявшееся в Москве в мае 1958 г. Совещание представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран высказалось за еще более тесную увязку экономических планов. Было решено разработать во всех странах социализма перспективные планы развития их народного хозяйства на 10 — 15 лет, осуществлять более глубокую специализацию и кооперирование взаимосвязанных отраслей экономики на основе международного разделения труда. Эти программные положения успешно воплощаются в жизнь.
Координация планов во взаимосвязанных отраслях народного хозяйства — новая, присущая только социалистической системе форма международных экономических отношений. Она существенно расширила масштаб и сферу межгосударственного сотрудничества.
Координация хозяйственного строительства в странах социализма не означает, однако, что их экономика подчинена какому-то единому, общему для всех них плану. Нет, вырабатывая свои хозяйственные планы, они прежде всего руководствуются интересами национального развития и реконструкции. Но международная координация таких планов стала весьма эффективной формой объединения производственных усилий социалистических стран, от которого выигрывают каждая из этих стран и вся социалистическая система в целом. Международным органом, при помощи которого правительства суверенных социалистических государств совместно и на добровольных началах подготавливают предложения о планомерном разделении труда, служит созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
СЭВ ни в коем случае не является директивным, надгосударственным органом, обладающим правом вмешательства в дела суверенных государств. В круг его задач входит лишь разработка и содействие проведению в жизнь мероприятий по специализации и кооперированию производства, по расширению товарообмена и научно-технического сотрудничества. В нем представлены Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия и Советский Союз. В качестве наблюдателей в работе СЭВа и его органов участвуют представители народно-демократических стран Азии, которые своей практической деятельностью активно содействуют развитию сотрудничества между всеми странами социализма.
Объединение производственных усилий социалистических стран осуществляется не только через СЭВ, но и путем прямых контактов между органами государственного планирования. С помощью двусторонних комиссий по экономическому сотрудничеству осуществляется, например, кооперирование в производстве автомобилей, турбин и сельскохозяйственных машин между ГДР и Чехословакией; в вагоностроении — между Польшей и ГДР; в производстве оборудования для электростанций, черной металлургии и цементной промышленности — между СССР и ГДР.
Международное социалистическое разделение труда принципиально исключает однобокое направление экономики отдельных стран, их узкую специализацию. Развитие отдельных видов производства в социалистических странах, обеспечивающее нужды всего социалистического лагеря, отвечает и непосредственным интересам этих стран, так как сочетается с общим укреплением их производственной базы и повышением уровня народного благосостояния.
Ни одной стране социалистического лагеря, какой бы маленькой она ни была, не угрожает опасность превратиться в
аграрно-сырьевой или какой-либо иной придаток к более сильному и экономически развитому государству. Гарантией против этого служит как идеология марксизма-ленинизма, так и сама экономическая природа мирового социалистического хозяйства. Впервые в истории народы социалистических стран, вырабатывая свои хозяйственные планы на будущее, могут руководствоваться только соображениями экономической целесообразности, а не соображениями престижа и конкуренции. Чувствуя за своей спиной поддержку и помощь всего мирового лагеря социализма, они могут спокойно направить усилия на развитие тех отраслей хозяйства, для которых у них существуют наилучшие естественные и социально-экономические условия.
Свои надежды на будущее все социалистические страны связывают с успехами их сотрудничества в экономической области. Как отметил в своей резолюции XXI съезд КПСС, «дальнейшая межгосударственная специализация и кооперирование производства путем товарищеского согласования в планах взаимосвязанных отраслей народного хозяйства будут означать новый этап в развитии международного разделения труда в социалистических странах. Рациональное размещение производства, при котором гармонически сочетаются национальные интересы каждого социалистического государства с интересами укрепления и развития всего социалистического лагеря, является одним из важнейших источников ускорения темпов роста производительных сил во всех социалистических странах» 4.