Дружба народов социалистического общества
Капитализм во многих странах оставляет новой формации тяжкое наследие в виде экономической и культурной отсталости тех или иных народов и застарелой национальной вражды. Поэтому первейшая задача, которая встает перед победившим рабочим классом в области национальных взаимоотношений, — это ликвидация всякого национального гнета и неравенства, полное и окончательное раскрепощение всех наций и народностей. Указывая, что конечная цель Социализма — не только ликвидация национальной обособленности, но и слияние наций, В. И. Ленин подчеркивал, что «подобно тому, как человечество может придти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может придти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетенных наций, т. е. их свободы отделения» 2.
Раскрепощение угнетенных наций и обеспечение национального равноправия начинается сразу же после социалистической революции. Основное программное положение коммунистических партий в национальном вопросе — предоставление каждой нации права на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Предоставление такого права вовсе не означает приглашения и тем более понуждения к тому, чтобы каждая нация отделилась, разорвала государственную связь с. той нацией, с которой она раньше входила в общий государственный организм. Такое толкование права на самоопределение было бы на руку только международному капиталу, заинтересованному в том, чтобы разделить нации стран социализма и затем расправиться с ними поодиночке.
Но дело не только в этом. Сами интересы дальнейшего развития производительных сил диктуют необходимость сближения социалистических наций. Вот почему сепаратистские тенденции могут нанести делу социализма существенный ущерб. Опасность таких тенденций коммунистические партии всегда учитывают, определяя свой подход к вопросу о том, воспользоваться ли данной нации и в данной обстановке своим правом на отделение или нет.
Но решать вопрос о целесообразности отделения или объединения могут только сами ранее угнетавшиеся нации. Лишь полное, до конца идущее освобождение дает им возможность забыть старые обиды и унижения и создает таким образом перелом в национальных отношениях. Вот почему коммунисты при решении вопросов взаимоотношений между нациями придают такое значение принципу добровольности. Уничтожая все виды и формы национального гнета, признавая право
каждого народа на свою государственность, свой национальный язык, свою культуру и национальные традиции, социалистический строй тем самым утверждает подлинный интернационализм, непримиримый ко всем и всяческим великодержавным тенденциям.
Освобождение наций, конечно, не сводится к простому уничтожению национального гнета и к их юридическому равноправию. Империализм оставляет в наследство новому существенному строю экономическую и культурную отсталость угнетенных народов. «Поэтому, — подчеркивал В. И. Ленин, — : интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации... должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения» 3.
Вот почему марксисты-ленинцы исходят из того, что социалистический строй обязан не только предоставлять ранее угнетенным народам право на свободное развитие, но и создавать реальные возможности для этого, помогая им преодолеть исторически сложившуюся отсталость.
Экономика национальных республик Советского Союза, в прошлом слаборазвитых в экономическом отношении, благодаря помощи передовых социалистических наций, и прежде всего русского народа, растет в среднем более быстрыми темпами, чем в целом по всему Союзу. Так, если в целом по СССР валовая продукция промышленности увеличилась в 1958 г. по сравнению с 1913 г. в 36 раз, то в Казахской ССР она выросла в 44 раза, в Киргизской — в 50 раз, в Армянской — в 55 раз. Политика ускоренной индустриализации отсталых национальных окраин проводится и в странах народной демократии, примером чего может служить индустриализация Словакии.
Более равномерное распределение производительных сил с учетом местных условий, форсированная подготовка специалистов способствуют быстрому росту национальных кадров и ликвидации культурной отсталости. Это видно на примере любой советской республики. Так, в дореволюционной Туркмении насчитывалось всего 58 школ, в которых обучалось 6780 детей, сыновья богачей, духовенства и чиновников. Сейчас в республике имеется 1200 школ, где обучается свыше 225 тыс. детей, университет, медицинский, сельскохозяйственный и три педагогических института, а также 32 средних специальных учебных заведения. Издается 65 газет и 13 журналов, большинство — на туркменском языке.
Так же обстоит дело с другими ранее отсталыми нациями и народностями в СССР и странах народной демократии.
Ликвидация национального гнета, успехи хозяйственно-экономического и культурного развития облегчают складывание в нации многим народностям, которые в прошлом были лишены этой возможности в силу экономической отсталости, административной раздробленности и других причин. С другой стороны, в корне изменяется облик наций, сложившихся еще в буржуазную эпоху.
Для буржуазной нации, экономической основой которой является капиталистическая частная собственность, а главенствующей силой — буржуазия, характерен внутренний классовый антагонизм. В ее национальной культуре фактически сосуществуют и борются друг с другом две культуры: демократическая культура народных масс и реакционная культура эксплуататорской верхушки общества. Типичное мировоззрение буржуазной нации, навязываемое ей эксплуататорской верхушкой, — национализм, основанный на противопоставлении интересов своей нации интересам всех других народов. Нередко буржуазный национализм принимает изуверские формы воинствующей национальной и расовой вражды, усердно разжигаемой эксплуататорами. Именно так было в царской России. Самый гнусный расизм был в Германии неотъемлемой частью идеологии и политики гитлеровских фашистов, организовавших зверские террористические преследования евреев, славян и прочих «неарийцев». Широкие масштабы носит расовая дискриминация в отношении негров в современных США.
Такие отвратительные, позорные явления глубоко чужды нациям социалистическим, основой экономической жизни которых является общественная собственность, а руководящим классом — рабочий класс. Поскольку социалистическая нация свободна от классового антагонизма, она необычайно монолитна. Впервые появляется единая национальная культура, с наибольшей полнотой выражающая думы и чаяния трудящихся масс, особенности их исторического развития. А так как социалистический строй определяет всю жизнь народа, то естественно, что и его национальная культура становится по своему содержанию социалистической. Культура всех социалистических наций, облекаясь в самые богатые и разнообразные национальные формы, в то же время интернациональна, едина по своему идейному содержанию. Это закрепляет те отношения братской дружбы и взаимопомощи народов, которые складываются в процессе практической совместной работы по строительству нового общества. Типичным для социалистической нации мировоззрением становится социалистический интернационализм.
Конечно, утверждение этого мировоззрения, так же как и налаживание новых интернационалистских отношений между нациями, происходит не само собой, а в результате упорной работы по преодолению пережитков национализма. Такие пережитки отличаются большой цепкостью и, если прекращается политическая работа по их ликвидации, быстро разрастаются. Поэтому марксистско-ленинские партии придают большое значение борьбе со всеми искривлениями в национальных отношениях.
Расцвет социалистических наций не только не противоречит задаче дальнейшего сближения наций, но, напротив, облегчает осуществление этой задачи.
Возникшая уже при капитализме тенденция к ломке национальных перегородок, упрочению межнациональных связей, экономическому, политическому и культурному сближению наций при социализме не исчезает, а значительно усиливается. Однако теперь эта тенденция осуществляется не путем порабощения одних народов другими, а путем добровольного сближения равноправных народов. Это характерно не только для экономического развития. Одновременно происходит процесс взаимного обогащения национальных культур, их сближение.
Социализм обогащает признаки нации новым содержанием и новыми качествами, в результате чего становится более тесной их общность в экономической, политической, идеологической и культурной жизни.