Расширение политических и социальныхправ трудящихся
Социализм впервые создает экономические, социальные И политические предпосылки для осуществления действительно всенародной демократии.
Только социализм создает такое единство интересов всех слоев общества, при котором любые вопросы государственной жизни можно решать без какого бы то ни было классового насилия, демократическим путем.
Только при социализме удается достигнуть подлинного политического равенства граждан. Оно обеспечивается тем, что люди фактически равны по отношению к средствам производства и потому имеют равное право по-хозяйски участвовать в выработке решений, касающихся всего общества.
При социализме члены общества получают не только формальные права и свободы, но и практическую возможность пользоваться ими. Не случайно социалистические конституции, провозглашая основные свободы: слова, печати, собраний, уличных шествий и т. д., — делают особый упор на гарантии, дающие фактическую возможность пользоваться этими свободами, говорят о передаче в руки трудящихся всех запасов бумаги, типографий, залов и пр.
Разумеется, и в условиях социализма речь не может идти о неограниченной свободе личности. Неограниченная свобода личности была бы не свободой, а произволом, так как она нарушала бы интересы других людей, общества в целом. Предоставляя самые широкие свободы человеку, социалистическое государство вместе с тем запрещает всякую деятельность, идущую во вред другим людям. Оно, например, наказывает за распространение расистских и фашистских взглядов, за пропаганду войны. В отличие от буржуазного государства государство социалистическое не допускает распространения низкопробных книг, журналов, фильмов, растлевающих молодежь, воспевающих аморализм, жестокость, на-
силие. Такие ограничения безусловно отвечают интересам народа и потому не подрывают, а, напротив, укрепляют демократизм нового строя.
Социалистическая демократия, таким образом, существенно отличается от той безграничной, не знающей руля и ветрил «свободы»; о которой разглагольствуют анархисты. Такая «свобода», впрочем, может существовать только в их разгоряченных головах, а не в обществе. Что касается социалистической демократии, то это не демократия без руля и без ветрил, а руководимая демократия — руководимая партией и государством в интересах дальнейшего развития социализма и строительства коммунизма. Об этом коммунисты заявляют прямо и открыто.
Это обстоятельство выводит из себя ревизионистов. Они без устали твердят, что демократия несовместима ни с какими ограничениями, ни с каким руководством, и на этом основании требуют замены социалистической демократии демократией «неограниченной», или, говоря о том же более туманно, «интегральной». За пышными словами сторонников таких взглядов кроется недвусмысленный политический умысел — толкнуть социализм назад, к буржуазной демократии, а значит, отнюдь не к какой-то безграничной демократии, а к демократии, руководимой буржуазией и вводящей разнообразные ограничения, соответствующие интересам капитализма.
Другая цель ревизионистов состоит в подрыве партийного руководства обществом, что на деле привело бы к свертыванию, а не развитию демократии. Ведь партия воплощает в своей деятельности волю миллионных масс и представляет собой самую демократическую организацию социалистического общества. Ее руководство наиболее полно олицетворяет собой принципы подлинного народовластия.
Отметая теории ревизионистов и тем более предлагаемые ими рецепты «демократизации», марксистско-ленинские партии вместе с тем считают своей важнейшей задачей последовательное развитие и расширение социалистической демократии. Но, в отличие от ревизионистов, путь к этому они видят не в заимствовании установлений и принципов буржуазной демократии, а в совершенствовании социалистического демократизма, т. е. в укреплении связей государства и партии с массами трудящихся, смелом развитии их творческой активности и самодеятельности во всех областях жизни общества. Здесь перед партией стоят большие задачи, ибо такой, подлинно социалистический демократизм не возникает сам собой в неизменном, раз и навсегда данном виде, а развивается по мере того, как социализм набирает силы. Это процесс, который требует постоянного внимания и усилий общества, государства, партии, требует борьбы с неверными
взглядами, административно-бюрократическим зудом, неверием в разум и силы широких масс народа.
Почему партия придает развитию социалистической демократии такое большое значение?
Да потому, что широчайший демократизм самого высокого в истории типа становится при социализме не только возможным, но и необходимым. В социалистических условиях демократия не вынужденная уступка правящих кругов, как при капитализме, а закон жизни, обеспечивающий нормальное и быстрое развитие общества. В. И. Ленин писал, что «победоносный социализм необходимо должен осуществить полную демократию...» 1Социализм и демократия неотделимы друг от друга.
Широкая демократия предоставляет каждому члену общества возможность осознать себя в нем полноправным хозяином, поднимает творческую инициативу широких масс, без которой социализм не может ступить и шагу. Она поощряет таланты и способности миллионов людей, способствует быстрому выдвижению новых и новых талантливых руководителей, вовлекает трудящихся в государственную деятельность, обеспечивая их все более активное непосредственное участие в управлении общественными делами. Например, в составе Верховного Совета СССР пятого созыва, избранного в марте 1958 г., насчитывается 614 рабочих и колхозников, непосредственно занятых на производстве. В составе депутатов городских Советов — 39,4% рабочих, занятых непосредственно на производстве, в составе депутатов сельских Советов — 58,8 % колхозников. Всего в местные Советы в 1959 г. было избрано около 340 тыс. рабочих и почти 780 тыс. колхозников.
Для сравнения напомним, что в конгрессе США банкиры и промышленники составляют 30% в сенате и 34% в палате представителей; 21% сенаторов — крупные землевладельцы. Остальные депутатские места занимают служащие крупных монополий и профессиональные политики, зарекомендовавшие себя как верные слуги капитала. Недаром говорит американская поговорка: «Одни — сенаторы потому, что богаты, другие — богаты потому, что сенаторы».
Конституции стран социализма закрепляют принцип выборности, сменяемости и подотчетности должностных лиц, принцип выборности и подотчетности всех органов государства. Избиратели имеют право досрочного отзыва не оправдавшего их доверия депутата. Общественные организации трудящихся все шире контролируют деятельность исполнительных органов и сами принимают в ней активное участие.
Государственные органы социалистической страны окружены активом людей, работающих на заводах, в колхозах, в культурно-просветительных учреждениях. В СССР только
в качестве агитаторов и организаторов выборов в Советы участвует в периоды избирательных кампаний примерно 14 — 15 млн. человек. Миллионы людей работают в постоянных и временных комиссиях местных Советов депутатов трудящихся; общественными инструкторами, инспекторами, членами комиссий содействия, избираемых на предприятиях, в учреждениях и в домохозяйствах; в группах общественного контроля, образуемых общественными организациями. Эта огромная армия людей участвует в государственной работе и проходит большую политическую школу, повышая свою сознательность, знания и культуру. Свое влияние на работу государственного аппарата народные массы оказывают также через печать, которая служит средством обмена опытом, контроля и критики.
Важная черта социалистического демократизма — растущая роль общественных организаций: партии, профсоюзов, комсомола и др. В их работе участвуют миллионы людей, оказывающих таким путем действенное влияние на различные области общественной жизни. Достаточно указать, что в Советском Союзе в рядах партии к 1958 г. состояло свыше 8 млн. человек, в коммунистическом союзе молодежи — 18 млн., в профсоюзах — более 50 млн. человек.
Одна из главных особенностей марксистского понимания демократии состоит в том, что, придавая огромное значение политическим правам и свободам, оно не сводит демократию только к ним. Важнейшей составной частью демократии марксисты считают социальные и социально-экономические права трудящихся: право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости или в случае болезни и т. д. Ведь в этих правах — основа подлинной свободы и счастья людей.
В области обеспечения социальных прав трудящихся исторические преимущества социалистического строя обнаруживаются особенно наглядно.
Может ли капиталистическое общество с его хронической безработицей обеспечить каждому возможность трудиться, не говоря уже о том, чтобы выбрать дело по душе? Ясно, что нет. А социалистический строй делает право на труд конституционным правом гражданина, избавляя его от гнетущей тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Свободный труд становится не только средством существования, но и главным мерилом социальной ценности человека, делом его чести и доблести.
Может ли капиталистическое общество гарантировать своим гражданам право на отдых? Опять-таки нет. Что за дело капиталисту до состояния здоровья и организации досуга своих рабочих! Он видит в них только источник прибыли. Наглядное доказательство тому — дороговизна меди-
цинского обслуживания в большинстве буржуазных стран, делающая его разорительным длятрудящихся. Законодательное ограничение продолжительности рабочего дня, оплачиваемые отпуска и другие социальные права рабочего класса при капитализме завоевываются только длительной борьбой трудящихся, которым приходится прилагать большие усилия для сохранения и расширения этих завоеваний.
Напротив, в социалистическом обществе, где и средства производства и политическая власть принадлежат самим трудящимся, забота о здоровье и благополучии народа находится в центре внимания общественных и государственных организаций.
Может ли капиталистическое общество гарантировать своим гражданам право на образование? Нет, и не только потому, что ему дела нет до культурных потребностей трудящихся — во всяком случае за пределами того, что необходимо для работы на заводе или фабрике. Буржуазия, как и все эксплуататорские классы вообще, рассматривает монополию на образование и культуру как одно из главных орудий сохранения своей монополии на власть. Удерживать в узде трудящихся куда легче, пока они неграмотны, необразованны, находятся во власти всевозможных предрассудков и суеверий.
Социалистическое общество, напротив, кровно заинтересовано в том, чтобы сделать всех своих членов образованными и культурными. Там, где власть принадлежит самим трудящимся, рост их культуры и сознательности, расширение их кругозора — источник силы государства, путь к умножению общественных богатств, к ускорению прогресса.
Социалистическое общество уделяет особое внимание политическому и культурному развитию той части населения, которая в прошлом была наиболее забитой в социальном отношении и подвергалась наибольшему угнетению. Это в частности касается женщин.
В некоторых капиталистических странах женщины и по сей день лишены многих политических и гражданских прав, получают меньшую заработную плату за равный с мужчинами труд и даже в семье занимают подчиненное положение.
Марксизм-ленинизм считает, что раскрепощение женщины предполагает, во-первых, полное уравнение ее в правах с мужчиной как в семье, так и в политической жизни; во-вторых, вовлечение ее в активную общественную и производственную деятельность и, в-третьих, ликвидацию системы домашнего рабства, при которой индивидуальное домашнее хозяйство без остатка поглощает время и силы женщины.
Социалистический строй успешно решает эту сложную задачу. Он не только полностью уравнивает женщину в пра-
вах с мужчиной, но и окружает женщину-мать почетом и уважением. Государство предоставляет работающим женщинам продолжительные оплачиваемые отпуска по беременности и родам, выплачивает ежемесячное пособие многодетным и одиноким матерям, награждает многодетных матерей орденами и медалями. Права женщины и ребенка в семье охраняются законом.
Социализм выводит женщин на путь большой общественной и производственной деятельности. В царской России по переписи 1897 г. только 13% занятых наемным трудом женщин трудились на предприятиях и стройкахи 4% — в учреждениях просвещения и здравоохранения. 55% работали в качестве домашней прислуги, а 25% батрачили у кулаков и помещиков. Теперь женщины составляют 45% всех работников советской промышленности. Среди специалистов с высшим образованием женщин более половины — 53%! Многие сотни женщин избраны депутатами Верховного Совета СССР и верховных советов союзных республик. А в местных органах власти женщин почти 700 тысяч.
Конечно, в этом отношении сделано еще далеко не все. Домашнее хозяйство продолжает отнимать непомерно много времени, задерживая политический и культурный рост многих женщин. Еще не хватает детских яслей, садов, а также школ-интернатов, которые могли бы снять с матери значительную часть забот, связанных с воспитанием детей. В некоторых республиках советской Средней Азии кое-где еще проявляются пережитки феодально-байского отношения к женщине. Но успехи, достигнутые в СССР и странах народной демократии в раскрепощении женщин, внимание, которое все общество уделяет этой проблеме, дают уверенность, что полное решение ее не за горами.
Нельзя забывать, что социализм — только первая, низшая фаза новой общественной формации. Естественно, что на этой ступени еще невозможно полностью решить все многочисленные трудные и сложные проблемы, которые оставило в наследство социализму тысячелетнее господство эксплуататоров. Но уже сейчас видно, что социализм, как никакой другой строй, обеспечивает трудящимся реальные демократические права и в невиданной степени расширяет сферу демократии. Иначе и не может быть в обществе, которое берет на себя заботу обо всех своих членах, об их счастье, благосостоянии, личных судьбах.
По мере развития социалистического общества увеличиваются социальные блага, предоставляемые гражданам, и расширяются возможности их активного участия в политической жизни. Для всех трудящихся это источник глубокой заинтересованности в процветании и прогрессе общества.