Общество дружественных трудящихся классов
В результате экономических и социальных преобразований переходного периода складывается новая классовая структура общества.
Полностью ликвидированы эксплуататорские классы — классы капиталистов, помещиков, кулаков. Общество стало обществом трудящихся — рабочих, крестьян, интеллигенции. Их положение коренным образом изменилось.
Это относится прежде всего к рабочему классу. Из класса, лишенного средств производства, он стал вместе со всем народом их владельцем, из эксплуатируемого класса превратился в руководящую силу общества. Руководящее положение рабочего класса при социализме определяется тем, что этот класс, сыгравший решающую роль в революции, связан с наиболее передовой формой социалистического хозяйства, находящейся в общенародной собственности. Он является также главным носителем коммунистической идейности. В рабочей среде несравненно меньше пережитков собственнической психологии, которая еще присуща части крестьянства, и индивидуализма, сохранившегося у некоторых представителей интеллигенции. Здесь глубже всего укоренились традиции социалистической взаимопомощи, товарищеской солидарности.
В огромной степени вырастает при социализме профессиональный и культурный уровень рабочих.
Глубокие изменения произошли и с другим классом социалистического общества — крестьянством. При капитализме это был класс мелких производителей, слабо связанных между собой, вынужденных влачить жалкое существование на своих крохотных участках. Деревенская жизнь порождала культурную отсталость, доходившую до одичания. Коллективизация сельского хозяйства и культурная революция коренным образом изменили облик крестьянства.
Подавляющее большинство крестьян социалистического общества — колхозники. В Советском Союзе, например, кре-
стьян-единоличников к 1957 г. насчитывалось едва 0,5%. Социалистическое крестьянство — класс, освобожденный от эксплуатации помещиков и кулаков, работающий в условиях коллективного труда с широким применением машинной техники.
Благодаря преимуществам колхозного строя происходит быстрое повышение культуры крестьянства. Правда, в течение значительного времени после победы социализма культурный уровень крестьянства еще отстает от уровня рабочего класса, да и сельский быт уступает городскому. Однако это различие постепенно устраняется. Растет прослойка квалифицированных кадров механизаторов, связанных с передовой техникой и культурой. К ним подтягивается в своем развитии все крестьянство.
Колхозная система расширяет горизонт крестьянина, вовлекает его в активную общественную деятельность, создает у него заинтересованность в успехах собственного коллектива (бригады, колхоза) и всей страны. Таким путем преодолеваются эгоизм и замкнутость мелкого собственника, провозглашенные буржуазной литературой «природными качествами» крестьянина.
В отличие от рабочего класса удельный вес крестьянства среди всего населения, как правило, не возрастает, а уменьшается. Для стран, которые до социалистической революции были отсталыми, аграрными, это прогрессивное и закономерное явление. Механизация сельскохозяйственного производства позволяет значительно сократить число занятых в нем людей, которые нужны для развития других отраслей хозяйства, и в первую очередь промышленности.
Значительный отряд трудящихся в социалистическом обществе составляет интеллигенция — работники умственного труда. Ее нельзя отнести ни к рабочему классу, ни к крестьянству. Не образует она и особого класса, потому что не занимает самостоятельного положения в общественном производстве, хотя и играет большую роль в жизни социалистического общества. Инженерно-техническая интеллигенция занимает важное место в материальном производстве. Писатели, художники, артисты, ученые создают духовные ценности, обогащают культуру. Многочисленный отряд учителей и врачей заботится о развитии народного образования и охране здоровья трудящихся. Наконец, большое число людей со специальным образованием (юристы, экономисты, финансовые работники) выполняет необходимую работу в управлении хозяйством, в государственном аппарате и т. д.
Интеллигенция — наиболее быстрорастущий слой социалистического общества. В конце 1958 г. в СССР имелось около 7500 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, в то время как в 1913 г. их было 190 тыс., а в
1928 г. — 521 тыс. Удельный вес интеллигенции будет увеличиваться и дальше, что отвечает требованиям развития техники и культуры.
Социалистическая интеллигенция — это не замкнутая социальная прослойка, а подлинно народная интеллигенция, плоть от плоти рабочих и крестьян. Свою заветную цель она видит в служении народу. Это не только поднимает культуру общества, но и духовно обогащает интеллигенцию, делает ее труд целеустремленным.
Новая классовая структура, складывающаяся в социалистическом обществе, коренным образом меняет всю картину классовых отношений.
Полностью и окончательно ликвидируя эксплуатацию человека человеком, социализм навсегда упраздняет существовавшую на протяжении тысячелетий классовую иерархию: систему подчинения одних классов другим.
Все классы и прослойки становятся равными по своему отношению к средствам производства, государству и политической власти, по своим правам и обязанностям. Никто не может больше присваивать средства производства и использовать их для эксплуатации других людей. Отменяются все социально-политические привилегии и ограничения, включая и те, что были введены в ряде стран в период перехода от капитализма к социализму для защиты завоеваний трудящихся (преимущественные нормы представительства для рабочих и беднейших крестьян, лишение некоторых социальных групп избирательного права- и др.). Во всех областях жизни закладываются прочные основы социального равенства и справедливости.
Этого ни в малейшей мере не изменяет факт сохранения при социализме руководящей роли рабочего класса. В основе такой роли лежат не какие-то исключительные права, приобретенные и сохраняемые за счет других классов и прослоек, а высокий моральный и политический авторитет рабочего класса.
Из сказанного следует, что при социализме социальные различия хотя и не исчезают, но коренным образом изменяют свой характер. Они уже не связаны с отношениями господства и подчинения, а представляют собой различия между отдельными равноправными отрядами трудящихся, порожденные разными формами одной и той же социалистической собственности (общенародной и кооперативно-колхозной). Это различие между людьми, занятыми в разных отраслях единого социалистического хозяйства, отдающими свои силы разным видам труда.
Таким образом сохраняющиеся при социализме различия между классами носят принципиально иной, чем при капитализме, неантагонистический характер и по мере развития со-
циалистического общества непрерывно уменьшаются, чему активно способствует политика партии и государства. При капитализме, наоборот, социальные перегородки не падают, а становятся все выше, социальная несправедливость не уменьшается, а делается все более вопиющей.
Наконец, при социализме классовые различия уже не влияют на личные судьбы людей так, как при капитализме. В любой буржуазной стране человеку достаточно родиться в семье банкира или фабриканта, чтобы ему без малейших заслуг и усилий с его стороны были обеспечены и комфорт, и высокие доходы, и доступ к образованию, и завидное общественное положение. Наоборот, сыну рабочего, несмотря на буржуазную легенду о том, будто любой чистильщик сапог может стать миллионером, почти невозможно выбиться из бедности и «выйти в люди». В условиях социализма различия в положении людей зависят от личных качеств, способностей, знаний, трудолюбия, а не от социального происхождения и положения.
Возьмем, в частности, вопрос о доходах. Сохраняющиеся при социализме различия в материальном благосостоянии людей все больше утрачивают классовую природу. Есть целые категории рабочих (горняки, металлурги и др.), которые зарабатывают больше, чем отдельные группы интеллигенции. Во многих колхозах заработки передовиков сельского хозяйства выше среднего заработка рабочего или служащего и т. д.
Престиж, слава в социалистическом обществе также перестают быть монополией тех или иных классов и слоев и становятся неотъемлемой принадлежностью честного служения обществу, честного труда в любой области жизни. В СССР, скажем, такие рабочие, как прядильщица Валентина Гаганова и шахтер Николай Мамай, такие колхозные механизаторы, как Александр Гиталов и Николай Мануковский, не менее известны, чем выдающиеся ученые, инженеры, артисты, политические деятели.
Стиранию классовых различий способствует и подвижность, относительность самих границ между классами социалистического общества, легкость перехода из одного класса или слоя в другой. Относится это не только к границам между рабочим классом и крестьянством, но и к границе, отделяющей эти классы (людей физического труда) от интеллигенции (людей умственного труда). Новую, социалистическую интеллигенцию в ее подавляющем большинстве составляют выходцы из рабочей и крестьянской среды. Но дело не только в этом. Не менее важно, что среди рабочих икрестьян появляется все больше образованных людей, чей повседневный труд на производстве отмечен многими чертами творческого, умственного труда.
Конечно, для того чтобы овладеть определенными профессиями, необходимо много учиться, получить образование. Но высшее образование при социализме полностью утрачивает характер социальной привилегии. Общество бдительно следит, чтобы такой привилегией не сделались и те сохраняющиеся еще преимущества, которые дает более культурная домашняя среда, больший досуг, лучшие материальные условия для занятий и т. д. С этой целью принимают в вузы в первую очередь тех, кто приходит с производства, устанавливаются стипендии для менее обеспеченных студентов, широко развивается вечернее и заочное образование и т. д.
Полное равноправие, постепенное стирание различий между классами, социальная справедливость — характерные черты классовых отношений при социализме, способствующие укреплению единства общества.
Коль скоро все классы и слои состоят из трудящихся, коль скоро все они связаны с однотипной — социалистической — собственностью, отношения между ними полностью свободны от антагонизма. Во всем основном и главном их интересы совпадают. Рабочие, крестьяне, представители интеллигенции одинаково заинтересованы, в частности, в подъеме народного хозяйства, в укреплении основ социалистического строя, в развитии демократии и культуры.
Так на место извечной борьбы классов социализм ставит их солидарность и единство, вытекающие из общности целей, идеологии и морали. С ликвидацией эксплуататорских классов и социалистическим преобразованием всех мелкобуржуазных классов закладываются прочные основы морально-политического единства общества.