Устранение капиталистических элементов

Оживление рыночных связей и торговли обычно ведет к оживлению капиталистических элементов и в городе. Как уже

из промышленности указывалось, в СССР пролетарское государство само временно разрешало хозяйственную деятельность буржуазии в некоторых отраслях в рамках, определяемых его экономической политикой (нэп). В странах, где к власти пришел демократический блок различных классов и слоев населения, национальная буржуазия сохраняет более или менее значительную экономическую базу. В первый момент положение этого слоя буржуазии может даже укрепиться.

Дальнейшая политика пролетарского государства в отношении буржуазии во многом зависит от ее поведения.

Одно дело, когда буржуазия лояльно поддерживает новый строй и готова участвовать в экономическом строительстве. В этом случае она может рассчитывать на поддержку государства — на получение известных льгот, кредитов, гарантированного сбыта и т. п. Другое дело, когда капиталистические элементы активно выступают против власти трудящихся, занимаются экономическим саботажем, пускают в ход средства коррупции и жульничества для того, чтобы подставить ножку социалистическим предприятиям, перехватить у них сырье, рабочую силу, покупателей, нажиться за их счет. В этом случае буржуазия сама навлекает на себя репрессивные меры со стороны государства, которое дает решительный отпор всем ее антисоциалистическим поползновениям.

Однако при всех условиях пролетарское государство в переходный период ведет политику, ограничивающую рост капиталистических элементов. Капиталисты ставятся в строго определенные рамки, которые не дают им превратиться в опасную для революции и социалистических преобразований экономическую и политическую силу. Для этого используются налоговые ограничения и другие меры, предотвращающие чрезмерную концентрацию богатств в одних руках. Регулируются размеры производства, закупки сырья, цены, условия найма рабочей силы и т. д.

Вся эта система мер одновременна ограждает молодой социалистический сектор от конкуренции и разлагающего влияния частнохозяйственного капитализма. Кроме того, ограничивая частнохозяйственный капитализм, государство рабочих имеет в виду и защиту интересов трудящихся, работающих по найму на предприятиях у капиталистов.

Диктатура пролетариата ставит своей целью победить частный капитал прежде всего в открытом экономическом соревновании с ним. Пролетарское государство не боится такого соревнования. В его руках мощная промышленность, командные высоты экономики. Преимущества крупного, высокоорганизованного и концентрированного социалистического производства приносят ему рано или поздно экономическую победу над частным капиталом во всех сферах народного хозяйства. Поле деятельности частного капитала сужается, у него не остается иного выхода, кроме экономической капитуляции. Обычно в этот период и наступает благоприятная обстановка для проведения широких социалистических преобразований в области частной промышленности и торговли. Эти преобразования могут осуществляться различными методами.

Как показала практика, в ряду таких методов важное место занимают различные формы государственного капита-

лизма. На возможность использования этой формы хозяйства в интересах строительства социализма впервые указал В. И. Ленин. В ряде своих работ («Доклад об очередных задачах советской власти», «О продовольственном налоге» и др.) он теоретически обосновал возможность использования государственного капитализма при диктатуре пролетариата, показал его роль как особой ступени перехода от частного капитала к социализму.

Государственный капитализм в условиях диктатуры пролетариата нельзя смешивать с государственным капитализмом в развитых буржуазных странах. Там государственный капитализм — это средство ускорить накопление капитала частных корпораций, используя финансовые ресурсы государства, метод государственного регулирования экономики в интересах крупных и крупнейших капиталистов, форма вмешательства государства в классовую борьбу между трудом и капиталом в интересах последнего. При диктатуре пролетариата это капитализм, взятый под контроль государства трудящихся в их интересах, это форма использования частного капитала для строительства социализма, форма ограничения эксплуататорских тенденций капитала, средство преобразования капиталистического уклада в социалистический.

Руководствуясь учением Ленина, Советское государство в переходный период проводило политику привлечения российского и иностранного капитала к решению задач экономического восстановления страны. Некоторые предприятия и рудники были отданы в концессию иностранным капиталистам или сданы в аренду другим частным лицам. Так возник государственно-капиталистический уклад, не получивший, однако, широкого развития в СССР, так как буржуазия, рассчитывавшая на скорую гибель Советской власти, не пошла на сотрудничество с пролетарским государством. В 1923/24 г. на долю государственно-капиталистического сектора приходился всего 1 % валовой продукции народного хозяйства.

Опыт последующих социалистических революций пролил новый свет на вопрос о месте и роли государственного капитализма в системе экономических мероприятий переходного периода. Ленинские идеи получили практическое применение в Китайской Народной Республике, где государственный капитализм был широко использован для преобразования частнокапиталистической промышленности в социалистическую. Подобный опыт есть и в Германской Демократической Республике, где созданы смешанные государственно-частные предприятия.

Еще большие перспективы открываются в этом отношении перед странами высокоразвитого капитализма. После установления власти народа во главе с рабочим классом госкапиталистические предприятия могут стать здесь важной фор-

мой экономического сотрудничества государства с той частью буржуазии, которая будет готова принять социалистические преобразования. Особую форму государственного капитализма могут образовать смешанные общества, созданные на базе национализированных монополий и мелких капиталистических предприятий, входивших раньше в сферу влияния этих монополий.

Предприниматели, честно сотрудничающие с государством, зачастую даже выигрывают от создания смешанных частногосударственных предприятий и объединений. Ведь они получают гарантированный рынок, избавляются от опасности быть раздавленными более сильными конкурентами, а также от страха перед экономическими кризисами. Что касается дальнейших перспектив, то, как показывает опыт, пролетарское государство в силах сделать переход лояльных капиталистов к трудовой жизни по возможности легким и безболезненным. В материальном смысле этот переход облегчается тем, что на протяжении известного периода капиталистам выплачиваются определенные суммы в качестве выкупа за отчужденную собственность; в моральном — тем, что государство использует их навыки и знания, предоставляет им соответствующие должности на предприятиях и политические права в рамках пролетарской демократии.

Наши рекомендации