Что такое революционная ситуация
Всякая революция, достойная этого названия, — это действие широких народных масс, поднявшихся на беззаветную борьбу, полных решимости изменить общественные порядки и условия своего существования. Но если речь идет о борьбе целых классов и народов, то наивно было бы думать, что их можно привести в движение по чьей-либо прихоти. Народы и классы поднимаются на борьбу под влиянием глубоких побудительных причин, которые вырастают из объективных условий их жизни.
Ленинизм выработал общие критерии для суждения о том, созрели ли условия для революции, благоприятствует ли объективная обстановка борьбе масс за власть. На политическом языке такая благоприятная обстановка называется революционной ситуацией.
В. И. Ленин указывал, что революционную ситуацию характеризуют три главных признака: «1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов-
Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды ибедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.
Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна. Совокупность этих объективных перемен и называется революционной ситуацией» 11.
Особенно важно замечание Ленина о том, что для революционной ситуации недостаточно, чтобы массы были охвачены недовольством и возмущением. Для революции, кроме того, необходимо, чтобы правящие классы не могли жить и управлять по-старому. Иными словами, революция невозможна без общенационального, т. е. охватывающего как «низы», так и «верхи», кризиса. Из этого следует, что революционная партия рабочего класса не может строить свою тактику, исходя только из настроения масс; она должна принять во внимание и поведение господствующих классов.
Революционная ситуация возникает тогда, когда политика правящих кругов обанкротилась и зашла в тупик, когда в народных массах растет и ширится недовольство, а в «верхах» царит замешательство, когда, как говорится, в самом воздухе носится идея крутых перемен. Это обычно происходит в бурные периоды истории, когда от того или иного поворота событий нередко зависят судьбы классов и целых народов. Массы в этот момент стоят перед выбором: или — или, третьего не дано. Они поднимаются для свержения существующей власти потому, что на опыте убеждаются в невозможности иным способом добиться удовлетворения своих коренных жизненных интересов.
Даже у самых классово несознательных слоев трудящихся пробуждается в такие моменты ощущение общего смысла событий, решимость действовать активно. Это имел в виду Маркс, когда писал о днях, в которых «сосредоточивается по 20 лет».
Среди объективных причин, накаляющих обстановку, решающую роль, как правило, играют экономические факторы: серьезное обострение нужды и бедствий угнетенных классов. Сверхобычное усиление эксплуатации, массовая безработица, бурный рост дороговизны, кризисные явления в экономике, лишающие массы уверенности в завтрашнем дне и перспектив на будущее, — все это несомненно, делает особенно вероятным
взрыв революционной активности масс. Однако марксисты никогда не рассматривали материальные причины в качестве единственных факторов, революционизирующих сознание и волю трудящихся масс.
Вопрос о факторах, формирующих революционную ситуацию, особенно в нынешних условиях, требует широкого подхода и учета различных процессов, которые происходят в капиталистическом мире. Элементы для революционного взрыва в капиталистических странах накапливает, например, обостряющаяся опасность военных авантюр и возрождения фашизма. Угроза вовлечения страны в атомную катастрофу вполне может быстро поднять решимость масс до открытого выступления против власти политических авантюристов, выполняющих волю узкой группки военных монополий. Необузданная политическая реакция может также привести к назреванию революционной ситуации. Такую же роль могут сыграть опасность оккупации страны иностранными войсками и другие факторы.
Напрасны поэтому надежды тех, кто думает, что от революции в современную эпоху можно откупиться половинчатыми социальными реформами и частичным улучшением условий жизни трудящихся. Носители подобных иллюзий не хотят и не могут понять, что теперь классовые противоречия в той или иной стране могут обостриться до степени революционной ситуации в силу не только экономических, но и политических причин.
Однако, указывает Ленин, революция вырастает не из всякой революционной ситуации, а лишь тогда, когда к необходимым объективным условиям присоединяются субъективные. Огромную роль играют способность и готовность революционного класса к решительным действиям, достаточно сильным для того, чтобы сломить или надломить существующую власть, которая никогда, даже в эпоху кризиса, сама не «упадет», если ее не «уронят».
Именно во время революционных кризисов проверяются политическая зрелость и боеспособность партий рабочего класса. На партию ложится громадная ответственность: она должна не упустить благоприятных возможностей, верно выбрать момент, в который ее призыв к решительным действиям будет поддержан широчайшими массами. Ленин не раз подчеркивал, что в эти часы от вождей рабочего класса требуется не только умение научно анализировать обстановку, но и особое революционное чутье.
В частности, Ленин предостерегал революционные партий от одной опасности, которая не исключена в периоды бурного развития событий. Это опасность понадеяться только на свои собственные силы, принять настроения и решимость авангарда за настроения всего народа.
Без руководства партии невозможна революция, однако партия не может осуществить ее только своими собственными силами. В. И. Ленин предупреждал: «С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддерживать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением. А для того, чтобы действительно весь класс, чтобы действительно широкие массы трудящихся и угнетенных капиталом дошли до такой позиции, для этого одной пропаганды, одной агитации мало. Для этого нужен собственный политический опыт этих масс. Таков — основной закон всех великих революций...» 12.
Таковы вкратце взгляды марксизма-ленинизма на революционную ситуацию, которая складывается в силу объективных причин, но может быть успешно использована для революционного действия только партией, понимающей требования исторического момента, тесно связанной с массами и умеющей вести эти массы за собой.
Из революционной ситуации в разных условиях могут вырастать революции различного типа. При демократической революции создается благоприятная обстановка для прихода к власти широкой народной коалиции, при пролетарской — рабочего класса и его союзников. В какой форме произойдет революция, каким путем придут к власти народная коалиция или рабочий класс — это зависит от многих обстоятельств.