Рабочим не безразлична судьба отечества
Пропагандисты реакционной буржуазии стремятся представить класс капиталистов носителем патриотических чувств.
Они хотят замазать тот факт, что патриотизм буржуазии всегда подчинен ее корыстным узкоклассовым интересам, и бросить тень на патриотизм рабочего класса и коммунистов. Буржуазные пропагандисты иногда ссылаются при этом на то место «Манифеста Коммунистической партии», где сказано, что «рабочие не имеют отечества». Между тем совершенно очевидно, что речь здесь идет не об отрицании отечества, а лишь о том, что в обществе, где у власти стоят капиталисты, отечество фактически узурпировано эксплуататорами и является для рабочих не добрым отцом, а злым отчимом. Свергая господство эксплуататорских классов, рабочий класс создает условия для наиболее полного проявления своего патриотизма, истинным носителем которого в современную эпоху является он сам.
В то же время известно, что Маркс и Энгельс всегда поддерживали борьбу рабочих в защиту независимости своей
страны от угрозы чужеземного порабощения. И никогда они не утверждали, будто в условиях капиталистического строя рабочему классу судьба его отечества безразлична.
Развивая марксистскую точку зрения на отечество, Ленин в 1908 г. писал: «Отечество, т. е. данная политическая, культурная и социальная среда, является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата... Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны»5.
Именно в связи с отношением рабочего класса к отечеству сделано известное ленинское замечание, направленное против догматического подхода к марксизму: «Весь дух марксизма, — писал В. И. Ленин, — вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории»6.
В применении к патриотизму это означает, что пролетариат не удовлетворяется абстрактной постановкой вопроса о защите отечества. В какой исторической ситуации, какой класс и в каких целях провозглашает лозунг защиты отечества — вот что в первую очередь его интересует. Одно дело — обстановка империалистической войны, когда этот лозунг используется господствующей буржуазией для одурачивания масс, для прикрытия подлинных мотивов, которыми руководствуются империалистические хищники. Другое дело — обстановка, когда создается угроза национальной независимости и свободе страны, когда нарастает национально-освободительное движение. В этих условиях рабочий класс первым встает на защиту свободы своей страны, ее суверенитета и независимости. Для него лозунг защиты отечества в этих условиях — не пустой звук, а жизненная задача, на решение которой его призывают как ближайшие, так и коренные классовые интересы.
В современную эпоху, в новой обстановке, патриотизм рабочего класса, неотделимый от пролетарского интернационализма, стал особенно активной и мощной силой. В годы гитлеровской оккупации и смертельной угрозы цивилизации со стороны фашистских варваров именно рабочие в оккупированных немцами странах делом доказывали свою преданность отечеству и веру в его будущее. В то время как патентованные «патриоты» из среды реакционной буржуазии сотрудничали с фашистскими захватчиками, коммунисты боролись в первых рядах движения Сопротивления, составляя самое боевое и самоотверженное его ядро. Известно, что, например, Французская коммунистическая партия потеряла в битвах за свободу отечества 75 тыс. своих членов.
Невиданный героизм в труде и при защите своего отечества проявили народы Советского Союза, Китая, Кореи, Вьетнама, всех социалистических государств. Сама жизнь показала, что социалистическое государство является для масс такой школой патриотизма, какой никогда не было и не могло быть ни одно буржуазное государство.
Идеологи буржуазии утверждают, будто, борясь против космополитизма, марксисты отрекаются от интернационального характера своего учения и превращаются в националистов. Но авторы подобных фальсификаций совершают двойной подлог: во-первых, они ставят знак равенства между космополитизмом буржуазии и интернационализмом рабочего класса; во-вторых, они приписывают марксистам националистические взгляды, которые характерны как раз для буржуазной идеологии.
Интернационализм рабочего класса — это, как уже говорилось, выражение единства интересов рабочих всех стран в их борьбе против общего врага — капитализма, единства их цели, заключающейся в ликвидации эксплуатации человека человеком, единства их идеологии — идеологии дружбы и братства народов.
В этом смысле все рабочие — члены одной «нации» — всемирной армии людей труда, которых давит и эксплуатирует во всех буржуазных странах одна и та же сила — капитал. Однако это отнюдь не означает, что, будучи членом единой интернациональной армии труда, рабочий перестает быть французом, англичанином, итальянцем и т. д. Как раз наоборот! Из пролетарского интернационализма закономерно вытекает подлинный, а не мнимый патриотизм.
В самом деле, разве верность конечному идеалу рабочего класса не ведет к горячему желанию видеть свой народ свободным и процветающим, преуспевающим на ниве социального прогресса? Рабочий класс, стремясь к освобождению от всех форм угнетения и эксплуатации, желает этого не только для себя, но и для всех трудящихся, для всей нации. Именно осуществление конечных целей рабочего класса, свержение власти эксплуататоров, задерживающих прогресс нации, и построение социализма только и способно принести каждому народу подлинную свободу, независимость, национальное величие. Выходит, что самый интернациональный класс — рабочий класс — это одновременно и самый патриотический класс.
Таковы некоторые общие принципы, определяющие отношение рабочего класса к проблеме суверенитета. Занимая наиболее последовательную позицию в вопросе о защите суверенитета, рабочий класс выступает выразителем общенациональных интересов. Поэтому рабочий класс и его марксистско-ленинская партия могут сплотить вокруг себя другие классы и слои населения.
Коммунистические партии капиталистических стран высоко держат знамя национальной независимости и свободы. Сохранение государственного суверенитета и проведение независимой внешней политики являются программными требованиями коммунистического движения во Франции, Италии и других странах.
Коммунистическая партия Англии записала в своей программе требование «проведения независимой английской политики». Рабочая прогрессивная партия Канады призвала канадцев «отвоевать у США нашу национальную независимость». Компартия Японии требует ликвидации национального гнета и восстановления независимости страны, попранной американскими империалистами. Компартия Норвегии выдвинула общенациональный лозунг: «Норвегия должна стать свободным и самостоятельным государством!»
Выступления рабочего класса в защиту суверенитета способствуют сплочению всех здоровых сил нации на борьбу против империализма и реакции, за мир, свободу и независимость.