Искусство политического руководства
Ленин говорил о политике, что она представляет собой не только науку, но и искусство. Это значит, что политическое руководство требует не только правильного, научно достоверного анализа обстановки и выработки на этой основе верной линии, но и большого умения, мастерства, подлинного искусства в ее про-
ведении. Без такого искусства не пойдет впрок даже самая хорошая политическая линия. Можно правильно определить главную цель и главного врага на данном этапе. Но какая в том будет польза, если партия не сумеет организовать борьбу за эту цель и против этого врага? Можно правильно определить союзников рабочего класса, но разве от этого будет толк, если партия не сумеет привлечь их на свою сторону, организовать и возглавить их борьбу?
Таким образом, для политического руководства важно не только знать, но и уметь. Как же приобрести такое умение, такое искусство?
Одной теоретической учебы для этого, конечно, недостаточно. Овладеть искусством политического руководства каждая партия может лишь на большом собственном опыте. Нет такой школы, которая могла бы заменить для революционной партии школу практической борьбы со всеми ее превратностями и испытаниями, победами и поражениями, успехами и неудачами.
Все это, конечно, не значит, что каждой партии обязательно надо самой испытать абсолютно все и учиться только на собственных синяках. Процесс овладения политическим искусством можно серьезно ускорить, а число поражений; ошибок и неудач намного сократить, если внимательно и умело изучать и использовать опыт других партий, опыт международного революционного движения. Труды, в которых обобщен этот опыт, — неоценимое пособие для всех, кто стремится овладеть искусством политического руководства. Особенно важна в этом отношении выдающаяся книга В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», которая имела и продолжает иметь огромное значение для международного коммунистического движения.
Какие основные области деятельности включает искусство политического руководства?
Прежде всего — умение работать в массах. С этой задачей могут успешно справиться только те партии и руководители, которые живут интересами трудящихся, разделяют их чаяния, беззаветно преданы им.
Один из ленинских принципов политического искусства заключается в том, что для вовлечения миллионных масс в активную борьбу мало одной лишь пропаганды и агитации, для этого необходим собственный политический опыт самих масс. «...Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, — говорил В. И. Ленин, — если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни» 19. Искусство политического руководства состоит поэтому в том, чтобы применять такие средства и методы, которые, исходя из опыта масс и уровня их сознательности, могли бы вести массы дальше, к борьбе за конечные цели. Партия не может пассивно
ждать, пока действительность сама научит массы. Она должна уметь помогать им приходить к правильным выводам. В. И. Ленин называл это умением подвести массы на их собственном опыте к позициям решительной борьбы.
Массы воспринимают окружающую действительность через факты, с которыми они повседневно сталкиваются и которые их прямо затрагивают. Поэтому партии могут подвести трудящихся к борьбе с капитализмом не иначе, как руководя борьбой за непосредственные экономические нужды и политические интересы масс, выдвигая требования, отвечающие неотложным запросам различных слоев трудящихся и добиваясь удовлетворения этих требований.
Важную часть искусства политического руководства составляет, далее, умение объединять свои усилия с усилиями всех, с кем возможно добиться единства действий, включая и тех, с кем имеются расхождения в коренных вопросах. Как будет подробнее показано в следующей главе, это важное, хотя и трудное дело.
Искусство политического руководства включает также умение правильно выбирать формы борьбы, соответствующие данной обстановке, способность быть готовым к самой быстрой и неожиданной смене этих форм.
Если партия умеет правильно выбирать формы борьбы и вырабатывает отвечающую существующим условиям политическую линию, она может активно действовать и добиваться определенных результатов в самых сложных и тяжелых условиях.
Партия ленинского типа никогда не станет сложа руки, замкнувшись в себе, ждать «великого часа» — такой ситуации, которая сама вызовет революционный подъем трудящихся и ослабит сопротивление их врагов. Она и в самых неблагоприятных условиях ищет и находит возможности активной работы в массах, активной политической борьбы. Тем самым партия укрепляет свои позиции и — что еще важнее — в огромной степени приближает час решающей битвы и готовит к нему не только самое себя, но и возможно более широкие слои трудящихся. Высшее политическое искусство как раз и заключается в том, чтобы даже в условиях спада революции найти такие направления и формы борьбы, которые закладывали бы основы грядущих побед и приближали их. Блестящий пример такого искусства дает ленинская политика русских коммунистов в годы реакции, последовавшие за поражением революции 1905 — 1907 гг. В те годы партия показала, как надо вести себя в случае неудачи революции. В. И. Ленин писал тогда: «Революционные партии должны доучиваться. Они учились наступать. Теперь приходится понять, что эту науку необходимо дополнить наукой, как правильнее отступать. Приходится понять, — и революционный класс на соб-
ственном горьком опыте учится понимать, — что нельзя победить, не научившись правильному наступлению и правильному отступлению» 20.
Умение найти основное звено
Наука и искусство политического руководства проявляются также в умении выделять главные задачи, на решении которых следует сосредоточить особенные усилия.
Политические события связаны друг с другом, но они всегда очень запутанны. В. И. Ленин говорил, что их можно сравнить с цепью, с той, однако, разницей, что порядок звеньев, их форма и сцепление друг с другом не так просты, как в цепи, сделанной кузнецом. К тому же в обычной цепи все звенья одинаковы, а в политической жизни есть вопросы коренные и есть подчиненные, второстепенные. «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену...» 21
В России после свержения царизма решающим звеном стал революционный выход из войны. Сразу же после Февральской революции широкие массы были настроены оборончески. Они верили в то, что война изменила свой характер, перестала быть империалистической. Но В. И. Ленин показал беспочвенность таких иллюзий. Пока у власти находилась буржуазия, война продолжала оставаться империалистической. Для достижения мира иного выхода, кроме социалистической революции, тогда не было. И хотя на первых порах массы еще не понимали этого, партия была уверена в том. что сама логика событий приведет их к выводу: спасение в революции. На том, чтобы помочь массам придти к этому выводу, партия и сосредоточила свои усилия.
Потребовалось всего полгода, чтобы буржуазия полностью разоблачила себя как класс, заинтересованный в продолжении войны. Тогда наступил перелом в сознании масс, убедившихся, что кончить войну можно только путем вооруженного свержения буржуазии. «Выхода из войны революционная Россия достигла, — говорил В. И. Ленин. — Были большие усилия, но зато основная потребность народа была учтена, и это дало нам победу...» 22
В современных условиях, когда над народами нависла опасность истребительной атомной войны, когда вновь активизируется международная реакция, стремящаяся навязать народам фашистские порядки, основным звеном для политики коммунистических партий капиталистических стран стала борьба за мир и демократию.
Марксистско-ленинский анализ действительности, тесная связь с массами дают возможность каждой партии, исходя
из особенностей обстановки в стране, выделять ту главную задачу, решение которой приближает к достижению конечной цели рабочего класса.