Свобода обсуждения и единство действий
Важнейший метод партийной работы — широкое обсуждение всех принципиальных вопросов, коллективная выработка решений. Это необходимо для обобщения разностороннего опыта, выявления недочетов, для того чтобы каждый был убежден в правильности принятых решений.
Всякое же обсуждение связано с развернутой критикой, т. е. с выявлением недостатков, выяснением их корней и внесением предложений по их исправлению.
Именно такая деловая критика помогает двигаться вперед, правильно воспитывает кадры. Но партия всегда отличает критику, которая укрепляет ее, от критики ослабляющей, превращающейся в критику ради критики, в критиканство. Предоставляя свободу критики, привлекая к ответственности тех, кто глушит ее, партия в то же время никому не дает права использовать эту свободу для ослабления ее рядов.
Но где же та грань, которая отделяет критику полезную от вредной? Для определения этой грани служит партийная программа, служат решения партии и ее устав.
Предоставляя широкие права своим членам, партия вместе с тем естественно требует от них преданности своей
ограмме, целям и идеалам. Она не мирится с проповедью антипартийных взглядов, считает ее несовместимой с пребыванием в партии. Не подрывает ли это партийной демократии, свободы слова членов партии? Нет, с точки зрения коммунистов, не подрывает. «Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений, — писал Ленин. — Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов... Партия есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды» 6.
До тех пор пока решение не принято, в партии могут высказываться различные мнения, сталкиваться противоположные точки зрения, но после принятия решения все коммунисты действуют как один человек. В этом существо партийной дисциплины, требующей подчинения меньшинства большинству и безусловной обязательности принятых решений. Дисциплина придает партии необходимую организованность, целеустремленность в действиях. Но всего этого не может обеспечить дисциплина слепая. Сила партийной дисциплины в том, что она сознательная, так как строится на идейной спаянности коммунистов, на сознательном одобрении партийных решений, в выработке которых сам коммунист принимал активное участие.
Единство действий вовсе не означает, что в партии не может быть различий во мнениях. В противном случае партия превратилась бы из живой организации в мертвую. В повседневной работе могут возникать различные точки зрения, расхождения по тем или иным вопросам. Это неизбежно и допустимо. Партийная дисциплина не требует ни от кого отказываться от собственного убеждения, если это убеждение не противоречит принципам марксизма-ленинизма. Но она обязывает подчиняться принятым решениям и добросовестно проводить их в жизнь, даже если член партии с ними не согласен или предлагал другое решение. Партийная дисциплина требует также, чтобы внутрипартийные вопросы не обсуждались за пределами партии. Все эти нормы жизни партии родились из опыта рабочего движения, который убедительно доказал, что без строгой дисциплины политическая партия рабочего класса превращается в аморфную организацию, неспособную возглавить борьбу трудящихся.
В партии установлены твердые правила в отношении тех, кто не подчиняется принятым решениям. История коммунистических партий знает факты, когда отдельные лица, несогласные с партийной линией, обособлялись в особые группы и устанавливали в них собственную дисциплину. Такие группы, противопоставляющие себя большинству, называются фрак-
циями. В партиях оппортунистических, приспособленных только к парламентской деятельности, наличие фракций закономерно. Однако для коммунистических партий — боевых действующих организаций — допущение фракций равносильно отказу от идейного единства и от руководства борьбой. Вот почему образование фракций несовместимо с требованиями партийной дисциплины.
Марксистско-ленинский взгляд на значение единства партии был наиболее четко выражен в резолюции X съезда РКП(б), написанной рукой В. И. Ленина. В ней подчеркивалось, что все сознательные рабочие должны ясно понимать «вред и недопустимость какой бы то ни было фракционности, которая неминуемо ведет на деле к ослаблению дружной работы...» 7 и рекомендовалось в случае появления фракционности применять все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии.
Таким образом, в коммунистических партиях широкий демократизм сочетается с централизованным руководством, свободное обсуждение — со строгой дисциплиной и единством действий. Демократия без централизованного руководства превращает партию в дискуссионный клуб. Централизм без демократии или при недостаточно развитой демократии порождает мертвящий бюрократизм. Правильное же сочетание демократии и централизма обеспечивает широкое развитие активности, инициативы в партии и вместе с тем твердое руководство, столь необходимое в политической борьбе.
Конкретные формы, в которых проявляется принцип демократического централизма, меняются в зависимости от исторических условий. Ссылаясь на опыт партийной организации русских коммунистов, В. И. Ленин писал: «Эта организация, сохраняя свой коренной тип, умела приспособлять свою форму к изменившимся условиям, умела видоизменять эту форму соответственно требованиям момента...»8
Каждая коммунистическая партия — это живой организм, развивающийся, совершенствующий свою деятельность. Принцип демократического централизма в структуре и жизни коммунистических партий отнюдь не означает шаблона. Он дает им возможность строить свою работу гибко, в соответствии с встающими задачами, с особенностями каждой страны.