Прагматизм — философия большого бизнеса
В капиталистических странах, особенно в США, распространено философское течение, именуемое «прагматизмом» (от греческого слова «прагма» — дело, действие). Некоторые буржуазные философы пытаются сблизить его с марксизмом на том основании, что прагматизм постоянно твердит о действии и ссылается на практическую проверку идей и теорий. Вслед за буржуазной пропагандой и ревизионисты стали клеветать на марксистов, обвиняя их в прагматизме.
В действительности марксизм непримиримо враждебен прагматизму как ложному, идеалистическому учению, выражающему идеологию империалистической буржуазии. Говоря о практике и изображая себя как «философию действия», прагматизм выдвигает буржуазно-индивидуалистическое, субъективистское понимание практики, покоящееся на ненаучном представлении об иррациональности и непознаваемости мира.
Лейтмотив философии прагматизма — это мысль о том, что человек должен действовать в мире, о котором он не может знать ничего достоверного. С точки зрения прагматизма доступный нам мир — это хаос ощущений и переживаний, лишенный внутреннего единства и не поддающийся рациональному познанию. «Быть может, — вещал один из основателей прагматизма, Джемс, — мы находимся в мире так же, как собаки и кошки в наших библиотеках; они видят книги и слышат разговор, не чуя во всем этом никакого смысла» 19.
Чем же руководствоваться человеку, если он лишен знания? Джемс предлагает взамен знания безотчетную иррациональную веру, прежде всего религиозную веру, исключающую логическое мышление.
Другие прагматисты, во главе с Дьюи, рекомендуют «инструментальную» или «экспериментальную логику», которая сводится по сути дела к подыскиванию по методу проб и ошибок наиболее выгодных в данной ситуации типов поведения. С точки зрения прагматистов мышление дает не знание, но лишь умение выйти из затруднительного положения и добиться успеха.
Соответственно этому взгляду прагматисты утверждают, что научные понятия, законы, теории — это не отражения или копии объективной реальности, но лишь «планы действия», «орудия» или «инструменты» для осуществления тех или иных целей. Если идея или теория «работает» и позволяет добиться успеха, то она хороша, т. е. истинна; если нет — то плоха, т. е. ложна. Никакого другого значения понятий истинности и ложности прагматизм не допускает.
Положения религии прагматизм считает весьма полезными, а потому и истинными. Принцип выгодности прагматисты распространяют не только на познание, но и на все формы духовной и практической деятельности, так что старый девиз иезуитов «цель оправдывает средства» фактически выражает существо их подхода к жизни.
Отрицая объективную реальность окружающего мира, прагматисты рассматривают его как сырой, неопределенный материал «опыта», принимающий любую форму в соответствии с целями людей. Мир, говорят они, «пластичен», он всегда таков, каким мы его сделали, «он охотно переносит человеческое насилие». Нет, мол, никаких объективных, «упрямых» фактов, есть только интерпретации, истолкования, ко-
торые мы им даем. Вся действительность ставится, таким образом, в полную зависимость от субъекта и его воли.
Итак, философия прагматизма исходит из извращенного понимания практики, непомерно раздувает активный, волевой характер человеческой деятельности и превращает ее в основу реальности. Но, вопреки уверениям прагматистов, деятельность человека не создает окружающий мир, но лишь изменяет, преобразует существующую независимо от человека действительность. Чтобы быть успешной, сознательная деятельность человека должна опираться на знание объективных свойств вещей и управляющих ими законов. Действие не исключает познания, как утверждают прагматисты, но предполагает его. Разумеется, могут быть отдельные случаи, когда, руководствуясь ложной идеей, можно достигнуть частичного, временного успеха. Но такого рода успех обычно бывает скоротечным, как скоротечен был «успех» гитлеризма, опиравшегося на лживое фашистское мифотворчество.
Философия прагматизма, изображая весь мир как «пластичную», абсолютно податливую реальность, внушает ложную мысль о том, что воля, напористость, решимость действовать могут обеспечить достижение любой поставленной цели совершенно независимо от объективных условий и законов.
Прагматизм прежде всего выражает мировоззрение «энергичных стяжателей» — финансовых магнатов и монополистов, считающих себя полновластными хозяевами капиталистического мира. Своим игнорированием объективных фактов идеалистическая философия прагматизма питает авантюристические, агрессивные тенденции в политическом мышлении и дает теоретическое обоснование политики «с позиции силы». Не признавая объективного различия между истиной и ложью и отождествляя истину с пользой, прагматизм поощряет беспринципность и дает возможность господствующему классу оправдывать любую полезную ему ложь и любое преступное действие. Оправдание агрессивности, насилия и обмана, вытекающее из самого существа философии прагматизма, отвечает интересам наиболее реакционных империалистических кругов. Недаром Муссолини признавался, что он многому научился у Джемса, и считал прагматизм «краеугольным камнем фашизма».
В то же время, подчиняя всю практическую и теоретическую деятельность соображениям непосредственной выгоды, прагматизм способствует развитию субъективистского узкоделяческого, оппортунистического подхода к жизни. Применительно к рабочему движению прагматизм означает проповедь малых дел и «борьбы за пятачок», утрату перспективы и измену классовым интересам пролетариата.
Философия прагматизма непримиримо враждебна научному прогрессивному мировоззрению.