Значение труда и речи в развитии человеческого мышления
Психика человека имеет своей предпосылкой элементарные формы психической деятельности животных. В то же время надо видеть качественное различие между ними. Психика человека, его мышление — наивысшая ступень в развитии психики. Трудовая деятельность общественного человека — вот что обусловило необыкновенно высокое развитие его психической жизни, его мышления.
Великий английский ученый Чарлз Дарвин доказал, что человек произошел от общего с человекообразными обезьянами предка. В глубокой древности животные предки чело-
века, отличавшиеся особым развитием передних конечностей, усвоили прямую походку и начали пользоваться предметами природы в качестве орудий для добывания пищи и самозащиты. В дальнейшем они перешли к изготовлению орудий, что означало постепенное превращение животного в человека. Применение орудий труда позволило человеку подчинить себе такую силу природы, как огонь, дало ему возможность разнообразить и улучшить свое питание, что способствовало развитию человеческого мозга.
Применение орудий труда изменило отношение людей к природе. Животное пассивно приспособляется к природе — оно пользуется тем, что ему дает сама природа. Напротив, человек приспособляется к природе активно — он целесообразно изменяет природу, создает себе те условия существования, которых он не находит непосредственно в природе. Трудовая деятельность человека сыграла решающую роль в развитии и совершенствовании его мозга. Труд создал, в известном смысле, человека, труд создал и человеческий мозг.
Усложнение взаимоотношений человека с природой вело к усложнению взаимных отношений между людьми. Люди трудились коллективно, им надо было общаться друг с другом, а для этого было недостаточно того ограниченного количества звуков, которыми обходятся при общении друг с другом животные. Постепенно в процессе трудовой деятельности шло развитие и преобразование человеческой гортани, человек научился произносить членораздельные звуки. Из этих звуков постепенно развились слова, язык. Совместная трудовая деятельность людей была бы невозможна, если бы у них не выработалась способность речи.
Без слов не могли бы возникнуть понятия о вещах, об их связях, было бы невозможно человеческое мышление. Возникновение и развитие речи в свою очередь воздействовало на развитие мозга.
Таким образом, общественно-трудовая жизнь человека, труд, а затем и вместе с ним речь — вот решающие факторы, под воздействием которых совершенствовался человеческий мозг, развивалась способность мышления.
Сознание — свойство мозга
Сознание есть продукт деятельности человеческого мозга, связанного со сложным комплексом органов чувств. По своей сущности оно представляет собою отражение материального мира. Сознание — это многогранный процесс, включающий различные виды психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление понятиями, чувства и волю. Без исправного функционирования головного мозга невозможна нормальная деятельность сознания. Нарушение деятельности мозга в результате опья-
нения или болезни влечет за собой неспособность мыслить здраво. Сон человека — это частичное, временное торможение деятельности коры головного мозга; оно выражается в том, что мышление прекращается, сознание затуманивается.
Из этих правильных материалистических положений, однако, не следует, что мысль есть некое вещество, выделяемое мозгом. Немецкий буржуазный материалист 19 века К. Фохт определял мысль как особый вид вещества, выделяемого мозгом наподобие того, как слюнные железы выделяют слюну или печень выделяет желчь. Это было вульгарное представление о природе мышления. Психика, сознание, мышление есть особое свойство материи, но отнюдь не особое вещество.
Решая основной вопрос философии, мы противопоставляем сознание и материю, дух и природу. Материя — это все то, что существует независимо от сознания, вне сознания. Поэтому допускают серьезную ошибку те, кто включает сознание в материю. Ленин указывал, что «назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»6. В самом деле, если мысль — это та же материя, то этим устраняется различие между материей и мышлением, они оказываются тождественными.
Взгляд, определяющий сознание как нечто материальное, противники марксизма — идеалисты упорно приписывают марксистскому материализму. Они делают это для того, чтобы им легче было «опровергать» марксистский философский материализм. Это старый прием: сначала приписать противнику нелепость, а потом «победоносно» ее критиковать.
В действительности отождествление сознания и материи — это взгляд не диалектического, а вульгарного материализма. Марксистская материалистическая философия всегда боролась и борется против такого взгляда. Она последовательно проводит различие между сознанием — отражением материального мира — и самой материей.
Однако различие между сознанием и материей нельзя раздувать, доводя его до абсолютного разрыва. Такой разрыв между сознанием и материей характерен для психофизического параллелизма. Сторонники этого течения утверждают, что мышление, сознание — это процессы, которые протекают якобы параллельно материальным процессам, происходящим в мозгу, и вне всякой зависимости от них. Наука опровергает эту точку зрения. Она доказывает, что психическая жизнь человека — это лишь особая сторона жизнедеятельности его организма, особая функция мозга.
Диалектический материализм отвергает разрыв между сознанием и материей. Такой разрыв представляет собою по сути дела восстановление примитивных, невежественных взглядов раннего периода в истории людей, когда явления
жизни объяснялись действием особой души, которая якобы вселилась в тело и управляет им.
Решая психофизическую проблему, т. е. проблему отношения между психикой человека и органом психики — мозгом (как материальным органом, физическим телом), нужно видеть и различие и связь между ними. Нельзя забывать о различии между ними, поскольку отождествление сознания с материей приводит к прямым нелепостям. Но нельзя и отрывать сознание от мозга, ибо сознание есть функция мозга, т. е. особым образом организованной материи.