Обязанности и права участников практики
Студент-практикант обязан:
- принять участие в проведении курсовых собраний по организационно-методическим вопросам практики и по охране труда;
- до отъезда на практику изучить программу практики, получить индивидуальное задание и консультацию преподавателя – руководителя практики от кафедры;
- своевременноприбыть на местопрактики, имеявсенеобходимые документы, и представиться руководителю организации;
- полностью качественно и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- регулярно вести дневник учетно-аналитической (производственной) практикиустановленной формы, в котором записывать все виды самостоятельно выполненных работ, и ежедневно представлять его для проверки руководителю практики от организации;
- осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной экономической и управленческой информации и материалов по программе практики;
- добросовестно выполнять задания руководителей практики от кафедры, деканата и от субъекта хозяйствования;
- принимать участие в общественной жизни коллектива и проводимых мероприятиях (собраниях, вечерах отдыха, спортивных соревнованиях, семинарах, в работе по профориентации молодежи с целью поступления в академию);
- строго выполнять действующий режим рабочего дня и правила внутреннего распорядка организации по месту прохождения практики, соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- обеспечивать необходимое качество и нести равную со штатными работниками организации ответственность за выполненную работу и ее результаты;
- принимать личное участие в работе экономической службы;
- по прибытии в академию представить руководителю практики от кафедры отчет, написанный и оформленный в соответствии с требованиями программы, с необходимыми приложениями.
В отчете должны быть даны ответы на следующие вопросы: достигнута ли цель практики, какие вопросы программы не удалось изучить во время практики и почему; что нового в технологии, организации работ и управлении, о каких инновациях, внедренных в производство, узнал студент; доволен ли студент условиями практики, руководителем практики от производства, отношением руководства организации; что можно пожелать по улучшению условий и содержанию учетно-аналитической (производственной)практики.
При нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка организации по представлению руководителя практики от предприятия студент может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается в деканат факультета. В связи с этим по предложению деканата ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
Студент, не выполнивший программу учетно-аналитической (производственной)практики в установленный срок, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. В случае повторного невыполнения программы практики он как неуспевающий студент отчисляется из вуза.
Высшее учебное заведение обеспечивает:
- общее учебно-методическое руководство учетно-аналитической (производственной)практикой;
- не позднее чем за месяц до начала практики заключение договоров с организациями, определенными в качестве баз для прохождения учетно-аналитической(производственной)практики;
- издание приказа по вузу о проведении практики и назначении руководителей согласно проекту приказа, представленного деканатом;
- своевременный выезд студентов на учетно-аналитическую(производственную) практику и выдачу им суточных, стипендий;
- контроль за проведением учетно-аналитической (производственной)практики студентов непосредственно в организациях, соблюдение сроков ее проведения и выполнения программы практики.
Деканат факультета бухгалтерского учета и бухгалтерского факультета:
- информирует студентов о сроках, продолжительности и месте прохождения практики;
- организует заключение договоров академии с установленными базами для прохождения практики;
- готовит проект приказа о направлении студентов на практику и закрепляет за каждым студентом преподавателя – руководителя практики от академии;
- оформляет и выдает студентам учебно-методическую документацию (дневники и др.);
- организует проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителей практики от вуза;
- организует проведение инструктажа студентов по охране труда;
- организует совместно с заведующими соответствующих кафедр консультации по темам курсовых работ;
- устанавливает сроки сдачи отчетов по практике на проверку и их защиты;
- контролирует своевременность сдачи отчетов на проверку;
- по итогам учетно-аналитической(производственной) практики проводит конференцию, на которой подводятся итоги производственного обучения студентов;
- заслушивает итоги учетно-аналитической (производственной)практики по отчетам кафедры на совете факультета, принимает решение о поощрении лучших студентов по рекомендации комиссий и совершенствовании практического обучения студентов факультета с учетом предложений кафедр и конференции.
Преподаватель – руководитель учетно-аналитической(производственной) практики от кафедры:
- проводит консультацию по содержанию и порядку прохождения практики и оформлению ее результатов;
- обеспечивает студентов необходимыми документами (титульный лист, методические указания по практике и др.).
Преподаватели кафедры:
- выдают студентаминдивидуальныезадания, предусматривающие сбор информации для выполнения курсовых и других видов работ по специальному плану кафедры;
- оказывают помощь и проводят консультации при подготовке макетов аналитических таблиц, помогают в подборе и систематизации материала для подготовки научной работы;
- контролируют выполнение программы практики путем выезда на базы практик и по телефону, осуществляют консультации студентов по вопросам, возникающим в процессе прохождения практики;
- проверяют отчеты по практике, оценивают их, пишут характеристику-отзыв и принимают решение о допуске их на защиту, участвуют в работе комиссий по защите отчетов;
- совместно с комиссией принимают решение о поощрении лучших студентов.
Руководитель учетно-аналитической (производственной) практики от предприятия:
- знакомится с соответствующими разделами программы практики;
- организует практику студентов на своем предприятии в полном соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений,утвержденным Правительством Республики Беларусь;
- осуществляет проверку своевременной явки студентов на место практики,эффективного использования ими рабочего времени;
- организует обучение по охране труда и технике безопасности с соответствующим его оформлением;
- обеспечивает студентов рабочими местами в соответствии со специальностью и создает необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации об организации бухгалтерского учета, финансовом планировании, о взаимоотношениях предприятий со звеньями финансовой системы и т. д.;
- контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины, сообщает в деканат о всех случаях нарушения ими правил внутреннего трудового распорядка и наложения на них дисциплинарных взысканий;
- совместно с руководителем практики от кафедры оказывает помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации, необходимой для выполнения курсовых работ;
- обеспечивает студентов необходимыми консультациями по всемвопросам, входящим в программу учетно-аналитической (производственной)практики и индивидуального задания, с привлечением специалистов предприятия;
- предоставляет студентам возможность пользоваться вычислительной техникой, ксероксом для обработки информации и оформления отчета;
- дает практические задания и поручения, привлекает студентов к работе, относящейся к его будущей профессиональной деятельности;
- по окончании практики дает отзыв о работе студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, утверждает отчет по практике;
- предоставляет студентам возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) итогов и результатов выполнения программы практики, сбора материалов по теме курсовой и научно-исследовательской работы.
Содержание отчета о прохождении практики
Отчет по учетно-аналитической (производственной)практике должен включать титульный лист (прил. 1), выписку из приказа о зачислении студента в организацию для прохождения практики и назначении руководителя,заверенную оригиналом печати и подписью руководителя организации (прил. 2), дневник, оглавление, введение, пояснительную записку, заключение и приложения.
На титульном листе отчет подписывается руководителем практики от организации, студентом и утверждается руководителем организации, в которой студент проходил практику.
В дневнике заполняются следующие разделы:
- путевка и командировочное удостоверение;
- календарный план, утвержденный руководителем организации, которая является базой практики, и заверенный печатью (в первый день практики).
Ежедневно в разделе «Журнал учета выполняемой работы» производятся студентом записи о фактическом выполнении календарного плана, которые руководитель практики от организации заверяет своей подписью на каждой странице;
- отзыв руководителя практики от организации о работе студента по выполнению календарного плана (заполняется собственноручно руководителем практики от организации в последний день практики и заверяется печатью).
Оглавление содержит перечень глав, разделов с указанием страниц.
Во введении указываются цель и задачи практики в соответствии с программой.
Пояснительная записка состоит из тем в соответствии с календарно-тематическим планом прохождения учетно-аналитической (производственной) практики.
В первой теме дается производственно-экономическая характеристика организации в динамике за последние три года (объем 10–12 страниц печатного текста). Основные показатели таблиц следует проанализировать и сделать краткие выводы.
В темах 2-11 излагаются положительные стороны, особенности и недостатки, выявленные в организации синтетического и аналитического учета, а также текущего, оперативного анализа и контроля на предприятии(объем 8–10 страниц печатного текста).
В заключении студент обобщает материал, вносит предложения по улучшению организации синтетического и аналитического учета, оперативного и текущего анализа и контроля (объем 2–3 страницы печатного текста).
Последний лист пояснительной записки подписывается студентом с указанием даты оформления отчета.
К отчету прилагаются все документы, указанные в конкретных темах.
2.4. Требования по оформлению отчета о практике
Работа выполняется с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297×420 мм).
Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа TimesNewRoman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал – 18 пунктов, количество текстовых строк на странице – 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – не менее 25 мм, правого – не менее 10 мм, отступ – 10 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания.
Заголовки структурных частей работы (разделов) печатают прописными буквами в середине строк симметрично тексту, используя полужирный шрифт размером на 1–2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте. Точку в конце заголовков не ставят.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа (кроме подразделов).
Сокращение слов в заголовках, таблицах и тексте не допускается. В тексте работы оно возможно лишь в тех случаях, когда это установлено соответствующими стандартами или правилами русской орфографии, например: и так далее (и т. д.), тысячи (тыс.), миллионы (млн.) и др.
Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят. На последующих листах номер проставляют в центре верхней части листа без точки в конце.
Нумерация разделов, таблиц дается арабскими цифрами без знака №. Такие разделы, как оглавление, введение, заключение, не имеют номеров. Остальным разделам присваивают порядковые номера (например, 1), затем идет заголовок раздела.
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице (в начале страницы) таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Каждая таблица должна иметь заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа (табл. 3.1)
Таблица 3.1.Динамика посевной площади зерновых культур, га
Группы культур | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Яровые | |||
Озимые | |||
Зернобобовые | |||
Итого |
Допускается применять в таблице шрифт, на 1–2 пункта меньший, чем в тексте работы. Графу № п/п в таблицу включать не следует.
Таблицы не допускается разделять и переносить на другую страницу. Исключение составляют таблицы с большим количеством строк или граф. В этом случае «шапку» (т. е. заголовки столбцов) повторяют и над ней помещают слова «Продолжение таблицы» (с указанием номера). Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту работы.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения обозначают арабскими цифрами 1, 2, 3,…, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».
Подведение итогов практики
По окончании учетно-аналитической (производственной) практики руководитель практики от кафедры в составе комиссии в сроки, установленные Положением о практике студентов в течение двух недель со дня окончания практики, принимает защиту отчетов.
Защита отчета о прохождении учетно-аналитической (производственной) практики организована с выставлением дифференцированной оценки.Студент должен кратко доложить о результатах прохождения практики, акцентировав внимание на выявленные проблемах и путях их решения, а также ответить на практические вопросы по программе практики и показать свои профессиональные умения и навыки. При оценке результатов защиты отчетов по практике комиссия учитывает критерии, представленные в таблице 1.
Критерии и показатели оценки качества подготовки и защиты отчета по учетно-аналитической (производственной) практике
Наименование показателей | балл | отметка |
Этап 1. Теоретический этап | 96 – 100 баллов = =10 90-95=9 80-89=8 70-79=7 60-69=6 50-59=5 36-49=4 30-35=3 7-29=2 1-6=1 | |
1.1 Качество оформления отчета и дневника по практике | 1-3 | |
1.2 Полнота выполнения программы практики | 4-9 | |
1.3 Полнота выполнения индивидуального задания по теме дипломной работы | 4-9 | |
1.4 Отзыв, данный руководителем практики от производства | 4-9 | |
1.5 Отзыв, данный руководителем практики от кафедры | 4-9 | |
1.6 Использование современных информационных технологий. Навыки работы с компьютером при выполнении отчета | 1-3 | |
1.7 Степень акцентирования внимания на выявленных проблемах и путях их решения | 1-3 | |
1.8 Самостоятельность в изложении материала, наличие элементов новизны | 1-3 | |
1.9 Оформление работы, выполнение требований ГОСТА | 1-3 | |
1.10 Соблюдение графика выполнения и защиты отчета | 1-3 | |
1.11 Уровень знаний нормативно-правовых актов | 4-9 | |
1.12 Ответы на вопросы | 4-9 | |
Сумма баллов по 1 этапу | ||
Этап 2. Практический этап | ||
2.1 Уровень профессиональных умений и навыков в решении производственных ситуаций | 4-9 | |
2.2 Умение сделать выводы по решению производственной ситуации | 4-9 | |
2.3 Прохождение практики на должности | ||
2.4 Наличие благодарственных писем от руководителя базы практики | ||
2.5 Наличие публикаций по теме исследования (1б за 1 публикацию) | 0-2 | |
Сумма баллов по 2 этапу | ||
Этап 3. Расчет итоговой оценки | ||
(сумма баллов по 1 и 2 этапам) |
Общая оценка по десятибалльной системе записывается взачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и дневник.
В течение двух недель, следующих за учетно-аналитической практикой, кафедра должна сделать следующее:
- представить в деканат зачетно-экзаменационные ведомости;
- обсудить итоги и проанализировать выполнение программы учетно-аналитической (производственной) практики на заседании кафедры,выявить операционные риски по практике и представить в деканат факультета отчет о результатах выполнения программыучетно-аналитической (производственной) практики;
- разработать мероприятия по улучшению организации и руководства практикой;
- подготовить дополнения и изменения в отчетно-методическую документацию.
Литература
Основная
1.Дробышевский, Н. П. Бухгалтерский учет в строительстве: учеб.-практ. пособие / Н. П. Дробышевский. - Минск : Современная школа, 2011. - 864 с.
2. Клипперт, Е. Н. Бухгалтерский учет: учеб-метод, пособие / Е. Н.Клипперт, А. С. Чечеткин. – Минск: Регистр, 2014. – 448 с.
3. Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит: пособие / В. Н. Лемеш. – Минск: Изд-во Грев-цова, 2013. – 271 с.
4. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2006. – 652 с.
5. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственнойдеятельности: учебное пособие / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
6. Савицкая, Г. В. Анализ производственно-финансовойдеятельности сельскохозяйственных предприятий: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.
7. Стешиц, Л. И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник / Л. И.Стешиц. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 528 с.
8. Тарасевич, И. Н. Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства : краткий курс лекций / И. Н. Тарасевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Амалфея, 2009. - 175 с.
9. Хмельницкий, В. А.. Ревизия и аудит : учеб. пособие / В. А. Хмельницкий, Т. А. Гринь. - Минск : БГЭУ, 2011. - 473 с.
10. Чечеткин, А. С. Бухгалтерский учет основных средств: учеб. пособие / А. С. Чечеткин. – Горки, 2012. – 224 с.
Дополнительная
13. О бухгалтерском учете и отчетности[Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2015 г., № 268-З // Бизнес-Инфо: аналит.-правовая система / ООО «Профессиональные правовые системы», – Минск, 2016.
14. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета[Электронный ресурс]: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50: в ред. постановления М-ва финансов Респ. Беларусь от 30.06.2014г., № 46 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15.Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибках»: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 10 дек. 2013г., №80// Главный бухгалтер. – 2014.-№10.-С.17-21.
16. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г. № 510 [Электронный ресурс]. // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо»– 2016. – Режим доступа: www.bisiness-info.by.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Форма титульного листа
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
____________________________________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
(заместитель руководителя)
____________________
(подпись)
____________________________
(инициалы, фамилия)
«___»_______________20___ г.
М. П.
ОТЧЕТ
СТУДЕНТА УО БГСХА О ВЫПОЛНЕНИИ
ПРОГРАММЫ ________________________________ПРАКТИКИ
Составил (а) Студент(ка) ____ курса ____ группы __________________________ (факультета) ___________________________ (специальности) __________________________ (подпись, И.О. Фамилия студента) «___» ______________ 20___ г. ____________________________ (Подпись, Фамилия И.О. руководителя от кафедры) | СОГЛАСОВАНО Руководитель практики от организации _____________________________ (Должность) _____________________________ (Подпись, И.О. Фамилия) «___» ______________ 20___ г. |
Год
Приложение2
ПРИКАЗ
03.12.2016 г. № 205 ЛС
п. Солнечный
О прохождении учетно-аналитической(производственной)
практики
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять на время прохождения производственной практики студента УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» Павлова Андрея Владимировича в качестве экономиста с 3 декабря 2016 года по 2 января 2017 года.
2. Руководителем практики назначить главного бухгалтера Литвинову Евгению Васильевну.
3. Заработная плата за время прохождения производственной практики не назначается.
4. Инструктаж по технике безопасности и охране труда провести инженеру по охране труда Силину Ивану Петровичу.
Основание: договор о прохождении производственной практики от 3 декабря 2016 года.
Директор ОАО «Орехово» Г. И. Греков
С приказом ознакомлен А. В. Павлов
Приложение3