Обязанности и права участников практики

Студент-практикант обязан:

- принять участие в проведении курсовых собраний по организаци­онно-методическим вопросам практики и по охране труда;

- до отъезда на практику изучить программу практики, получить индивидуальное задание и консультацию преподавателя – руководителя практики от кафедры;

- своевременноприбыть на местопрактики, имеявсенеобходимые документы, и представиться руководителю организации;

- полностью качественно и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;

- регулярно вести дневник учетно-аналитической (производственной) практикиустановленной формы, в котором записывать все виды самостоятельно выполненных работ, и ежедневно представлять его для проверки руководителю практики от организации;

- осуществлять сбор, систематизацию и анализ первичной экономической и управленческой информации и материалов по программе практики;

- добросовестно выполнять задания руководителей практики от кафедры, деканата и от субъекта хозяйствования;

- принимать участие в общественной жизни коллектива и проводимых мероприятиях (собраниях, вечерах отдыха, спортивных соревнованиях, семинарах, в работе по профориентации молодежи с целью поступления в академию);

- строго выполнять действующий режим рабочего дня и правила внутреннего распорядка организации по месту прохождения практики, соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- обеспечивать необходимое качество и нести равную со штатными работниками организации ответственность за выполненную работу и ее результаты;

- принимать личное участие в работе экономической службы;

- по прибытии в академию представить руководителю практики от кафедры отчет, написанный и оформленный в соответствии с требованиями программы, с необходимыми приложениями.

В отчете должны быть даны ответы на следующие вопросы: достигнута ли цель практики, какие вопросы программы не удалось изучить во время практики и почему; что нового в технологии, организации работ и управлении, о каких инновациях, внедренных в производство, узнал студент; доволен ли студент условиями практики, руководителем практики от производства, отношением руководства организации; что можно пожелать по улучшению условий и содержанию учетно-аналитической (производственной)практики.

При нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка организации по представлению руководителя практики от предприятия студент может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается в деканат факультета. В связи с этим по предложению деканата ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.

Студент, не выполнивший программу учетно-аналитической (производственной)практики в установленный срок, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. В случае повторного невыполнения программы практики он как неуспевающий студент отчисляется из вуза.

Высшее учебное заведение обеспечивает:

- общее учебно-методическое руководство учетно-аналитической (производственной)практикой;

- не позднее чем за месяц до начала практики заключение договоров с организациями, определенными в качестве баз для прохождения учетно-аналитической(производственной)практики;

- издание приказа по вузу о проведении практики и назначении руководителей согласно проекту приказа, представленного деканатом;

- своевременный выезд студентов на учетно-аналитическую(производственную) практику и выдачу им суточных, стипендий;

- контроль за проведением учетно-аналитической (производственной)практики студен­тов непосредственно в организациях, соблюдение сроков ее проведе­ния и выполнения программы практики.

Деканат факультета бухгалтерского учета и бухгалтерского факультета:

- информирует студентов о сроках, продолжительности и месте прохождения практики;

- организует заключение договоров академии с установленными ба­зами для прохождения практики;

- готовит проект приказа о направлении студентов на практику и закрепляет за каждым студентом преподавателя – руководителя прак­тики от академии;

- оформляет и выдает студентам учебно-методическую документа­цию (дневники и др.);

- организует проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителей практики от вуза;

- организует проведение инструктажа студентов по охране труда;

- организует совместно с заведующими соответствующих кафедр консультации по темам курсовых работ;

- устанавливает сроки сдачи отчетов по практике на проверку и их защиты;

- контролирует своевременность сдачи отчетов на проверку;

- по итогам учетно-аналитической(производственной) практики проводит конферен­цию, на которой подводятся итоги производственного обучения сту­дентов;

- заслушивает итоги учетно-аналитической (производственной)практики по отчетам кафедры на совете факультета, принимает решение о поощрении луч­ших студентов по рекомендации комиссий и совершенствовании прак­тического обучения студентов факультета с учетом предложений ка­федр и конференции.

Преподаватель – руководитель учетно-аналитической(производственной) практики от кафедры:

- проводит консультацию по содержанию и порядку прохождения практики и оформлению ее результатов;

- обеспечивает студентов необходимыми документами (титульный лист, методические указания по практике и др.).

Преподаватели кафедры:

- выдают студентаминдивидуальныезадания, предусматривающие сбор информации для выполнения курсовых и других видов работ по специальному плану кафедры;

- оказывают помощь и проводят консультации при подготовке ма­кетов аналитических таблиц, помогают в подборе и систематизации материала для подготовки научной работы;

- контролируют выполнение программы практики путем выезда на базы практик и по телефону, осуществляют консультации студентов по вопросам, возникающим в процессе прохождения практики;

- проверяют отчеты по практике, оценивают их, пишут характери­стику-отзыв и принимают решение о допуске их на защиту, участвуют в работе комиссий по защите отчетов;

- совместно с комиссией принимают решение о поощрении лучших студентов.

Руководитель учетно-аналитической (производственной) практики от предпри­ятия:

- знакомится с соответствующими разделами программы практики;

- организует практику студентов на своем предприятии в полном соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений,утвержденным Правительством Республики Беларусь;

- осуществляет проверку своевременной явки студентов на место практики,эффективного использования ими рабочего времени;

- организует обучение по охране труда и технике безопасности с соответствующим его оформлением;

- обеспечивает студентов рабочими местами в соответствии со специальностью и создает необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации об организации бухгалтерского учета, финансовом планировании, о взаимоотношениях предприятий со звеньями финансовой системы и т. д.;

- контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины, сообщает в деканат о всех случаях нарушения ими правил внутреннего трудового распорядка и наложения на них дисциплинарных взысканий;

- совместно с руководителем практики от кафедры оказывает помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации, необходимой для выполнения курсовых работ;

- обеспечивает студентов необходимыми консультациями по всемвопросам, входящим в программу учетно-аналитической (производственной)практики и индивидуального задания, с привлечением специалистов предприятия;

- предоставляет студентам возможность пользоваться вычислительной техникой, ксероксом для обработки информации и оформления отчета;

- дает практические задания и поручения, привлекает студентов к работе, относящейся к его будущей профессиональной деятельности;

- по окончании практики дает отзыв о работе студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, утверждает отчет по практике;

- предоставляет студентам возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) итогов и результатов выполнения программы практики, сбора материалов по теме курсовой и научно-исследовательской работы.

Содержание отчета о прохождении практики

Отчет по учетно-аналитической (производственной)практике должен включать титульный лист (прил. 1), вы­писку из приказа о зачислении студента в организацию для прохожде­ния практики и назначении руководителя,заверенную оригиналом печати и подписью руководителя организации (прил. 2), дневник, оглавление, введение, поясни­тельную записку, заключение и приложения.

На титульном листе отчет подписывается руководителем практики от организации, студентом и утверждается руководителем организации, в которой студент проходил практику.

В дневнике заполняются следующие разделы:

- путевка и командировочное удостоверение;

- календарный план, утвержденный руководителем организации, которая является базой практики, и заверенный печатью (в первый день практики).

Ежедневно в разделе «Журнал учета выполняемой работы» производятся студентом записи о фактическом выполнении календарного плана, которые руководитель практики от организации заверяет своей подписью на каждой странице;

- отзыв руководителя практики от организации о работе студента по выполнению календарного плана (заполняется собственноручно руководителем практики от организации в последний день практики и заверяется печатью).

Оглавление содержит перечень глав, разделов с указанием страниц.

Во введении указываются цель и задачи практики в соответствии с программой.

Пояснительная записка состоит из тем в соответствии с календарно-тематическим планом прохождения учетно-аналитической (производственной) практики.

В первой теме дается производственно-экономическая характеристика ор­ганизации в динамике за последние три года (объем 10–12 страниц печатного текста). Основные показатели таблиц следует проанализировать и сделать краткие выводы.

В темах 2-11 излагаются положительные стороны, особенности и недостатки, выявленные в организации синтетического и аналитического учета, а также текущего, оперативного анализа и контроля на предприятии(объем 8–10 страниц печатного текста).

В заключении студент обобщает материал, вносит предложения по улучшению организации синтетического и аналитического учета, оперативного и текущего анализа и контроля (объем 2–3 стра­ницы печатного текста).

Последний лист пояснительной записки подписывается студентом с указанием даты оформления отчета.

К отчету прилагаются все документы, указанные в конкретных темах.

2.4. Требования по оформлению отчета о практике

Работа выполняется с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297×420 мм).

Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа TimesNewRoman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал – 18 пунктов, количество текстовых строк на странице – 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.

Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – не менее 25 мм, правого – не менее 10 мм, отступ – 10 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания.

Заголовки структурных частей работы (разделов) печатают прописными буквами в середине строк симметрично тексту, используя полужирный шрифт размером на 1–2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте. Точку в конце заголовков не ставят.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа (кроме подразделов).

Сокращение слов в заголовках, таблицах и тексте не допускается. В тексте работы оно возможно лишь в тех случаях, когда это установлено соответствующими стандартами или правилами русской орфографии, например: и так далее (и т. д.), тысячи (тыс.), миллионы (млн.) и др.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят. На последующих листах номер проставляют в центре верхней части листа без точки в конце.

Нумерация разделов, таблиц дается арабскими цифрами без знака №. Такие разделы, как оглавление, введение, заключение, не имеют номеров. Остальным разделам присваивают порядковые номера (например, 1), затем идет заголовок раздела.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице (в начале страницы) таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Каждая таблица должна иметь заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа (табл. 3.1)

Таблица 3.1.Динамика посевной площади зерновых культур, га

Группы культур 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Яровые
Озимые
Зернобобовые
Итого

Допускается применять в таблице шрифт, на 1–2 пункта меньший, чем в тексте работы. Графу № п/п в таблицу включать не следует.

Таблицы не допускается разделять и переносить на другую страницу. Исключение составляют таблицы с большим количеством строк или граф. В этом случае «шапку» (т. е. заголовки столбцов) повторяют и над ней помещают слова «Продолжение таблицы» (с указанием номера). Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту работы.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Не допускается включение в приложение материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения обозначают арабскими цифрами 1, 2, 3,…, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».

Подведение итогов практики

По окончании учетно-аналитической (производственной) практики руководитель практики от кафедры в составе комиссии в сроки, установленные Положением о практике студентов в течение двух недель со дня окончания практики, принимает защиту отчетов.

Защита отчета о прохождении учетно-аналитической (производственной) практики организована с выставлением дифференцированной оценки.Студент должен кратко доложить о результатах прохождения практики, акцентировав внимание на выявленные проблемах и путях их решения, а также ответить на практические вопросы по программе практики и показать свои профессиональные умения и навыки. При оценке результатов защиты отчетов по практике комиссия учитывает критерии, представленные в таблице 1.

Критерии и показатели оценки качества подготовки и защиты отчета по учетно-аналитической (производственной) практике

Наименование показателей балл отметка
Этап 1. Теоретический этап       96 – 100 баллов = =10 90-95=9 80-89=8 70-79=7 60-69=6 50-59=5 36-49=4 30-35=3 7-29=2 1-6=1
1.1 Качество оформления отчета и дневника по практике 1-3
1.2 Полнота выполнения программы практики 4-9
1.3 Полнота выполнения индивидуального задания по теме дипломной работы 4-9
1.4 Отзыв, данный руководителем практики от производства 4-9
1.5 Отзыв, данный руководителем практики от кафедры 4-9
1.6 Использование современных информационных технологий. Навыки работы с компьютером при выполнении отчета 1-3
1.7 Степень акцентирования внимания на выявленных проблемах и путях их решения 1-3
1.8 Самостоятельность в изложении материала, наличие элементов новизны 1-3
1.9 Оформление работы, выполнение требований ГОСТА 1-3
1.10 Соблюдение графика выполнения и защиты отчета 1-3
1.11 Уровень знаний нормативно-правовых актов 4-9
1.12 Ответы на вопросы 4-9
Сумма баллов по 1 этапу  
Этап 2. Практический этап  
2.1 Уровень профессиональных умений и навыков в решении производственных ситуаций 4-9
2.2 Умение сделать выводы по решению производственной ситуации 4-9
2.3 Прохождение практики на должности
2.4 Наличие благодарственных писем от руководителя базы практики
2.5 Наличие публикаций по теме исследования (1б за 1 публикацию) 0-2
Сумма баллов по 2 этапу  
Этап 3. Расчет итоговой оценки  
(сумма баллов по 1 и 2 этапам)    

Общая оценка по десятибалльной системе записывается взачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и дневник.

В течение двух недель, следующих за учетно-аналитической практикой, кафедра должна сделать следующее:

- представить в деканат зачетно-экзаменационные ведомости;

- обсудить итоги и проанализировать выполнение программы учетно-аналитической (производственной) практики на заседании кафедры,выявить операционные риски по практике и представить в деканат факультета отчет о результатах выполнения программыучетно-аналитической (производственной) практики;

- разработать мероприятия по улучшению организации и руководства практикой;

- подготовить дополнения и изменения в отчетно-методическую документацию.

Литература

Основная

1.Дробышевский, Н. П. Бухгалтерский учет в строительстве: учеб.-практ. пособие / Н. П. Дробышевский. - Минск : Современная школа, 2011. - 864 с.

2. Клипперт, Е. Н. Бухгалтерский учет: учеб-метод, пособие / Е. Н.Клипперт, А. С. Чечеткин. – Минск: Регистр, 2014. – 448 с.

3. Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит: пособие / В. Н. Лемеш. – Минск: Изд-во Грев-цова, 2013. – 271 с.

4. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2006. – 652 с.

5. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственнойдеятельности: учебное пособие / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.

6. Савицкая, Г. В. Анализ производственно-финансовойдеятельности сельскохозяйственных предприятий: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.

7. Стешиц, Л. И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник / Л. И.Стешиц. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 528 с.

8. Тарасевич, И. Н. Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства : краткий курс лекций / И. Н. Тарасевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Амалфея, 2009. - 175 с.

9. Хмельницкий, В. А.. Ревизия и аудит : учеб. пособие / В. А. Хмельницкий, Т. А. Гринь. - Минск : БГЭУ, 2011. - 473 с.

10. Чечеткин, А. С. Бухгалтерский учет основных средств: учеб. пособие / А. С. Чечеткин. – Горки, 2012. – 224 с.

Дополнительная

13. О бухгалтерском учете и отчетности[Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 57-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2015 г., № 268-З // Бизнес-Инфо: аналит.-правовая система / ООО «Профессиональные правовые системы», – Минск, 2016.

14. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Ин­струкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета[Электронный ресурс]: постанов­ление М-ва финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2011 г., № 50: в ред. постановления М-ва финансов Респ. Беларусь от 30.06.2014г., № 46 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

15.Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибках»: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 10 дек. 2013г., №80// Главный бухгалтер. – 2014.-№10.-С.17-21.

16. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Бе­ларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г. № 510 [Электронный ресурс]. // Аналитическая право­вая система «Бизнес-Инфо»– 2016. – Режим доступа: www.bisiness-info.by.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1

Форма титульного листа

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Республики Беларусь

____________________________________________

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

(заместитель руководителя)

____________________

(подпись)

____________________________

(инициалы, фамилия)

«___»_______________20___ г.

М. П.

ОТЧЕТ

СТУДЕНТА УО БГСХА О ВЫПОЛНЕНИИ

ПРОГРАММЫ ________________________________ПРАКТИКИ

Составил (а) Студент(ка) ____ курса ____ группы __________________________ (факультета) ___________________________ (специальности) __________________________ (подпись, И.О. Фамилия студента) «___» ______________ 20___ г. ____________________________ (Подпись, Фамилия И.О. руководителя от кафедры) СОГЛАСОВАНО Руководитель практики от организации _____________________________ (Должность) _____________________________ (Подпись, И.О. Фамилия) «___» ______________ 20___ г.

Год

Приложение2

ПРИКАЗ

03.12.2016 г. № 205 ЛС

п. Солнечный

О прохождении учетно-аналитической(производственной)

практики

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Принять на время прохождения производственной практики сту­дента УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» Павлова Андрея Владимировича в качестве экономиста с 3 декабря 2016 года по 2 января 2017 года.

2. Руководителем практики назначить главного бухгалтера Литвинову Евгению Васильевну.

3. Заработная плата за время прохождения производственной практики не назначается.

4. Инструктаж по технике безопасности и охране труда провести инженеру по охране труда Силину Ивану Петровичу.

Основание: договор о прохождении производственной практики от 3 декабря 2016 года.

Директор ОАО «Орехово» Г. И. Греков

С приказом ознакомлен А. В. Павлов

Приложение3

Наши рекомендации