Тема 15 Управление производительностью

15.1. Производительность труда как показатель обеспечения эффективности деятельности организации.

15.2 Комплексный подход к вопросам производительности.

15.3 Ценность, качество и производительность.

Значение производительности определяется ее влиянием на благосостояние как общества, так и отдельных компаний. Единственный способ увеличения выпуска товаров и предоставления услуг – повышение организационной производительности.

Что такое производительность и как она измеряется? В упрощенном понимании производительность(продуктивность) — это объем выпуска продукции и предо­ставляемых организацией услуг, отнесенный к объему используемых ею ресурсов. Таким образом, продуктивность может быть повышена либо посредством увеличения объема выпуска при том же уровне потребляемых ресурсов, либо за счетснижения объема ресурсов, требующихся для поддержания неизменного уровня выпуска продукции и предоставляемых услуг. Иногда удается сделать то и другое одновременно. Компания Ruggieri & Sons, к примеру, приобрела картографическое программное обеспечение, с помощью которого составляет маршруты доставки топлива для частных потребителей (раньше эта операция осуществлялась вручную). Зная расположение покупателей и топливных терминалов, программа рассчитывает оптимальные маршруты, а заодно и объемы поставок топлива к дому клиенту. В результате водители компании проезжают в день меньшие стояния, при этом совершают на 7% больше остановок, другими словами, сжигают меньше топлива, а доставляют больше.

Точная оценка производительности может оказаться сложной задачей, правило, используется один из двух подходов к оценке — совокупная продуктивность факторов производства и частичная или парциальная продуктивность. Совокупная производительность факторов производства— это отношение суммарного объема выпуска к входящим ресурсам (труд, капитал, материалы и энергия):

Совокупная производительность факторов производства =

= Объем выпуска / Труд + Капитал + Материалы + Энергия.

Показатель совокупной продуктивности факторов производства представляет собой наилучшую характеристику ведения дел организацией. Однако менеджерам необходима и информация о производительности использования определенных ресурсов. Частная или парциальная производительностьесть отношение суммарного объема выпуска к одному из основных потребляемых организацией ресурсов. Например, многие организации интересуются продуктивностью трудовых ресурсов (производительность труда), которая должна измеряться следующим образом:

Производительность = Объем выпуска / Затраты на оплату труда.

Использование данной формулы для расчетов продуктивности по трудовым капитальным или материальным ресурсам позволяет получить информацию о динамике этих показателей. С другой стороны, постоянно раздаются критические высказывания в адрес менеджеров, которые, якобы необоснованно, полагаются парциальные измерители производительности (прежде всего, производительно живого труда). Показатель продуктивности живого труда не учитывает такие важные составляющие улучшений деятельности организации, как экономия материалов, совершенствование производственных процессов и качество исполняемых рабочих заданий. Производительность труда измеряется легко, но ее повышение далеко не всегда означает реальный рост интенсивности трудовых усилий, а может оказаться, к примеру, результатом более рационального использования капитала.

Выделяют три основных направления повышения производительности opганизации: технологическая продуктивность, производительность труда и продуктивность менеджмента.

Повышение технологической продуктивности предполагает использование более эффективных станков, роботов, компьютеров и других технических средств увеличения объема выпуска продукции (таких как ГПС, САПР, системы автоматизированного производства). Новые технологии могут использоваться и для увеличения производительности предприятий сферы услуг. Schneider National, крупнейшая в США транспортная компания, установила подключенные к интранету компьютерные терминалы во всех своих 26 ремонтных центрах, так что теперь механикам доступны свежие диаграммы и данные по ремонту грузовиков. Теперь каждый механик может выполнять на 20% ремонтных операций больше, чем раньше, т. е. машины выходят на линии быстрее.

Увеличению производительности способствует и аутсорсинг. Дело в том, что специализированные фирмы, как правило, пользуются новейшими технологиями в своих сферах. Решение NationsBank воспользоваться почтовыми услугами компании Pitney Bowes Management Services (PBMS) отчасти было продиктовано именно тем, что PBMS располагает специализированными компьютерными программами. Таким образом, NationsBank не пришлось тратить деньги на новую технологию рассылки почтовых отправлений, а их у компании, обслуживающей 16 штатов и округ Колумбия, немало.

Повышение производительности труда требует увеличения интенсивности усилий сотрудников организации, что обеспечивает больший выпуск продукции в единицу времени. Для этого компания должна либо повысить выработку своих сотрудников, либо усовершенствовать процессы труда. Может оказаться, что работникам просто необходимы дополнительные знания или ресурсы, более четкая формулировка задач или иная организация рабочего места.

Повышение продуктивности управления означает необходимость совершенствования деятельности менеджеров. Как считают многие специалисты по проблемам продуктивности и качества, основная причина отставания американских фирм от мирового уровня производительности — в слабости менеджмента. А один из авторитетнейших ученых, Эдварде Деминг, предложил специальный перечень тематических пунктов, призванных открыть менеджменту глаза на возможности повышения продуктивности (таблица 6).

Условия повышения продуктивности управления: акцент не на количество, а на качество, разрушение барьеров и наделение сотрудников полномочиями, здравый подход к показателям. Менеджеры должны научиться использовать воз­можности систем оплаты труда, вовлечения работников в процесс управления, работу в командах и другие приемы и методы управления.

Таблица 6 – 14 правил менеджмента

Формирование, в целях повышения конкурентоспособности, постоянной целевой направленности на улучшение продукции и услуг позволяет оставаться в бизнесе и выполнять поставленные перед организацией задачи
Принимайте новую философию. Мы находимся в новой экономической эпохе. Западный менеджмент должен отрешиться от сомнений, должен научиться ответственности и возглавить процесс перемен
Качество продукции не должно определяться контролем. Исключайте необходимость массового контроля, «встраивайте» качество в саму продукцию
Бизнес — это не только цены. Минимизируйте суммарные затраты. Добивайтесь того, чтобы за каждый вид используемых вами ресурсов нес ответственность единственный поставщик, устанавливайте с ним долгосрочные взаимосвязи
Постоянно улучшайте систему производства и услуг в направлении повышения качества и продуктивности, постоянно сокращая, таким образом, затраты.
Проводите направленное на достижение целей бизнеса обучение
Будьте лидерами (см. пункт 12). Цель надзора — оказание помощи сотрудникам в решении рабочих задач (а также контроль исправности оборудования). Управлен­ческий надзор предполагает всего лишь точную оценку квалификации сотрудников и наблюдение за их действиями
Отбросьте страхи, потому что каждый может трудиться эффективно на благо компании
Разрушайте барьеры между отделами. Сотрудники отделов исследований, проекти­рования, торговли и производства должны трудиться как единая команда, заранее определяя возможные производственные проблемы, встречая их во всеоружии
Откажитесь от призывов и увещеваний к уменьшению показателей брака, плакатов с плановыми заданиями, лозунгов, зовущих к новым высотам продуктивности. Подобные увещевания создают лишь враждебные взаимоотношения, поскольку львиная доля факторов низкого качества и производительности заложены в самой системе и их устранение лежит за пределами компетенций рабочей силы
а. Откажитесь от стандартов объемов работ (заданий). Заменяйте их лидерством. б. Исключите целевой менеджмент (цифры, количественные задания). Заменяйте их лидерством
а. Рабочий-почасовик имеет право гордиться результатами своего труда. Ответственность менеджера за абсолютные цифры должна смениться ответственностью за их качество. б. Менеджеры и инженерно-технические работники должны гордиться выполняемой работой, что означает, помимо всего, отказ от ежегодной аттестации и целевого менеджмента
Разрабатывайте действенные программы повышения квалификации и самосовершенствования
Каждый сотрудник должен внести максимально возможный личный вклад в процесс трансформации. Преобразования — задача каждого

Но делать это нужно не слепо, а с учетом стратегии организации. Например, многие менеджеры пыта­ются наладить в своих компаниях обмен знаниями, но лишь единицы добиваются успеха. Причина в том, что работники не видят выгод или быстро теряют интерес к «новому веянию». Управление знаниями бывает успешным в случаях, когда менеджеры исходят из стратегических задач организации, определяют, какой именно информацией должны обмениваться сотрудники, и не забывают оцени­вать результаты. В компании General Electric, к примеру, перед работниками была поставлена задача научиться сокращать время реакции. Руководство определило, что позитивные сдвиги в данном направлении хорошо отразятся на результатах компании в целом. Когда в General Electric была внедрена система управления знаниями, менеджеры стремились – и добились – увеличения таких показателей, как объем продаж в расчете на одного работника. Данное изменение показателей можно отнести на счет повышения общего качества управления, но не конкретных методов.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под производительностью в менеджменте?

2. Как осуществляется оценка производительности в менеджменте?

3. Что понимают под совокупной производительностью факторов производства?

4. Как рассчитать парциальную производительность в менеджменте?

5. Охарактеризуйте основные направления повышения производительности организации.

6. Какие правила предложил Эдварде Деминг для возможности повышения продуктивности?

Наши рекомендации