Предпринимательство: сущность и виды.
Предпринимательство – это самостоятельная деятельность, связанная с риском, на собственные или заемные средства, направленная на производство благ или оказание услуг с целью получения прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
- производственное
- коммерческое
- финансовое
- посредническое
- страховое
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и предоставление информации и т.п., подлежащих дальнейшей реализации потребителям. Исходный элемент производственного предпринимательства – выбор основной сферы деятельности, что предполагает проведение предварительного исследования потребностей, состояния рынков, технологий и т.п. Далее следует организация и управление производством и заключительная стадия технологии данного вида предпринимательства - мероприятия по реализации произведенного продукта. Производственное предпринимательство считается самым трудным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства.
Суть коммерческого предпринимательства составляют торгово-обменные операции, т.е. перепродажа продукции. Разновидностью его является финансовое предпринимательство, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар – деньги. валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.
Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховые взносы, которые возвращаются плательщику только в случае наступления страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Все виды предпринимательства направлены на получение дохода в виде прибыли и связаны с различной степенью предпринимательского риска.
Предпринимательский риск.
Предпринимательский риск – это непредсказуемость результата предпринимательской прибыли в условиях изменчивости экономической среды, т.е. это возможность потерь, вызванная непредвиденными факторами.
Факторы предпринимательского риска:
- политические – война, смена политики и ее приоритетов, рост налогов, национализация и т.п.
- стихийные бедствия
- преступность
- недобросовестность партнеров
- изменение конъюнктуры рынка
- общие экономические кризисы
- некомпетентность управления и другие факторы.
В результате действия этих факторов вместо ожидаемой прибыли предприниматель может понести потери и получить убытки. Виды потерь:
- материальные: выход из строя оборудования, порча сырья, товарных запасов
- трудовые: потери рабочего времени из-за простоев оборудования, болезней работников, забастовок, плохой организации труда
- финансовые: штрафы, невозвращенные долги, потери дохода из-за снижения цен и т.п.
Виды предпринимательского риска:
- допустимый, когда возможные потери не больше ожидаемой прибыли
- критический, когда потери могут быть в размере выручки от продажи товаров
- катастрофический, когда возможны потери в размере всего имущества фирмы, а также возможность гибели людей и экологических бедствий.
Итак, риск в предпринимательской деятельности неизбежен. Поэтому предприниматель должен выработать определенную политику в области риска: политику избегания риска, политику принятия риска или политику снижения степени риска. Наиболее часто используется политика снижения риска. Она предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Ее основными методами являются:
1. страхование. Оно не снижает сам риск, но позволяет компенсировать его отрицательные последствия. Внешнее страхование – это передача риска за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование грузов, имущества предприятия, работников от несчастных случаев и т.п. Внутренне страхование – создание специальных фондов для возмещения убытков в пределах самого предприятия. Источником таких фондов является прибыль.
2. диверсификация – процесс распределения средств между объектами, непосредственно не связанными между собой. Различают несколько способов диверсификации:
- диверсификация видов хозяйственной деятельности: вложение средств в развитие производства одновременно нескольких видов товаров или услуг (диверсификация ассортимента), создание филиалов в нескольких регионах и т.п.
- диверсификация поставщиков – разнообразие источников поступления товаров
- диверсификация депозитного портфеля – размещение временно свободных денежных средств в различных банках.