Тема 1. Предмет и методология экономической теории.

Виды экономических субъектов (микро, мезо, макро и мировой уровни экономики).

Различают малые, средние и большие экономические субъекты в зависимости от функций, которые они выполняют.

К малым хозяйственным субъектам (микроуровень экономики) относятся предприятия и домохозяйства, т.е. семьи или одиноко живущие граждане, ведущее свое домашнее хозяйство. Предприятия производят блага и услуги, а домохозяйства потребляют их, поставляя взамен рабочую силу.

Средние хозяйственные субъекты (мезоуровень экономики) – отрасли экономики (машиностроение, сельское хозяйство, здравоохранение и другие) и экономические районы (например, Тверская область, Кашинский район, город Тверь и т.п.). Каждая отрасль состоит из многих предприятий, и ее задача – удовлетворить потребности страны во всем многообразии продукции этих предприятий, обеспечить их комплексное развитие. Например, здравоохранения как отрасль экономики должно обеспечить не только лечение заболевших людей, но и профилактику заболеваемости, развитие медицинской науки, подготовку медицинских работников, материально- техническое обеспечение медицинских учреждений и т.д. Также и экономические районы, включающие в себя множество предприятий и домохозяйств, должны обеспечить их гармоничное взаимодействие и развитие, создать условия их успешной работы и жизнеобеспечения (дороги, общественный транспорт, коммунальное хозяйство, учреждения инфраструктуры и т.п.). Таким образом, функции средних субъектов гораздо шире и разнообразнее, чем малых хозяйственных субъектов.

Большой хозяйственный субъект (макроуровень экономики) – это экономика страны в целом. Ее задачами являются обеспечение сбалансированного развития всех средних и малых субъектов, формирование денежного обращения, банковской системы, комплекса отраслей материального и нематериального производства, транспортного сообщения, обороны, полиции и т.д.

Четвертым видом хозяйственных субъектов является мировая экономика – экономика всего мира как единое целое, основанная на международном разделении труда, мировом рынке и других формах международного сотрудничества.

Проблема выбора как центральная проблема экономики.

Хозяйственные субъекты существуют в условиях двух обстоятельств – безграничности потребностей и ограниченности ресурсов для их удовлетворения. Все потребности невозможно удовлетворить в полном объеме. Поэтому постоянно приходится выбирать, как и на какие потребности истратить ресурсы, чтобы с минимумом затрат достигнуть наилучшего результата.

Проблема выбора является центральной проблемой экономики и включает в себя триаду вопросов:

1. что производить (и в каком количестве)

2. как производить (с какими затратами)

3. для кого производить

Критерием правильности выбора является показатель эффективности производства, отражающей соотношение результатов производства и затрат на его осуществление.

Эффективность = результат : затраты

Тема 2. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА.

Простое и капиталистическое товарное производство.

Существует две формы товарного производства:

1. простое товарное производство, при котором практически не используется наемный труд. Основными работниками являются сам собственник предприятия и члены его семьи.

2. капиталистическое товарное производство, основанное на использовании большого количества наемного труда. Собственник предприятия не участвует в трудовом процессе или участвует лишь в управлении предприятием.

Товар и его свойства

В условиях товарного производства результат труда приобретает форму товара.

Товар (по марксистской трактовке) – это продукт или услуга, предназначенный для обмена.

Деньги – это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом всех других товаров.

Функции денег.

Деньги выполняют пять функций, в которых раскрывается их сущность:

1) мера стоимости. Деньги измеряют и соизмеряют стоимость всех товаров. Эту функцию деньги выполняют при установлении цен. Цена – это денежное выражение стоимости.

б) средство обращения. Деньги являются посредником при обмене товаров. На смену бартеру, когда товары обменивались друг на друга по формуле ТОВАР – ТОВАР, приходит товарно-денежный обмен по формуле ТОВАР – ДЕНЬГИ – ТОВАР. Единый акт обмена разбивается на две части – продажу и покупку.

в) средство платежа. Эту функцию деньги выполняют при покупке товаров в кредит, а также при осуществлении нетоварных платежей – уплате штрафов, налогов, выплате пенсий, стипендий и т.п.

г) средство сбережения и образования сокровищ. Благодаря появлению денег люди смогли сберегать и накапливать богатство на долгие годы, что было невозможно в условиях натурального хозяйства. Сбережения – это деньги, которые в данный момент не используются для приобретения товаров и услуг. Сокровища – драгоценности, предметы искусства, антиквариат и другие ценные вещи, которые не утрачивают своей ценности с течением времени.

д) мировые деньги – это деньги как средство международных расчетов. Долгое время ими являлось золото в слитках. В настоящее время это денежные знаки наиболее развитых и крупных государств или межгосударственных сообществ (доллар, евро).

Таким образом, благодаря появлению денег процесс обмена товаров значительно упростился и ускорился, что явилось важным фактором развития всего общественного производства.

М – денежная масса

Превращение денег в капитал

На определенном этапе развития производства и общества деньги превращаются в капитал. Капитал– это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или самовозрастающая стоимость, то есть это деньги или другое имущество, которые используются для получения прибыли.

Капитал находится в постоянном движении, переходит из денежной формы в производительную, затем в товарную и снова в денежную. Это движение называется кругооборотом капитала и выражается в виде следующей схемы:

Деньги (1) –Товар (средства производства и рабочая сила) – Производство – Товар - Деньги (2)

Денежная форма – это деньги, с которых начинается движение (первоначальный капитал) и которыми оно заканчивается. Причем смысл движения состоит в том, чтобы деньги(2) были больше, чем деньги(1). Прибыль = деньги (2) – деньги (1)

Производительная форма – это факторы производства (средства производства и рабочая сила), которые капиталист покупает на свой первоначальный денежный капитал для организации предприятия.

После приобретения факторов производства начинается сам процесс производства, в результате которого создается новый товар, т.е. капитал переходит в товарную форму.

Произведенные товары продаются, и капитал возвращается в денежную форму, принеся своему владельцу прибыль. На этом движение капитала не заканчивается, а начинается снова, и продолжается непрерывно, пока существует предприятие.

Эта схема выражает движение производительного капитала, который занимается производством товаров или услуг (фабрики, заводы, учреждения бытовых услуг, транспорт и т.п.)

Кроме производительного капитала существует торговый капитал, который специализируется на реализации товаров (покупает у одних и продает другим), и ссудный капитал, который товары не производит и не продает, а занимается денежными операциями (банки, фондовые биржи, страховые компании и т.п.)

Понятие собственности.

Обыденное понимание собственности связано с вещью, имуществом, принадлежащим кому-либо. С научной точки зрения имущество, вещи – это не собственность, а только объекты собственности, принадлежащие тем или иным субъектам – собственникам. Собственность представляет собой отношение между людьми по поводу присвоения вещей, прежде всего условий и результатов производства. Оно проявляется в том, что один человек (группа людей) относится к вещи как к своей, а другие люди относятся к ней как к чужой. Таким образом присвоение для одних людей является отчуждением для других

Место собственности в жизни общества огромно. Во-первых, собственность определяет всю систему экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление. Во-вторых, собственность определяет место индивида, социальной группы, класса в жизни общества, от нее зависит экономическая власть, управление производством. В-третьих, существование и многообразие форм собственности приводит к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между ними (выживает и расширяет свое влияние наиболее результативная форма собственности, а выигрывает от этого все общество).

Как экономическое отношение собственность имеет две стороны. Во-первых, собственность – это отношение между людьми по поводу имущества, выражающееся в присвоении этого имущества конкретным лицом и недопустимости посягательств на имущество собственника со стороны других лиц. Во-вторых, собственность – это отношение лица к присвоенному имуществу как к своему, использование его потребительских свойств для извлечения собственной выгоды.

Экономические отношения собственности с древних времен закрепляются правовыми отношениями, определяющими ответственность собственника и защищающими его права. В юридическом отношении право собственности включает в себя право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось.

Право владения – это фактическое обладание имуществом.

Право пользования – это процесс извлечения из имущества полезных свойств и доходов.

Право распоряжения – это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, залог, передача в аренду или доверительное управление (траст)).

Человечество в целом может приумножить материальное содержание своей собственности только посредством преобразования вещества природы, созидательного труда. Однако отдельные люди, группы лиц, нации, государства могут этого достигнуть путем захвата объектов собственности у других людей: воровства, грабежей, войн. Поэтому неудивительно высказывание П.Прудона о том, что собственность есть кража.

Виды рынка.

Возможны следующие классификации рынка (виды рынка)

1) По экономическому назначению (объекту) рынка:

рынки товаров и услуг

рынки труда

рынок ценных бумаг

рынки земли

2) По пространственному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой рынок

3) По характеру продаж:

оптовый

розничный

4)По степени соблюдения законов субъектами рынка:

легальный (официальный)

теневой

5) По степени проявления конкуренции:

Монопольный (конкуренции нет)

Олигопольный (конкуренция между 2-10 крупными фирмами)

рынок монополистической конкуренции (конкуренция между 10-ми, 100-ми небольших фирм)

Рынок свободной (совершенной конкуренции) – теоретическая модель

Черты рынка совершенной конкуренции:

Множество независимых товаропроизводителей

Производится однородная продукция;

Отсутствие барьеров (свободный вход-выход на рынок, т.е. свободный доступ к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества);

Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке;

Наличие полной информации о ценах, качестве и других экономических параметрах;

Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.

Функции рынка.

Рынок, являясь сферой обмена, оказывает большое влияние на производство, способствует его развитию. Это происходит благодаря следующим функциям рынка:

1. Посредническая – рынок разрушает замкнутость производственных единиц, свойственную натуральному хозяйству. Он разъединяет и одновременно связывает производителей и потребителей, устанавливает связи между продавцами и покупателями: позволяет покупателю выбрать оптимального поставщика продукции, а продавцу – найти нужного покупателя. Это происходило сначала в рамках небольшой местности. Со временем границы рынков расширялись все дальше, связывая продавцов и покупателей не только из разных городов, но и из разных стран, позволяя людям пользоваться плодами труда других людей и иметь то, что они никогда бы не имели, если бы не внешняя торговля.

2. Ценообразующая – цена на рынке устанавливается под влияние спроса и предложения

3. Стимулирующая – рынок стимулирует снижение цен, повышение качества товаров и услуг, развитие НТП.

4. Дифференцирующая – рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции сильные остаются, а слабые уходят с рынка.

5. Информационная – рынок дает информацию о ценах, качестве товаров и услуг, ставках заработной платы, новых технологиях, идея, достижениях, расширяет кругозор и многократно увеличивает тем самым возможности развития производства.

6. Регулирующая – рынок регулирует пропорции экономики, диктует всем ее участникам ответ на триаду вопросов проблемы выбора: что, как и для кого производить.

Таким образом, рынок является мощным двигателем экономического прогресса, создающим стимулы и возможности развития как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне всей экономики в целом. Механизм функционирования рынка включает в себя следующие основные инструменты: законы спроса и предложения, конкуренцию (которые будут рассмотрены ниже) и экономические кризисы (о которых речь пойдет в теме «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция»).

Закон спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность в товаре, т.е. не просто желание иметь, а готовность купить данный товар по данной цене в данное время.

Факторы, влияющие на спрос:

1. цена. Чем выше цена, тем меньше спрос на товар при прочих равных условиях - это объективный экономический закон спроса.

2. доходы покупателя. Чем они выше, тем спрос больше.

3. вкусы и предпочтения покупателей, на которые продавцы могут влиять с помощью рекламы, моды

4. наличие товаров-заменителей и цены на них

5. наличие и цены на дополняющие, сопутствующие товары.

6. другие факторы.

Когда мы говорим, что под влиянием какого-либо неценового фактора изменяется спрос в ту или иную сторону, всегда следует добавлять «при прочих равных условиях», поскольку многие факторы в реальности действуют одновременно и разнонаправлено.

Зависимость спроса от цены отражает график спроса. Если изменяются неценовые факторы, то график спроса сдвигается вправо или влево.

Предложение.

Предложение – количество товара, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже по данной цене в данное время.

Факторы, влияющие на предложение:

1. цена. Чем выше цена, тем больше предложение при прочих равных условиях – это закон предложения.

2. технический прогресс. Внедрение новых технологий повышает производительность труда и увеличивает предложение

3. цены на производственные ресурсы. Их рост уменьшает возможности производителей и, соответственно, предложение товаров

4. дотации государства приводят к росту предложения

5. налоги. Их рост является фактором снижает предложение, а снижение налогов стимулирует рост предложения.

6. другие факторы.

Характеризуя влияние каждого неценового фактора на предложение, также следует добавлять «при прочих равных условиях».

Зависимость предложения от цены отражает график предложения. Если изменяются неценовые факторы, то от сдвигается вправо или влево.

Предпринимательский риск.

Предпринимательский риск – это непредсказуемость результата предпринимательской прибыли в условиях изменчивости экономической среды, т.е. это возможность потерь, вызванная непредвиденными факторами.

Факторы предпринимательского риска:

- политические – война, смена политики и ее приоритетов, рост налогов, национализация и т.п.

- стихийные бедствия

- преступность

- недобросовестность партнеров

- изменение конъюнктуры рынка

- общие экономические кризисы

- некомпетентность управления и другие факторы.

В результате действия этих факторов вместо ожидаемой прибыли предприниматель может понести потери и получить убытки. Виды потерь:

- материальные: выход из строя оборудования, порча сырья, товарных запасов

- трудовые: потери рабочего времени из-за простоев оборудования, болезней работников, забастовок, плохой организации труда

- финансовые: штрафы, невозвращенные долги, потери дохода из-за снижения цен и т.п.

Виды предпринимательского риска:

- допустимый, когда возможные потери не больше ожидаемой прибыли

- критический, когда потери могут быть в размере выручки от продажи товаров

- катастрофический, когда возможны потери в размере всего имущества фирмы, а также возможность гибели людей и экологических бедствий.

Итак, риск в предпринимательской деятельности неизбежен. Поэтому предприниматель должен выработать определенную политику в области риска: политику избегания риска, политику принятия риска или политику снижения степени риска. Наиболее часто используется политика снижения риска. Она предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Ее основными методами являются:

1. страхование. Оно не снижает сам риск, но позволяет компенсировать его отрицательные последствия. Внешнее страхование – это передача риска за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование грузов, имущества предприятия, работников от несчастных случаев и т.п. Внутренне страхование – создание специальных фондов для возмещения убытков в пределах самого предприятия. Источником таких фондов является прибыль.

2. диверсификация – процесс распределения средств между объектами, непосредственно не связанными между собой. Различают несколько способов диверсификации:

- диверсификация видов хозяйственной деятельности: вложение средств в развитие производства одновременно нескольких видов товаров или услуг (диверсификация ассортимента), создание филиалов в нескольких регионах и т.п.

- диверсификация поставщиков – разнообразие источников поступления товаров

- диверсификация депозитного портфеля – размещение временно свободных денежных средств в различных банках.

Монополия.

Монополия – это ситуация, когда на рынке существует только одно предприятие-продавец, производящее уникальный товар. В реальной жизни чистая монополия практически не встречается. Монополией считается предприятие, которое доминирует, господствует на рынке, то есть является продавцом преобладающей части товара. Согласно российскому законодательству, монополией признается предприятие, контролирующее 35% рынка.

Пользуясь доминирующим положением, монополия может диктовать цены рынку - устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию и получать за счет этого монополистическую сверхприбыль. Покупатели вынуждены соглашаться с этой ценой, так как у них нет выбора. Они могут незначительно сократить потребление этого товара, но совсем отказаться от продукции монополии не могут.

Образование монополий может происходить разными путями: подавление конкурентов, выпуск новой продукции, не имеющей аналогов, объединение предприятий. Первые монополии возникли на рубеже 19 -20 веков в странах Западной Европы и США. В результате процессов концентрации и централизации капитала возникли крупные предприятия, конкурентная борьба между которыми очень сильно обострилась, нередко приводя к ценовым войнам со всеми их отрицательными последствиями. Эта борьба, в которой гигантские фирмы пытались вытеснить друг друга с рынка, истощала их ресурсы и толкала к сговору: вместо того, чтобы изматывать друг друга борьбой, лучше объединиться и действовать совместными усилиями, не мешая друг другу. Таким образом, конкуренция в ходе своего развития породила свою противоположность – монополии.

Цель возникновения монополий – получение монопольной сверхприбыли, средство достижения данной цели – система монопольных цен: монопольно высоких цен на продукцию монополии и монопольно низких цен на продукцию, покупаемую монополией у других предприятий.

Издержки, их классификация.

Любая хозяйственная деятельность предполагает различные затраты, расходы, которые в экономике называются издержками. В самом общем виде издержки - это вся совокупность затрат фирмы, которые она осуществляет в процессе своей деятельности.

Виды издержек:

1. по сфере деятельности:

а) издержки производства – затраты, которые фирма несет при производстве продукции (затраты на приобретение ресурсов, оплату труда, налоги);

б) издержки обращения (торговли) – затраты торговых предприятий на содержание торговых помещений, оплату труда продавцов, рекламу, хранение товаров и т.п.

2. с точки зрения влияния объема производства фирмы на величину издержек:

В данном аспекте анализа издержек большую роль играет фактор времени. В краткосрочном периоде фирма может изменить лишь некоторые факторы производства (нанять работников, закупить дополнительное сырье материалы), а другие остаются неизменными (оборудование, новые здания). В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменять все факторы производства.

В краткосрочном периоде издержки подразделяются на постоянные и переменные.

а) Постоянные издержки - это затраты, которые НЕ изменяют своей величины с изменением объема выпускаемой продукции (затраты, связанные с эксплуатацией зданий, машин, оборудования (амортизация), некоторые виды налогов, напр. на имущество).

Б) Переменные издержки - это затраты, которые изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции (затраты на приобретение сырья, материалов, оплату электроэнергии, труда).

3. с точки зрения оценки эффективности предпринимательской деятельности:

а) общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек, т.е. все затраты, которое несет фирма на производство продукции. Величину общих издержек сопоставляют с общим доходом, полученным фирмой за соответствующий период. Если общий доход > общих издержек, то фирма имеет прибыль; если общий доход < общих издержек, то – убыток.

Общие издержки = постоянные издержки + переменные издержки

б) средние издержки – затраты на производство одной единицы продукции.

Средние издержки = Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru

Величину средних общих издержек сопоставляют с рыночной ценой на аналогичную продукцию. Если средние издержки < рыночной цены, то фирма имеет прибыль от продажи единицы продукции и наоборот.

Рассчитывают также средние постоянные издержки = Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru и

средние переменные издержки = Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru

Любая фирма заинтересована в снижении издержек, т.к. это дает ей возможность увеличить прибыль. Основными направлениями снижения издержек производства являются: использование в производстве достижений НТП, совершенствование организации производства.

Прибыль.

Совокупность средств, полученных фирмой в результате своей деятельности за определенный период, называется общим доходом. Он включает в себя выручку от реализации продукции, доходы от сдачи имущества в аренду, доход по акциям и другим ценным бумагам, проценты по банковским вкладам и др.

Общая прибыль - разница между общим доходом и общими издержками.

Общая прибыль = общий доход – общие издержки

Если из общей прибыли вычесть налог на прибыль (в РФ он составляет 20%), то останется чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятий и может быть использована на его развитие, на выплату дивидендов акционерам, благотворительность и т.п.

Чистая прибыль = общая прибыль – налог на прибыль

Максимизация прибыли является целью каждого предприятия, основанного на частной собственности.

Пути увеличения прибыли:

1. выбор оптимального объема производства

2. ускорение оборота капитала

3. научно-технический прогресс

4. рациональная организация производства, минимизация потерь и другие факторы.

Подробно эти факторы будут рассмотрены на семинарском занятии.

Рынок труда.

Рынок труда – это совокупность экономических отношений между работниками и работодателями по поводу купли –продажи рабочей силы, а также соответствующими учреждениями, регулирующими отношения в трудовой сфере.

Субъекты рынка труда:

- продавцы рабочей силы (занятые и безработные)

- покупатели рабочей силы – работодатели (физические и юридические лица)

- государство – оно может выступать в качестве работодателя и обязано регулировать и контролировать трудовые отношения. Основными законодательными актами, регламентирующими трудовые отношения, являются Конституция РФ, Трудовой кодекс, законы о занятости населения, о профсоюзах, нормативные акты предприятий.

Объектом рынка труда является рабочая сила – способность человека к труду.

Инфраструктура рынка труда – это биржи труда, бюро по трудоустройству, кадровые агентства.

Большую роль на рынке труда должны играть профсоюзы – добровольные объединения работников, созданные для защиты их социально-трудовых прав.

В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда формируется цена на труд (цена рабочей силы) в виде заработной платы.

Закон спроса на рынке труда: чем выше заработная плата, тем меньше работников наймут работодатели.

Закон предложения на рынке труда: чем выше заработная плата, тем больше работников согласится работать на данном рабочем месте.

Равновесие на рынке труда – это равенство спроса и предложения рабочей силы. Оно достигается при равновесном уровне заработной платы.

Если заработная плата ниже равновесного уровня, то спрос на рабочую силу становится больше предложения, возникает дефицит рабочей силы, и заработная плата приобретает тенденцию к росту. Она может расти до равновесного уровня.

Если заработная плата выше равновесной, то предложение рабочей силы становится больше спроса, возникает избыток рабочей силы (безработица), заработная плата снижается до равновесного уровня.

Экономический рост

Экономический рост можно определить как процесс поступательного развития общественного производства, увеличения его возможностей для удовлетворения потребностей общества.

Основными показателями экономического роста являются рост реального валового внутреннего продукта (валового национального продукта) и рост валового внутреннего продукта (валового национального продукта) на душу населения. Результаты экономического роста проявляются в виде роста предложения товаров и услуг, повышении их качества, в росте уровня и качества жизни населения.

Факторами экономического роста выступают:

- количество и качество природных ресурсов страны

- количество и качество трудовых ресурсов

- производственная мощность предприятий

- развитие науки, образования

- развитие банковской системы и других форм производственных связей

- участие государства в решении экономических проблем

- участие страны в международном разделении труда и другие формы международного сотрудничества

Для осуществления экономического роста необходимо, чтобы экономика страны находилась в состоянии динамического равновесия, т.е. совокупный объем производства обеспечивал обществу такие доходы, чтобы на них можно было купить весь произведенный продукт. В противном случае, часть продукта останется нереализованной, и производство не сможет развиваться дальше.

Безработица.

Структура населения с точки зрения занятости состоит из следующих частей:

Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Трудоспособное население – все, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать. Трудоспособный возраст: женщины 16-55 лет, мужчины – 16-60 лет. Допускается труд несовершеннолетних с 14 лет на особых условиях.

Нетрудоспособное – пенсионеры, дети, инвалиды.

Лица, не относящиеся к рабочей силе – домохозяйки, лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие активный поиск, принципиально не желающие работать, бродяги.

Рабочая сила – совокупность занятых и безработных.

Занятые – все работающие по найму (трудовому договору), в т.ч. неполный рабочий день и неполную рабочую неделю.

Безработные - трудоспособные граждане, которые:

а) не имеют работы и заработка,

б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,

в) ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Существует 2 основных подхода к понятию безработицы:

1) Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу при обычной ставке заработной платы.

Уровень безработицы = Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru

2) Безработица – это нарушение равновесия на рынке труда, при котором предложение рабочей силы превышает спрос на рабочую силу

Причины безработицы:

несогласие работника трудиться за недостаточную с их точки зрения зарплату;

низкая квалификация;

относительно избыточное население по сравнению с достигнутым уровнем национального производства;

спад производства в экономике;

несоответствие имеющейся профессии современной структуре экономики.

применение в производстве все большего числа машин, автоматизированных линий и т.п.

Виды безработицы:

1) Циклическая – это безработица, которая возникает в период экономического спада. Этот вид безработицы является наиболее опасным для экономики, т.к. экономический спад может носить долговременный характер.

2) Структурная – связана с изменением в структуре производства, технологическими изменениями работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяет им найти работу.

3) Фрикционная – связана с краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декрета, переездом. (1-3 месяца)

4) Сезонная – возникает в тех отраслях (сельское хозяйство, строительство, курортный бизнес) в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

5) естественная безработица – это сумма структурной, фрикционной безработицы.

Естественный уровень безработицы – как правило, составляет 6 % от общей численности трудовых ресурсов.

6) Открытая – возникает при официальном увольнении.

7) скрытая – когда люди официально не увольняются, но переводятся на неполную рабочую неделю, впринудительные отпуска, работают без оплаты.

8) добровольная

9) вынужденная

 
  Тема 1. Предмет и методология экономической теории. - student2.ru

В любом обществе безработица связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические издержки: недоиспользование рабочей силы, недопроизводство ВВП. Социальные издержки: потеря квалификации, рост преступности, заболеваемости, алкоголизма, распад семей, общественные и политические беспорядки и т.п. Поэтому государство проводит политику, направленную на обеспечение полной занятости и помощи безработным

Тема 1. Предмет и методология экономической теории.

1. Экономика как сфера хозяйственной жизни.

Экономика – это хозяйство страны, отдельной ее части, группы стран или всего мира в целом, т.е. сфера жизни общества, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Блага – это полезные вещи, услуги – полезные действия, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Некоторые блага человек может получить непосредственно из природы путем прямого присвоения ее вещества (воздух, солнечный свет, лесные ягоды и т.п.), но это лишь малая часть того, что необходимо ему для жизни. Все остальное, в чем нуждаются люди, они должны произвести, преобразовав определенным образом вещество природы. Производство – это процесс создания благ и услуг. Его целевая функция - удовлетворение потребностей людей. Производство состоит из двух сфер: а) материальное производство, в котором создаются материальные блага (промышленность, с/х) и оказываются материальные услуги (транспорт, коммунальные услуги, торговля); б) нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает нематериальные блага (создание духовных ценностей) и нематериальные услуги (образование, здравоохранение). Особенностью современного этапа развития экономики является преобладание непроизводственной сферы, в которой в разных странах занято от 50 до70% населения.

Производство является основой жизни общества и важнейшим процессом, происходящим в экономике. Благополучие людей зависит, степень удовлетворения их потребностей зависит, прежде всего, от развития производства. но также и от других экономических процессов – распределения, обмена и потребления.

Распределение – это выделение доли произведенного продукта и производственных ресурсов каждому участнику экономики. Возможны различные виды распределения: по труду, по потребностям, по вложенному капиталу, по силе, уравнительное. На разных этапах развития общества преобладали те или иные виды распределения и их сочетания, что влияло на возможности развития производства – стимулировало или, наоборот, сдерживало экономический прогресс.

Обмен – это взаимная передача благ или услуг, которая может иметь разные формы: эквивалентный и неэквивалентный обмен, натуральный и товарно-денежный обмен.

Потребление – это процесс использования благ. Оно может быть личным (использование людьми различных вещей для удовлетворения их личных потребностей) и производительным (использование в производстве сырья, станков, электроэнергии и т.п. для создания новых благ и услуг. Производительное потребление это и есть производство.) Потребление может быть также индивидуальным, когда человек и<

Наши рекомендации