Условия возникновения рынка. Функции рынка

Необходимой и безусловной предпосылкой возникновения и существования рынка является товарный характер производства. Т.е. рынок это подсистема общей системы товарного хозяйства. Начало учению о рынке положил А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причина богатства народов» (1776 г.). Согласно этому учению объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Ограниченная производительность – это свойство любого фактора производства: и работника, и орудий труда, и предметов труда и т.д. Ограниченность производительности ресурсов люди преодолевают посредством обмена одного продукта труда на другой.

Таким образом, рыночные отношения возникают из естественного желания людей обмениваться продуктами своего труда с целью удовлетворения самых разнообразных своих потребностей.

Эффект рынка состоит в том, чтобы увеличить возможности всех и каждого в достижении экономических целей. Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Мы помним, что для возникновения товарного производства необходимы два условия, которые также являются и условиями возникновения рынка. Первое - общественное разделение труда и второе - экономическое обособление производителей.

Рынок развивается вместе с развитием товарного произв-ва, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей, все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно, рынок- предст. соб. сферу обмена (обращения), в к-ой осуществляется связь между агентами общественного произв-ва в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, произв-ва и потребления.

Субъектами рынка явл-ся продавцы и покупатели. Продавцами и покупателями выступают домохозяйства, фирмы (п/п-тия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели и как продавцы.

Объектами рынка явл-ся товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы произв-ва (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых явл-ся сами деньги.

Главный мотив экономического поведения людей в мире – получение личного дохода. Рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:

- эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;

- свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;

- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

Функции рынка. Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни и выполняют ряд существенных функций

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отра­жение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвиж­ная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».

Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Наши рекомендации