Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»
В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие модели базируются на определенных допущениях, условностях.Анализ в условиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют ответить на вопрос: что будет, если?
При анализе чувствительности можно, например, получить ответ на вопросы: какова будет прибыль, если объемные показатели отклоняются от запланированных? какая будет прибыль, если удельные переменные затраты вырастут на 10%?
Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей между выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера).
Каждая организация стремится максимизировать прибыль, но невозможно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально возможную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реализации (см. пример) ввести кривую спроса:
Оптимальная цена
Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем производства, позволяющий организации получать максимальную прибыль. В данном примере это объем, равный 700 ед. продукции.
Маржинальная прибыль
Более простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли.Маржинальная прибыль — превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальная прибыль — это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:
МП=ВР-ПЗ,
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину прибыли:
П=МП-ФЗ.
Маржинальная прибыль за вычетом постоянных затрат = прибыль
Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в которой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение для критической точки в единицах продукции будет следующее:
(МП на единицу · КТ в единицах) - ФЗ = 0.
Преобразуя это уравнение, мы получим следующие равенства:
1. МП на единицу • КТ в единицах = ФЗ.
2. МП на единицу • КТ в единицах: МП на единицу = ФЗ: МП на единицу.
3. КТ в единицах = ФЗ: МП на единицу.
Для нашего примера:
КТ в единицах = 20 000: (90 - 50) = 20 000:40 = 500.
Планирование прибыли
Анализ величин в критической точке с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности деятельности организации. Бухгалтер может для различных альтернативных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли.
Для иллюстрации использования анализа величин в критической точке при планировании прибыли рассмотрим пример.
Пример. Компания желает получить в следующем году прибыль 10 000 ДЕ. Переменные затраты составляют 50 ДЕ за единицу; постоянные — 20 000 ДЕ в год; продажная цена — 90 ДЕ за единицу.
Каков должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли?
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
90Х=50Х+20000+10000;
40Х=30000;
Х=750(ед.).
Проверим наши вычисления, подставив все данные в уравнение:
ВР=ПЗ+ФЗ+П,
или
(750.90) - (750 • 50) - 20 000 = = 67 500 - 37 500 - 20 000 = 10 000 (ДЕ).
Категория маржинальной прибыли также может быть использована для планирования прибыли. Чтобы сделать это, мы добавим прибыль в числитель уравнения для критической точки:
целевой объем продаж в единицах = (ФЗ + П): МП на единицу.
Для нашего примера:
целевой объем продаж в единицах = (20 000 +10 000). (90 - 50) = =30000:40=750(ед).
Для того чтобы определить целевой объем продаж в ДЕ, нужно разделить постоянные затраты плюс прибыль на процент маржинального дохода. Процент маржинального дохода рассчитывается делением маржинального дохода на единицу на продажную цену единицы продукции.
Для нашего примера:
МП (%) = 40 ДЕ: 90 ДЕ = 0,44444 = 44,444 (%).
Целевой объем продаж = (ФЗ + П): МП (%) = 30 000:0,44444= =67501(ДЕ).