Эстетика естественной и искусственной среды
Эстетические аспекты природной среды, социальной действительности, образа жизни, зрелища, виртуальной реальности и т.д.
Эстетическая культура. Эстетическое воспитание
Теория и история эстетического воспитания. Формы, методы, направления эстетического воспитания; отдельные системы эстетического воспитания и др.
Эстетическое воспитание в семье, в образовательных и культурно- досуговых учреждениях см. в соответствующих подразделениях 7.
88 Психология
Основные деления
88.1 История психологии
88.2 Общая психология
88.3 Психология личности
88.4 Психология развития и возрастная психология
88.5 Социальная психология
88.6 Педагогическая психология
88.7 Медицинская (клиническая) психология
88.8 Психология труда и профессиональной деятельности
88.9 Практическая (прикладная) психология
88 Психология
История психологии
Под индексом 88.1 собирается литература общего характера по истории развития психологической мысли в целом, в отдельные периоды, в отдельных странах; школы и направления, персоналии психологов и их общие труды по психологии, а также литература о психологических взглядах философов, ученых, деятелей культуры и искусства.
История отдельных отраслей психологии, исследования психики с позиций отдельных школ и направлений см. в соответствующих подразделениях 88.2—88.9.
Общая психология
Развитие и эволюция психики. Зоопсихология и сравнительная психология. Общая психофизиология: функциональная асимметрия мозга, высшая нервная деятельность и психика и др.
Психофизиология отдельных психических процессов и состояний, видов деятельности, свойств личности, патологических явлений психики см. под индексами отдельных психических процессов и состояний, видов деятельности, свойств личности, патологических явлений психики. Например: психофизиология внимания см. 88.25.
• Развитие психики в онтогенезе см. 88.4
• Историческая психология см. 88.54
Психические процессы
Познавательные (когнитивные) процессы: сенсорные (ощущения и восприятие), память, мышление и речь, воображение (фантазия), внимание. Эмоциональные и волевые процессы. Качества, средовые и субъективные факторы, нарушения, регуляция психических процессов и др.
Проявления психических процессов в отдельных видах деятельности см. под индексами соответствующих видов деятельности. Например: мышление и речь в деятельности человека-оператора см. 88.8.
Психология деятельности и поведения
Движения и физические действия, психомоторные действия, умения и навыки, сознательная деятельность, научение, поведение и деятельность, мотивация, регуляция деятельности, поведения. Виды деятельности: игра, чтение и др.
• Психология игры детей см. 88.41
• Учебная деятельность, психология обучения детей и взрослых см. 88.6
• Психология труда и творчества см. 88.8
Психология состояний
Активность, утомление, сон и др. Стресс и экстремальные состояния-: управление стрессом, совладающее поведение, виды стрессов и др. Клиническая смерть, отношение к смерти (танатопсихология). Измененные состояния психики: воздействие на психику наркотических средств, алкоголя, психологическое воздействие (гипноз, внушение и др.), психологическая защита. Парапсихологические явления, экстрасенсорика, телекинез, телепатия и др. Оккультизм и бессознательное в психике человека, состояние транса, зомбирование и др.
Стресс и экстремальные состояния в отдельных видах деятельности см, под индексами соответствующих видов деятельности. Например: влияние психической напряженности на врачебную деятельность см. 88.7.
Психология личности
Дифференциальная психология, типология личности. Биологические и средовые факторы формирования индивидуальности. Психогенетика, дифференциальная психофизиология. Предметный мир, виртуальная среда, социальное пространство, экология сознания и поведения и др. Индивидные характеристики личности; проявления индивидных свойств в особенности регуляции поведения, тендерная психология, пол и тендер, психологи женщины и мужчины, темперамент. Индивидуальные качества личности; направленность личности, потребности, мотивы, цели, интересы, установки; способности, талант, гениальность, характер. Человек как личность: самосознание, идентичность, Я-концепция, внутриличностные конфликты, развитие и рост личности, самоактуализация и самореализация в различных видах деятельности, жизненный путь и кризисы развития личности.
Под индексом 88.3 собирается также литература общего характера по акмеологии.
Проявления свойств личности в отдельных видах деятельности см. под индексами соответствующих видов деятельности. Например: взаимовлияния личности и профессии см. 88.8.
Психология отдельных возрастных периодов см. в соответствующих подразделениях 88.4.
Социально-психологические проблемы личности, опосредованные ее включением в социальные общности, см. в соответствующих подразделениях 88.5.
• Социализация личности см. 88.53
• Психология сексуальных отношений см. 88.57
• Патопсихология нарушений личности см. 88.7