Эстетика естественной и искусственной среды

Эстетические аспекты природной среды, социальной действительности, образа жизни, зрелища, виртуальной реальности и т.д.

Эстетическая культура. Эстетическое воспитание

Теория и история эстетического воспитания. Формы, методы, направления эстетического воспитания; отдельные системы эстетического воспитания и др.

Эстетическое воспитание в семье, в образовательных и культурно- досуговых учреждениях см. в соответствующих подразделениях 7.

88 Психология

Основные деления

88.1 История психологии

88.2 Общая психология

88.3 Психология личности

88.4 Психология развития и возрастная психология

88.5 Социальная психология

88.6 Педагогическая психология

88.7 Медицинская (клиническая) психология

88.8 Психология труда и профессиональной деятельности

88.9 Практическая (прикладная) психология

88 Психология

История психологии

Под индексом 88.1 собирается литература общего характера по истории развития психологической мысли в целом, в отдельные периоды, в отдельных странах; школы и направления, персоналии психологов и их общие труды по психологии, а также литература о психологических взглядах философов, ученых, деятелей культуры и искусства.

История отдельных отраслей психологии, исследования психики с позиций отдельных школ и направлений см. в соответствующих подразделениях 88.2—88.9.

Общая психология

Развитие и эволюция психики. Зоопсихология и сравнительная психология. Общая психофизиология: функциональная асимметрия мозга, высшая нервная деятельность и психика и др.

Психофизиология отдельных психических процессов и состояний, видов деятельности, свойств личности, патологических явлений психики см. под индексами отдельных психических процессов и состояний, видов деятельности, свойств личности, патологических явлений психики. Например: психофизиология внимания см. 88.25.

• Развитие психики в онтогенезе см. 88.4

• Историческая психология см. 88.54

Психические процессы

Познавательные (когнитивные) процессы: сенсорные (ощущения и восприятие), память, мышление и речь, воображение (фантазия), внимание. Эмоциональные и волевые процессы. Качества, средовые и субъективные факторы, нарушения, регуляция психических процессов и др.

Проявления психических процессов в отдельных видах деятельности см. под индексами соответствующих видов деятельности. Например: мышление и речь в деятельности человека-оператора см. 88.8.

Психология деятельности и поведения

Движения и физические действия, психомоторные действия, умения и навыки, сознательная деятельность, научение, поведение и деятельность, мотивация, регуляция деятельности, поведения. Виды деятельности: игра, чтение и др.

• Психология игры детей см. 88.41

• Учебная деятельность, психология обучения детей и взрослых см. 88.6

• Психология труда и творчества см. 88.8

Психология состояний

Активность, утомление, сон и др. Стресс и экстремальные состояния-: управление стрессом, совладающее поведение, виды стрессов и др. Клиническая смерть, отношение к смерти (танатопсихология). Измененные состояния психики: воздействие на психику наркотических средств, алкоголя, психологическое воздействие (гипноз, внушение и др.), психологическая защита. Парапсихологические явления, экстрасенсорика, телекинез, телепатия и др. Оккультизм и бессознательное в психике человека, состояние транса, зомбирование и др.

Стресс и экстремальные состояния в отдельных видах деятельности см, под индексами соответствующих видов деятельности. Например: влияние психической напряженности на врачебную деятельность см. 88.7.

Психология личности

Дифференциальная психология, типология личности. Биологические и средовые факторы формирования индивидуальности. Психогенетика, дифференциальная психофизиология. Предметный мир, виртуальная среда, социальное пространство, экология сознания и поведения и др. Индивидные характеристики личности; проявления индивидных свойств в особенности регуляции поведения, тендерная психология, пол и тендер, психологи женщины и мужчины, темперамент. Индивидуальные качества личности; направленность личности, потребности, мотивы, цели, интересы, установки; способности, талант, гениальность, характер. Человек как личность: самосознание, идентичность, Я-концепция, внутриличностные конфликты, развитие и рост личности, самоактуализация и самореализация в различных видах деятельности, жизненный путь и кризисы развития личности.

Под индексом 88.3 собирается также литература общего характера по акмеологии.

Проявления свойств личности в отдельных видах деятельности см. под индексами соответствующих видов деятельности. Например: взаимовлияния личности и профессии см. 88.8.

Психология отдельных возрастных периодов см. в соответствующих подразделениях 88.4.

Социально-психологические проблемы личности, опосредованные ее включением в социальные общности, см. в соответствующих подразделениях 88.5.

• Социализация личности см. 88.53

• Психология сексуальных отношений см. 88.57

• Патопсихология нарушений личности см. 88.7

Наши рекомендации