Методы распределения косвенных затрат
Косвенные затраты – это такие затраты, которые возникают по отношению ко всему производству в целом, поэтому возникает проблема распределения этих затрат между видами продукции. Косвенные затраты называются косвенными, потому что они включаются в себестоимость продукции косвенными методами (пропорционально какой-либо базе распределения). Различают несколько баз распределения:
1) пропорционально материальным затратам (как правило, таким образом распределяются транспортные расходы на доставку сырья и материалов);
2) пропорционально основной заработной плате основных производственных рабочих. Данный метод на промышленных предприятиях является самым распространенным. Например, таким образом распределяются цеховые расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общезаводские расходы;
3) пропорционально производственной себестоимости. Таким образом распределяются внепроизводственные расходы.
Данные три метода в той или иной мере используются на всех предприятиях. Данные методы очень простые, информация для их использования может быть получена из данных традиционного бухгалтерского учета. Однако такой подход дает искаженное представление о финансовом результате и не отражает реального возникновения накладных расходов. Любой из методов предполагает списание большей части накладных расходов на те изделия, где база распределения больше. Для примера рассмотрим два вида продукции:
– первый вид – это трудоемкая продукция, где значительный удельный вес занимают ручные работы, следовательно, затраты на оплату труда будут высокие;
– второе – это капиталоемкая продукция, при производстве которой используется большое количество оборудования, а затраты на оплату труда будут меньше.
Однако если в качестве базы распределения будет использоваться основная заработная плата основных производственных рабочих, то бόльшая часть накладных расходов будет списана на трудоемкое изделие, хотя бόльшая часть накладных расходов фактически возникла по второму изделию. Данный пример говорит о том, что эти методы простые, но не точные;
4) пропорционально отработанным коэффициенто-станко-часам (машиночасам). Данный метод предполагает:
– учет отработанного времени каждой единицей оборудования;
– учет категории ремонтной сложности оборудования (КРС).
Произведение этих двух факторов дает отработанные коэффициенто-станко-часы (КСЧ):
где – время, отработанное каждой единицей оборудования; n – количество оборудования в целом; КРСi – категория ремонтной сложности оборудования.
При этом категория ремонтной сложности определяется по технической документации на оборудование и отражает, во сколько раз «сложнее отремонтировать данное оборудование по сравнению со столярным столом, категория ремонтной сложности которого равна 1». То есть чем больше категория ремонтной сложности, тем более сложным и совершенным является оборудование.
Для учета отработанного времени необходимо организовывать специальный учет. При этом
что соответствует понятию «стоимость одного коэффициенто-станко-часа» (С1КСЧ). При расчете себестоимости единицы продукции накладные расходы (НР) будут рассчитываться по формуле:
В целом данный метод считается более точным, но и наиболее трудоемким и требует организации дополнительного учета отработанного времени и категории ремонтной сложности;
5) распределение накладных расходов пропорционально доле выручки от реализации или доле в маржинальном доходе. Данный метод больше соответствует системе «Директ-кост». Как правило, накладные расходы распределяются между видами продукции не до начала реализации, а уже после реализации. В этом случае бóльшая часть накладных расходов списывается на те изделия, которые в выручке от реализации имеют наибольший удельный вес. Если изделие изначально не пользуется спросом, то на него списывается минимальная часть постоянных затрат или постоянные затраты вообще равны нулю, следовательно, такое изделие можно продавать по цене, равной переменным издержкам.
Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).
Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:
· Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
· Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.
Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.
Введем обозначения:
VC | — | переменные затраты. |
FC | — | постоянные затраты. |
P | — | цена за шт. |
AVC | — | средние переменные затраты (на единицу продукции). |
Qбезуб | — | точка безубыточности в натуральном выражении. |
TC все затраты
VR выручка.
Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):
Qбезуб = FC / (P - AVC) (шт)
TC = VC + FC
CVP-анализ
· Ключевая задача CVP-анализа – понять, из чего складываются затраты компании и как на них отразится принятие того или иного управленческого решения.
· CVP-анализ – один из самых эффективных способов планирования, прогнозирования и управления деятельностью предприятия. Также CVP-анализ может быть положено в основу ценообразования.
· анализ по схеме «затраты-объем-прибыль», также используются названия «операционный анализ» и «анализ безубыточности».
· CVP-анализ – это элемент управления финансовым результатом через точку безубыточности, то есть такую точку, в которой расходы на производство и реализацию продукции полностью компенсируются доходами. Или, иными словами, анализ связи затрат, объема производства и прибыли. Эта связь может быть представлена в качестве формулы:
· Прибыль = Доходы – Расходы = Цена х Объем производства – Переменные расходы – Постоянные расходы.
29. Маржинальный доход. Управление ассортиментом выпускаемой (продаваемой) продукции на основе маржинального дохода.
Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора продукции, позволяющей удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Основные направления формирования ассортимента:
o Сокращение ассортимента
o Расширение ассортимента
o Стабилизация ассортимента
o Обновление ассортимента
o Совершенствование ассортимента
o Гармонизация ассортимента
Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы.
В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа - изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.
Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.