Ценовая политика предприятия
Для каждого предприятия основным принципом ценообразования является возмещение затрат предприятия на производство и реализацию его продукции и получение достаточной величины прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство и решение социальных задач коллектива предприятия.
Величина прибыли зависит не только от уровня издержек производства, но и от уровня цены и объемов реализации продукции на рынках ее сбыта. Однако если величина издержек производства в основном зависит от эффективности работы коллектива, то уровень цен реализации продукции и объемы ее реализации зависят от ситуации, складывающейся на рынке сбыта и эффективности работы предприятия по производству и сбыту своей продукции.
Следовательно, реализация основного стремления предприятия -получение максимально возможной величины прибыли, требует не только всемерного роста эффективности производства, но и осуществления определенной, целенаправленной политики и усилий в сфере сбыта продукции предприятия.
Конкретное содержание этих усилий зависит от технико-эконо-мическогб состояния и финансового положения предприятия, ситуации, складывающейся на рынках сбыта продукции, и поставленных перед предприятием задач. Они могут быть следующими:
□ для нерентабельного или низкорентабельного предприятия -обеспечение рентабельной работы с целью избежания банкротства;
□ для рентабельно работающего предприятия - всемерное увеличение прибыли либо достижение определенной величины с целью реализации запроектированной инвестиционной программы;
п для рентабельно работающего предприятия - обеспечение устойчивой работы предприятия на перспективный календарный период и вытеснение конкурентов с предпочтительных для предприятия рынков сбыта своей продукции.
При выработке ценовой политики цена должна рассматриваться не только как фактор прямого изменения прибыли на единицу продукции предприятия, но и как фактор, непосредственно влияющий на величину спроса на товар. Ее уровень должен основываться не только на производственных и экономических возможностях предприятия-поставщика, но и на возможностях и условиях функционирования рынка сбыта этой продукции.
При анализе и оценке собственных издержек производства предприятие должно исходить из сопоставления с издержками производства других поставщиков аналогичной продукции, являющихся субъектами рынков сбыта продукции данного предприятия. При этом необходимо учитывать и оценивать различия по качеству продукции, а также различия в затратах по транспортировке товаров от производителя к потребителю. Подобный анализ позволит оценить степень возможной конкурентоспособности продукции предприятия на рынках сбыта и определить резервы конкурентоспособности других поставщиков аналогичной продукции.
При анализе своих возможностей на рынке сбыта продукции предприятие может использовать разнообразные стратегии достижения поставленных целей. Примеры таких стратегий следующие: оптимизации географии сбыта продукции с учетом затрат потребителей на транспорт; осуществление массовых продаж в комбинации с применением дифференцированных цен в зависимости от объемов заказов; использование долгосрочных договоров на поставку товара в сочетании с применением системы гибких цен; дифференциация цен в зависимости от качества товара, сроков оплаты за полученный товар и других условий договора; применение стратегии низких цен с компенсацией потерь за счет существенного роста объема поставок; применение стратегии снижения цен с целью вытеснения конкурентов с рынков сбыта своей продукции.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ
Ценообразование на продукцию предприятий горно-добывающих отраслей имеет ряд особенностей. Они являются следствием характера горно-добывающего производства. Основные из них следующие.
1. Горно-добывающие отрасли промышленности характеризуются наличием значительного количества однотипных предприятий, добывающих продукцию одинакового назначения. Причем каждое из этих предприятий работает в индивидуально присущих ему горно-геологических и климатических условиях. У предприятий различна величина запасов полезного ископаемого, мощность разрабатываемых пластов или рудной залежи, различна глубина разработки, угол падения пластов или рудных тел, обводненность, загазованность месторождения; различна крепость вмещающих пород и т.п. Следствием этого являются существенные различия в издержках производства конкретных предприятий на добычу практически одинаковой продукции.
Так, если в обрабатывающих отраслях промышленности колебания издержек производства на изготовление одинаковой продукции различными предприятиями, являясь следствием различий в Уровне развития их производительных сил и частично местоположения, достигают десятков процентов, такие колебания в горно-добывающей промышленности достигают пяти-, десятикратного изменения их уровня.
Помимо различий в условиях добычи, полезные ископаемые отличаются своим качеством. Причем взаимосвязи между условиями добычи и качеством продукции не прослеживается.
Изложенные обстоятельства усложняют ценообразование на продукцию горно-добывающей промышленности.
2. Особенностью горно-добывающей промышленности является то, что ее предприятия разрабатывают певозобиовляемые запасы полезных ископаемых (в отличие от лесных, рыбных и сельскохозяйственных ресурсов). По мере выемки запасов необходимо расходовать материальные, трудовые и денежные ресурсы для поиска и разведки новых месторождений полезных ископаемых, расположенных зачастую уже в более отдаленных районах и имеющих более сложные условия залегания. Все это приводит к дополнительным затратам, росту издержек производства и усложнению формирования цен.
3. Горно-добывающие отрасли обеспечивают народное хозяйство страны материальными и топливно-энергетическими ресурсами. В силу этого уровень и оптимальность цен на различные виды продукции этих отраслей оказывают непосредственное влияние на уровень тарифов и цен на электроэнергию, теплоэнергиго, металл, металлоизделия, строительные материалы, на продукцию химической промышленности и других отраслей.
Учитывая значительную роль цен на продукцию горно-добыва-ющих отраслей в формировании издержек производства всех отраслей и предприятий народного хозяйства страны, цены на продукцию горно-добывающих отраслей должны прямо или косвенно регулироваться государством.