Вопрос 1. Исторический Экскурс
Все достижения менеджмента приходили в Россию с Запада и внедрялись всегда крайне непоследовательно. Не существует признанных отечественных достижений в области менеджмента (нобелевский лауреат по экономике 1975 г. Л. Канторович не в счет, поскольку он не менеджер, не экономист, но математик!).
Всегда существовала стойкая тенденция внедрять западную технику и технологию и не внедрять западную культуру и отношение к делу.
Подъем промышленности, экономики и предпринимательства начался в период царствования Алексея Михайловича (первая половина XVII в.) и достиг своего апогея при Петре I. Увеличение объемов производства в военно-промышленном комплексе сопровождалось дикими методами управления: создавались казенные заводы, к ним приписывались посессионные крестьяне («людишки»), которые, будучи крепостными, обязаны были старательно трудиться. Практически современная для того времени технология сочеталась с рабским трудом. То же было и на крупных частных заводах типа демидовских. Доля наемного труда свободных тружеников оставалась незначительной.
После освобождения крестьян в 1861 г. в России стал интенсивно развиваться капиталистический способ производства на основе наемного труда. Но до применения принципов научного менеджмента все-таки не дошло: исследователи дореволюционного периода отмечают, что отношения между рабочими и предпринимателями были очень проблемными.
В начале XX в. прогрессивные российские общественные деятели отмечали следующие особенности российского производства, торговли и трудовой деятельности россиян.
И. X. Озеров, профессор Императорского Московского университета, член Государственного совета Российской империи, пишет: «На наших фабриках и заводах нередко придерживаются... правила: если рабочий при сдельной работе начинает больше зарабатывать (благодаря своей энергии, ловкости), то ему понижают расценку и тем самым отбивают у рабочего желание поднять производительность своего труда». Это положение диаметрально противоположно взгляду на труд и его оплату современников И. X. Озерова, представителей научного менеджмента, например Ф. У. Тейлора.
Следует отметить, что и государственная власть не считала нужным создавать социальную базу для развития наемного труда и становления предпринимательства, развития рационального производства, характерного для индустриального общества. Только в этих условиях мог бы эффективно применяться и развиваться научный менеджмент Ф. Тейлора. Имперское государство, преследуя прежде всего политические цели, мало заботилось о развитии отечественной промышленности за исключением, как бы сейчас сказали, ВПК — военно-промышленного комплекса. Частные же заводы даже в канун Первой мировой войны не имели необходимого уровня технологической культуры. Проблематично было разместить на частных заводах заказы на изготовление, к примеру, стрелкового оружия.
А развитие предпринимательства как основы позитивных социальных изменений российскую государственную власть вообще не интересовало никогда. В результате в нашем отечестве так и не сложился массовый тип цивилизованного культурного предпринимателя - менеджера.
Д. И. Менделеев по этому поводу писал следующее: «В былое время все чисто промышленные предприятия, от добычи руд до железных дорог, закреплялись за казною. Потом государством вызывались и особо поощрялись крупные промышленники, а общих условий и требований промышленности еще не было как ныне. И поныне промышленники страшатся монополий, даже скрытых, полной беззащитности своих важнейших интересов, налогов, специально накладываемых на все, успевшее сколько-либо окрепнуть и подешеветь, неустойчивости таможенных и всяких промышленных принципов, зависимости от каприза железнодорожных компаний, словом - боятся отсутствия системы, необходимой для вызова промышленных успехов страны. Наша промышленность еще не чувствует твердой государственной почвы под своими ногами».
Низкий уровень технологической культуры на российских предприятиях способствовал отставанию России от западных стран и по производительности труда - важнейшему обобщающему показателю, который характеризует не только совершенство технологии, но и уровень менеджмента. Так, Н. Каблуков приводит следующие данные.
И в последующие годы промышленного подъема этот разрыв существенно не сократился. Средняя заработная плата русского рабочего составляла лишь четвертую часть зарплаты английского рабочего, в то время как продукты питания в России стоили значительно дороже, чем в Европе.
В России в период перехода к индустриальному обществу (конец XIX - начало XX в.) стали в полной мере проявляться сложившиеся в течение столетий специфические отношения в системе «руководитель-подчиненный». На преимущественно азиатский способ производства накладывались черты западной цивилизации, в том числе и в менеджменте.
В результате получилось весьма своеобразное сочетание западной формы и азиатского содержания, определяющее состояние российского менеджмента в XX в.
. Гвоздев, фабричный инспектор: «Русский фабрикант считал себя благодетелем рабочих, самым умным человеком, однако на самом деле был хамом с луженой глоткой». Какого менеджмента можно было ожидать от такого, с позволения сказать, менеджера? Отличительной чертой отечественного фабриканта, как отмечает С. Гвоздев, была мелочность, скупость, невнимание к недостаткам, приносящим огромные убытки. С. Гвоздев также пишет о крайне плохих условиях труда и быта рабочих даже на лучших фабриках Российской империи.
Таким образом, в начале XX в. в России не сформировалось в практически значимых масштабах предпосылок для восприятия идей научного менеджмента - самой прогрессивной на тот момент идеологии менеджмента.
А потом грянула революция...
После Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны трудовые отношения на национализированных предприятиях были далеки от большевистской идиллии. Предполагалось (по В. И. Ленину), что российский человек, будучи плохим работником при капитализме, будет хорошим при социализме, когда он работает не на хозяина, а на себя в лице государства и общества. Однако ситуация складывалась по-другому. Для подъема разрушенной войной экономики требовался напряженный труд в производстве. Это обстоятельство вступало в противоречие с идеологическим тезисом большевиков: пролетариат (производственные рабочие) при социализме - привилегированный класс. Напряженный труд - сомнительная привилегия. Возникала коллизия между идеологической трактовкой пролетариата как самого привилегированного класса при социализме и необходимостью интенсивно и напряженно трудиться. В определенный период (20-30-е гг. XX в.) большевики (с подачи В. И. Ленина) выдвинули лозунг, призывающий взять у капитализма все лучшее, в том числе и научный менеджмент, для того чтобы сделать труд производственного рабочего более рациональным и менее утомительным. Научный менеджмент (по В. И. Ленину - «потогонная система», тейлоризм) использовался на советских предприятиях и получил название научной организации труда (НОТ). Но проблема отсутствия гармонии между человеком и трудом осталась. Ее пытались закамуфлировать с помощью идеологии, но факт остается фактом: при социализме работник подвергался большей эксплуатации (по соотношению между интенсивностью труда и заработком), чем при капитализме. Особенно это характерно для сталинской эпохи, печально известной очень жесткими мерами по отношению к нарушителям трудовой дисциплины.
Со временем (послевоенный период, 60-70-е гг. XX в.) повышать степень интенсивности труда стало все труднее, успехов в механизации и автоматизации не наблюдалось и пришлось переходить к материальному стимулированию, отстав от Ф. У. Тейлора примерно на 100 лет.
Научного менеджмента по Тейлору никак не получалось, поэтому до сих пор представления большинства руководителей о порядке на производстве не простираются дальше тейлоровского идеала, который соответствовал стадии индустриального общества.
Чтобы понять ту концептуальную основу, на которой развивается современный российский менеджмент, необходимо иметь представление об общем контексте экономической и производственной жизни в СССР. В XX в. (1917-1991 гг., социалистический период) жизнь России и входящих тогда в состав СССР союзных республик (ныне суверенных государств) проходила в условиях командной,или плановой,экономики.
В результате Октябрьской революции 1917 г., как известно, к власти пришли большевики, которые с точки зрения экономики и организации производства исповедовали идеологию К. Маркса, все зло жизни видевшего в наличии частной собственности на средства производства, которая порождает эксплуатацию трудящихся и лежит в основе экономического и социального неравенства людей. Большевики ликвидировали институт частной собственности путем ее экспроприации - безвозмездного отчуждения в пользу общества (а потом выяснилось, что в пользу государства...). Промышленные предприятия, объекты инфраструктуры перешли в общественную собственность. В конце концов в СССР осталось два вида собственности: общественная(государственная и колхозно-кооперативная) и личная(личное имущество граждан). Регулятором экономики в этих условиях был директивный план как система команд. Государственное предприятие получало от государственных плановых органов задания по выпуску продукции в соответствии со своей специализацией. Предприятие могло самостоятельно выпускать так называемые товары широкого потребления из отходов основного производства (металлургический комбинат — чугунную посуду, мебельная фабрика — разделочные доски, оборонное предприятие — что угодно). Но на выпуск этих товаров, в конце концов, тоже устанавливался план. Основная задача предприятия состояла не в том, чтобы произвести товар, пользующийся спросом на рынке, и выгодно продать его, а в выполнении установленного сверху плана. Если план не выполнялся, то применялись санкции к директору предприятия (в так называемый «сталинский» период, 1930-1953 гг.) или корректировался план в сторону уменьшения («хрущевский» и особенно «брежневский» период, 1953-1985 гг.). После корректировки план считался выполненным, а предприятие получало премию. Предприятие было не заинтересовано выпускать продукцию высокого качества, поскольку с него спрашивали за количество (так называемый «план по валу»). Поэтому все потребительские товары, от посуды до автомобилей, были, как правило, плохого качества. О случаях производства высококачественной или конкурентоспособной на мировом рынке продукции писали в газетах и рассказывали по телевизору как о большом достижении.
В таких условиях сложился весьма специфический менеджмент. Командная система предполагает жесткую иерархию, поскольку команды должны проходить сверху вниз, беспрекословно выполняться. Поэтому появилась так называемая административно-командная система, вертикаль. Никаких других форм управления и взаимоотношений между начальниками и подчиненными не нужно, и их в командной системе нет. Вместе с тем государство считалось рабоче-крестьянским, поэтому идеологически всегда подчеркивалось, что рабочие - это люди первого сорта, они творчески относятся к делу, проявляют инициативу, только и думают о том, как выполнить и перевыполнить план (т. е. соответствуют критериям человека первого класса по Тейлору или теории Y по МакГрегору). Права рабочих защищал профсоюз, куда все вступали поголовно и добровольно-принудительно. Защита прав рабочих заключалась в основном в том, что администрация никак не могла уволить лодыря, пьяницу, прогульщика, поскольку считалось, что «за человека надо бороться». Таких надо было перевоспитывать, и отвечал за это менеджер, руководитель. В условиях всеобщей незаинтересованности в результатах труда на предприятиях существовала огромная избыточность рабочей силы: предприятие держало значительно больше сотрудников, чем надо при нормальной организации труда и производства. Это обеспечивало всеобщую занятость как основное социальное завоевание социализма.
Кроме того, при советской власти в нашей стране произошло становление такого феномена, как этатизация (огосударствление) труда. Это проявлялось в том, что труд был так же, как и собственность, присвоен государством. В условиях командной или плановой экономики человек, достигший трудоспособного возраста, по закону обязанбыл трудиться. Нельзя было нигде не работать, такой человек преследовался по закону и мог быть осужден в уголовном порядке (тунеяд ство). То есть здоровый человек трудоспособного возраста привлекался к труду принудительно.
Общественно полезным считался труд на государственном предприятии или в колхозе (формально негосударственное предприятие, но план колхозу тоже устанавливался). На предприятии труд регламентировался достаточно жестко (формальными регламентами), но на фоне социалистического разгильдяйства можно было работать в целом плохо. В колхозе по-прежнему использовалось неэкономическое принуждение к труду, характерное для феодальной экономической формации.
Вопрос 2. Наследие командной, или плановой, экономики в контексте менеджмента
Итоги развития России в условиях плановой, или командной, экономики противоречивы. Безусловно, прошла модернизация национальной экономики (индустриализация 30-х гг.), Россия приобрела новые возможности для реализации своих великодержавных устремлений. Абсолютными достижениями национальной экономики (которые невозможно оспорить) стали лидерство в освоении космоса (середина 50-х — конец 60-х гг. XX в.) и лидерство, а точнее паритет, в разработке и производстве вооружений (весь послевоенный период вплоть до настоящего времени). С точки зрения менеджмента эти успехи основаны не на гуманизации отношений в сфере производства и управления (послевоенная тенденция в мировом менеджменте), а, наоборот, в наращивании силового воздействия на персонал, причем не только через систему управления производством, но и по идеологической линии, через партийные организации правящей и единственной коммунистической партии. От жесткого дедлайна, установленного партийными органами, страдали такие великие ученые и талантливые менеджеры, как С. П. Королев (космическая техника), А. Н. Туполев (самолеты), И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон (ядерное оружие), не говоря уже о тысячах директоров заводов, для которых частой причиной смерти становился инфаркт на рабочем месте после телефонного разговора с инструктором горкома КПСС или партаппаратчиком более высокого уровня. В результате сложилась достаточно жесткая и даже жестокая административно-командная система,которая определенным образом воспитывала и рядовых сотрудников (по-советски: трудящихся), и менеджеров (по-советски: руководителей). Менталитет рядовых сотрудников в этих условиях приобретает следующие специфические черты.
1. Безынициативность. Проявление инициативы, стремление к изменениям в условиях административно-командной системы не приветствовалось, поскольку определение направлений развития и вообще всех действий является прерогативой администрации. Реализация инициатив или изменений разрушает ранее разработанные, утвержденные и принятые к исполнению планы, а значит, отвергается системой. Отсюда — высокаядистанция власти у большинства советских (да и постсоветских тоже!) людей («пусть начальство думает, ему за это деньги платят!»). Высокая дистанция власти находит свое идеологическое воплощение в таком явлении, как патернализм:руководитель организации — «отец», сотрудники — «дети». Дети бывают послушные — непослушные, добрые — злые, вредные, противные, беспомощные и т. п. Задача «отца» — быть ответственным за все, выстраивать отношения между детьми, мирить, учить, наказывать детей, хвалить и ругать.
2. Предпочтение «синицы в руках» перед «журавлем в небе».Рядовые сотрудники предпочитают пусть и за меньшую зарплату, но работать поменьше. Неизвестно, чем обернутся в административно-командной системе трудовые сверхусилия: не разрушат ли они с трудом сформированные и взаимоувязанные планы производства, не нарушат ли сложившиеся отношения внутри неформальных групп и т. п. Спокойнее быть как все и «не высовываться».
3. Феминность в отношениях в коллективе.В условиях психологического комфорта на низком уровне материального потребления (маленькая зарплата у всех и низкая вероятность потерять работу) и непопулярности достижительной мотивации в коллективах превалируют
ценности, связанные с сохранением человеческих отношений. Пребывание на рабочем месте становится приятным времяпрепровождением (чаепития, праздники, дни рождения, выезды за город, за грибами, обсуждения в курительной комнате различных вопросов бытия и т. п.).
В этих условиях численность сотрудников можно увеличить, а вот
уменьшить, сократив неэффективных, практически невозможно: сохранение в привычном составе становится одной из социальных ценностей, даже если это связано с издержками для коллектива.
4. Восприятие места работы (организации) как гаранта социальной защиты.В условиях командной или плановой системы организация начинает выполнять функции социальной помощи и защиты (предоставление жилья, мест в детских учреждениях, организация досуга
сотрудников, содержание спортивных сооружений, дворцов культуры и т. п.). Взамен сотрудник проявляет к организации лояльность, простирающуюся от хорошей работы за маленькую зарплату до участия в заводской художественной самодеятельности.
Административно-командная система сформировала и определенный менталитет субъектов управления, т. е. менеджеров. Характерными чертами этого менталитета являются следующие.
1. Приверженность организационной иерархии.Правило «Я начальник — ты дурак, ты начальник - я дурак» действует в подавляющем большинстве российских организаций. На основании этого правила выстраивается система организационных отношений.
2. Приверженность теории X.Большинство российских менеджеров готовы выстраивать сколь угодно сложные системы контроля подчиненных вместо того, чтобы создать условия, в которых сотрудник достаточно жестко контролировал бы себя сам.
3. Приверженность тезису «незаменимых нет».Такое отношение к сотрудникам (сталинское представление о кадрах) иногда может приводить к печальным последствиям, когда увольняют сотрудника, владеющего эксклюзивной информацией об организации. Вступив в конкурентные отношения с организацией (например, перейдя на работу к конкурентам), такой сотрудник может погубить ее.
4. Приверженность автаркии (натуральное хозяйство). Вусловиях командной, или плановой, экономики предприятие не могло выбирать поставщика, его в плановом порядке «прикрепляли» к поставщику или партнеру по кооперации. Низкая дисциплина поставок и договорная дисциплина приводила к тому, что кооперироваться становилось невыгодно и даже опасно, потому что поставщик может подвести, а ответственность за выполнение плана никто
не снимает. Поэтому менеджеры стремились свести к минимуму свою зависимость от внешней среды: создавали собственные, как правило, малорентабельные производства комплектующих изделий и материалов, чтобы ни от кого не зависеть. Эта психология
натурального хозяйства достаточно живуча.
5. Самоценность роста, экспансии и монополизма.В административно-командной системе об эффективности менеджера судят по размерам управляемого им объекта. Поэтому российские менеджеры эпохи социализма стремились всячески увеличить эти размеры.
В современных условиях причина самоценности роста другая: считается, что крупной организации легче выжить в условиях современной российской действительности.
6. Количественный фетишизм.В планово-командной системе в условиях тотального дефицита товаров, прежде всего потребительских, план всегда отдавал предпочтение количеству выпускаемой продукции, а не качеству. Постепенно качество превратилось в самую большую проблему командной экономики вообще и советской экономики в частности. Можно сказать, что низкое качество потребительских товаров привело, в конце концов, к краху планово-командной экономики и распаду СССР.