Условия прочности и надёжности грузозахватных устройств и монтажных приспособлений.
Грузозахватные устройства - комплексные устройства, состоящие из стропов, траверс, такелажных скоб, соединений канатов, балочных конструкций, замков автоматики, чалочных крюков и других элементов. По назначению они разделяются на универсальные и специальные. Универсальные грузозахватные устройства предназначены для работы с различными грузами, имеющими идентичные параметры и свойства. Специальные - для работы с конкретными грузами - проектируются с учетом их параметров и конструктивных особенностей. Грузозахватные устройства должны обеспечивать простую и удобную строповку и расстроповку и полную безопасность монтажных работ. Конструкция грузозахватных устройств должна исключать появление в монтируемых элементах монтажных напряжений, не предусмотренных проектом. На монтажных работах широкое распространение получили универсальные и облегченные стропы, двухветвевые и четырехветвевые стропы и различные разновидности балансирных стропов. Концы стропов, предназначенные для навески на крюк крана или для крепления к крюкам, скобам, кольцам и захватным устройствам, снабжаются коушем - специальным металлическим кольцом овальной формы, предохраняющим трос от перетирания. Концы стропов, предназначенные для захвата конструкции, обычно оснащаются крюками, которые имеют устройство против самопроизвольного отцепления, карабинами или специальными захватными устройствами. В соответствии с ГОСТ 1575 грузоподъемность стропов составляет 0,25; 0,4; 0,63; 1,0; 1,6; 2,5; 4,0; 6,3; 10; 16; 25; 40 т, а стандартная длина стропов 1,0; 1,6; 2,5; 4,0; 6,3; 10,0 м. Траверса представляет собой жесткий строп в виде металлической конструкции балки или фермы, шарнирно подвешенной к крюку крана Она применяется в случаях, когда поднимаемые элементы конструкций не могут воспринимать монтажные усилия, возникающие от гибкого стропа. Траверсы-балки, работающие на изгиб, более тяжелы, но имеют небольшую высоту. Траверсы-фермы, работающие на сжатие, имеют более легкую конструкцию, но требуют значительной добавочной величины подъема крюка грузоподъемной машины. Захваты - устройства, с помощью которых концы стропа крепятся к поднимаемой детали или конструкции. Их подразделяют: - на петлевые, для которых в поднимаемой детали должны быть предусмотрены монтажные петли (крюки и карабины); - беспетлевые, не требующие устройство петель. В свою очередь, беспетлевые захваты бывают: - опорными - присоединение осуществляется с помощью опорных деталей в виде штырей, пальцев и планок, вставляемых в предусмотренные в деталях отверстия; - фрикционными, удерживающими поднимаемый элемент за счет сил трения; - вакуумными, удерживающими элемент с помощью вакуумных присосок. Существуют захватные приспособления с местной и дистанционной расстроповкой, при которой монтажнику не приходится совершать подъемы и переходы для расстроповки. Захваты могут быть с ручным и механическим приводом, который бывает электромеханическим, электромагнитным и пневматическим. Захваты делятся на специальные (для строго определенных монтажных элементов) и универсальные (для захвата различных элементов). Монтажные приспособления предназначены для упрощения работ по выверке и для временного закрепления как элементов конструкций, так и конструкций в процессе монтажа. По назначению монтажные приспособления можно подразделить на: - приспособления для выверки; - приспособления для временного закрепления конструкций; - приспособления для выполнения монтажа определенным способом. К таким приспособлениям относятся: клинья, клиновые вкладыши, ловители, фиксаторы и кондукторы, расчалки, подкосы, распорки. В комплекс грузозахватных приспособлений входят: - стропы; - стальные и пеньковые канаты; - траверсы; - захваты. Большая часть по монтажу строительных конструкций производится с помощью канатов. |
Стальные канаты широко применяются в качестве стропов, оттяжек, расчалок.
Для монтажных и такелажных работ применяют обычно канаты двойной свивки, состоящие из шести прядей и пенькового сердечника, удерживающего смазку и придающего канату гибкость.
Каждый канат, выпускающийся заводом, снабжён заводским паспортом, в котором указываются его конструкция и расчётный предел прочности проволок на разрыв. Стальные канаты должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 8.
При подъёме небольших грузов вручную через блоки применяют пеньковые канаты(пропитанные горячей смолой).
По конструкции стропы бывают гибкими и жёсткими.
Гибкие стропы изготавливаются из кусков канатов. К ним относятся: универсальный, облегчённый и многоветьевые стропы.
Жёсткие стропы разделяют на траверсы и жёсткие захваты.
Грузовые крюки грузозахватных средств должны быть снабжены предохранительными замками.
Для подъёма плит перекрытий, фундаментных блоков применяют многоветвевой строп (Паук).
При монтаже колонн используют захваты и стропы полуавтоматическими замками, которые освобождаются путём выдёргивания штыря верёвкой или канатом. Применяются и автоматические стропы с дистанционным управлением.
Жёсткие траверсы используются для монтажа сборных железобетонных ферм и балок.
Масса груза на каждой ветви определяется по формуле и по величине разрывного усилия подбирается канат и определяется его тип, временное сопротивление разрыву и диаметр.
Траверсы осматривают через каждые 10 дней, другие захваты – через месяц. Результаты заносят в журнал.
Чтобы облегчить быстрый и правильный выбор приспособления, их окрашивают в различные цвета:
Сигнальные – красный, жёлтый и зелёный.
Вспомогательные – синий, белый, чёрный и серый.