Стратегические и тактические решения в П/ОМ.
Стратегические решения имеют тенденцию к долгосрочным приложениям (больше одного года) и могут требовать более года для внедрения. Тактические решения – это те, которые можно модифицировать, существенно изменить в течение года или быстрее. В П/ОМ требуется решение следующих стратегических и тактических задач.
Стратегические решения операционного менеджмента:
1. стратегия товара, определяющая процесс изготовления. Решения по производственным затратам, качеству и человеческим ресурсам сильно взаимодействуют с конструкцией товара, т.е. решения по этому товаручасто устанавливают нижний предел затрат и верхние пределы по качеству.
2. Стратегия процесса – возможности процесса, которые доступны для производства товара. Решения по процессу относятся к технологии, качеству, человеческим ресурсам и обслуживанию оборудования. Различные расходы и сделанные капитальные затраты будут определять структуру затрат фирмы.
3. Стратегия выбора местоположения. Решения по местоположению, как для производства, так и для сервиса могут определять предельный успех производства. Ошибки, сделанные при этом, могут заслонить преимущества.
4. Стратегия размещения. Мощности, использование персонала, снабжение и планирование складов будут зависеть от стратегии размещения.
5. Стратегия людских ресурсов. Человеческие ресурсы – это интегральная и самая дорогая часть проекта всей системы. Поэтому качество рабочей силы, требуемое мастерство, навыки и затраты на это должны быть определены.
6. Стратегия поставок. Определение того, что должно быть сделано и что нужно закупить, обращая внимание на качество, доставку и инновации по приемлемой цене в атмосфере взаимного доверия между покупателем и поставщиком, необходимо для организации эффективного снабжения.
Тактические решения операционного менеджмента:
1. Тактика управления запасами. Решения по запасам могут быть оптимальными только тогда, когда рассматриваются для удовлетворения заказчика с учётом времени задержки, производственных расписаний и планирования людских ресурсов.
2. Тактика составления расписаний. Эффективное расписание производства должно быть разработано, требование на людские ресурсы и оборудование должны быть определены и находиться под контролем.
3. Тактика по качеству. Решения должны быть сделаны для того, чтобы определить требуемое качество. Политика и процедуры должны быть разработаны, чтобы достичь этого качества.
4. Тактика надежности и ремонта. Решения должны быть сделаны в соответствии с желательным уровнем надёжности и ремонта.
Успешная стратегия П/ОМ состоит из учёта:
1) требований окружающей среды (т.е. того, в каких экономических и технологических условиях компания пытается выполнить свою стратегию);
2) конкурентных требований (учёта сильных и слабых сторон конкурентов, их возможных действий);
3) стратегии фирмы (её возможных намерений);
4) жизненного цикла товара (т.е. того, на какой стадии жизненного цикла находится компания).
П/ОМ-стратегия также:
- определяет и организует П/ОМ-задачи (т.е., что должна эта особенная П/ОМ-функция делать и как это дело должно быть организовано в связи с другими элементами организации, чтобы приносить вклад в миссию фирмы);
- делает необходимые выборы внутри П/ОМ-функции (т.е. на каких особенных задачах П/ОМ должно фокусироваться);
- находит конкурентное преимущество (т.е. какой вклад П/ОМ-функция вносит в уникальную сильную сторону организации).
Среди характеристик, связаных со стратегическими П/ОМ-решениями, следует отметить:
· высокое качество товара по сравнению с конкурентами;
· высокое использование мощности;
· высокую эффективность производства (соотношение расчетной и фактической производительности);
· низкие затраты капитала (сумма капитала, требуемая производством на сумму продаж);
· низкие прямые затраты на единицу продукции (по сравнению с конкурентами).
П/ОМ-менеджер развивает стратегию, группирует деятельность в организационной структуре и штатах персонала, который будет выполнять работу. Работа менеджера с подчинеными менеджерами включает планы, бюджеты и программы, которые будут успешно обеспечивать стратегии и достижение миссии.
Рис. 3-1
Процесс разработки и внедрения стратегии может быть представлен следующим образом:
|
| ||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Апррарр
Контрольные вопросы
1. В чем заключается процесс выработки стратегии?
2. Перечислите стратегические решения в производственном менеджменте.
3. Перечислите тактические решения в производственном менеджменте.
Литература
Основная
1. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;
2. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;
3. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.
Дополнительная
1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995;
2. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. - Новосибирск: Наука, 1996;
3. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;
4.Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: ПРИОР, 1998
ТЕМА 4. Стратегия товара.
Выбор товара.
Стратегия товара – это выбор, определение и дизайн товаров. Цель стратегии товара – это обеспечить конкурентное преимущество для товара. Успех товара и конкурентное преимущество более вероятны с использованием команды разработки товара. Функция производства должна обеспечить следующее:
1. способности к управлению;
2. технические навыки;
3. финансовые ресурсы;
4. человеческие ресурсы.
Выбор товара и решение по дизайну влияют на всю организацию. Изменения стратегического товара может быть долгим и дорогим процессом. Переход товара от идеи к рынку может быть определяющим для успеха организации.
Выбор товара, его определение и дизайн имеют смысл, так как существует много возможностей (вариантов) нового товара. На возможности рынка влияют следующие факторы:
1. Экономическое изменение, которое приносит увеличение уровня влияния в долгосрочном периоде, но является причиной экономических циклов и изменений цен в краткосрочном периоде. Например, в долгосрочном периоде все больше и больше людей позволяют себе автомобиль, но в краткосрочном периоде изменение цен на бензин может изменить спрос на автомобили.
2. Социологические и демографические изменения, которые могут проявиться в изменении таких факторов, как увеличение размера семьи. Это изменит предпочтения при покупке дома, квартиры и автомобиля.
3. Технологические изменения, которые делают возможным всё – от домашнего компьютера до мобильных телефонов и искусственного сердца.
4. Политические изменения, которые приносят новые торговые соглашения, тарифы и государственные требования.
5. Другие изменения, которые могут быть привнесены посредством практики рынка, профессиональных стандартов, поставщиков и дистрибьютеров.
Операционные менеджеры должны знать об этих факторах и быть способными предвидеть изменения в товарах в объёме и номенклатуре.
Жизненный цикл товара делится на четыре фазы: введение, рост, зрелость, спад (рис 4-1).
Товар может развиваться (рис 4-2).
Жизненный цикл товара (рис 4-3).
Обычно фирма имеет отрицательный поток наличности, пока товар разрабатывается. Когда товар представляет собой успешный вариант, эти потери могут быть восстановлены. Обычно успешный товар может принести прибыль раньше, чем наступит фаза спада. Жизненный цикл товара может измеряться несколькими часами (например, газета), месяцами (сезонная мода), годами (видеомагнитофоны) или десятилетиями (автомобили). Вне зависимости от объёма продаж задачи производственного менеджера – разработать систему, которая помогает представить новые товары успешно. Развитие идеи товара, проходящее через семь стадий, начиная от зарождения самой идеи и заканчивая представлением нового товара (рис 4-4). На рисунке представлены стадии разработки товара.
Толчок на разработку товара может быть внешним (т.е. управляться рынком), внутренним (под влиянием технологических изобретений) или тем и другим вместе. Выдающиеся организации выбирают наилучшую комбинацию. Несмотря на попытки введения новых товаров, многие из них не становятся успешными, хотя выбор товара, определение и дизайн осуществляются постоянно. Считается, что только один из 25 представленных товаров действительно становится успешным. Многие товары проходят через стадию разработки, конечный дизайн и предварительные стадии производства, но не достигают рынка. Относительное число товаров, выживающих на стадии развития, представлено на графике (рис 4-5).
Жизненный цикл товара становится короче. Это увеличивает важность разработки товара. Поэтому более быстрый разработчик новых товаров постоянно выигрывает по отношению к медленным разработчикам и получает конкурентное преимущество. Эта конкуренция называется конкуренцией на базе времени. Тот, кто представляет товары быстрее, может использовать более современные технологии, получает опыт в многочисленных областях, связанных с дизайном, тестированием, производством и представлением новых товаров, быстрее обучаться. Более быстрое представление имеет кумулятивный и положительный эффект не только на рынке, но также и в разработке изобретений, улучшении качества и снижении затрат.
Развитие товара.
Наилучший подход к разработке товара – командный подход. В широкой практике известны такого рода команды, как команды разработки товара, команды разработки технологичности и команды целевого инжиниринга. Команда – это типичный для запада цикл координации и коммуникации в процессе разработки товара. Японские традиции имеют свою специфику. Команды, разрабатывающие успешные товары, как правило, имеют:
1) поддержку верхнего руководства;
2) квалифицированного опытного руководителя с авторитетом принятия решения;
3) формальную организацию в команде;
4) программы обучения навыкам и способам разработки товара;
5) команду, состоящую из различных взаимодействующих специалистов;
6) адекватное снабжение, фондирование и сопровождение со стороны продавца.
Команда разработки товара может включать специалистов по маркетингу, производству, закупкам, контролю качества и персонал, занятый обслуживанием клиентов. Команда может иметь представителей продавца. Цель команды по разработке товара – создать успех товару или сервису. Это включает соответствие требованиям рынка, технологичность конструкции и соответствие требованиям сервиса. Команды по разработке технологичной конструкции и ФСА, с одной стороны, имеют более узкую задачу. Их задача – улучшение конструкции и спецификации на этапе исследований, разработки, конструирования и на стадии производства самого товара.
В дополнение к немедленному, очевидному изменению затрат разработка технологичной конструкции и ФСА может давать и другие результаты:
1) уменьшение сложности товара;
2) дополнительную стандартизацию компонент;
3) улучшение функциональных аспектов товара;
4) улучшение дизайна товара;
5) улучшение безопасности операции;
6) улучшение возможности ухода за товаром и обслуживание товара;
7) создание качественной надёжной конструкции.
Проектирование качества конструкции означает, что товар сконструирован так, что небольшие изменения в производстве или сборке не будут влиять на товар неблагоприятно. ФСА и стоимостной анализ снижают потребность в ресурсах, необходимых для заданного объёма выпуска, увеличивают производительность.
Команды (коллективы) разработки товара, команды создания технологичной конструкции и команды ФСА могут оказаться наилучшим средством уменьшения затрат, доступным операционным менеджерам. Они получают улучшение ценности путём определения существенных функций товара и путём достижения этих функций без снижения качества. Программы ФСА, если управление эффективно, обычно уменьшают запросы от 15 до 70% без ухудшения качества. Некоторые исследования установили, что на каждый доллар, потраченный на ФСА, может быть получено от 10 до 25 долларов снижения затрат.
Влияние, которое конструкция товара имеет на все аспекты оперативных затрат, представляется следующим образом:
· Влияние затрат при использовании ФСА и стоимостного анализа.
· Влияние конструкции и составных частей на материальные затраты.
· Влияние конструкции и составных частей на затраты проектирования.
· Влияние конструкции и составных частей на затраты на инструмент.
· Влияние конструкции и составных частей на прошлые затраты труда.
· Влияние конструкции и составных частей на косвенные затраты труда.
Стоимостной анализ. ФСА играет роль на этапе выбора товара и проектирования. Стоимостной анализ играет роль на этапе процесса производства, когда уже ясно, что новый товар имеет успех. Улучшения ведут к совершенствованию товара, либо товар изготавливается более экономично. Методы и преимущества для стоимостного анализа те же, что и для ФСА, хотя небольшие отличия могут быть на этапе внедрения, так как стоимостной анализ используется уже во время производства.
Потенциальные проблемы.
Специалисты, занятые разработкой товара на начальном этапе, знают, что после них будет работать команда стоимостного анализа. Причём эта команда будет работать без такого давления, которое существует в процессе разработки, и товар будет дорабатываться. Эта проблема может быть преодолена подключением людей, разрабатывающих товар, к команде, занятой стоимостным анализом, посредством выработки отношения, что «все товары могут быть улучшены».
Вторая проблема заключается в недостатке времени для внесения изменений в товар в процессе производства товара. Производитель может потратить миллионы долларов на исследования и разработки, чтобы выдвинуть товар на рынок. Для многих товаров фирма, которая внедрила товар в производство, адаптирует его для использования в различных приложениях (модификациях для различных целей), что обеспечивает продажи на годы. Товар может стать «стандартом». Следовательно, часто гораздо больше забот с выдачей товара на рынок, чем с разработкой эффективной конструкции или эффективного процесса. Быстрое появление на рынке может быть результатом хорошего менеджмента, потому что до тех пор, пока конкуренты представят копии или улучшенные версии, товар может приносить достаточно прибыли, даже если конструкция и метод производства не очень эффективны. Такой упор на быстрое представление товара на рынок будет оказывать давление на развитие товара. Но это не может быть оправданием для плохого выполнения задачи.