Практическая ситуация № 23 «Внимательно считаем»

Группа планирования компании «Интердальтелеком» определила, что необходимо проектировать новую серию переключателей. Они должны выбрать одну из трех стратегий. Прогноз рынка составля­ет 200 000 изделий.

Руководитель проекта определил, что следую­щие затраты – начальные (единовременные) и переменные (на единицу продукции) – связаны с каждой стратегией.

1. Низкая технология: низкие затраты на процесс заключают­ся в найме нескольких новых молодых инженеров. Начальные затраты равны 450 тыс.руб. и переменные затраты составляют 45 руб. с вероятностью 30% на каждое изделие, 40 руб. с вероятностью 75%, и 35 руб.. с вероятнос­тью 5%.

2. Привлечение сторонней организации (субконтракт): Это приводит к начальным затратам 650 тыс.руб. и к переменным затратам в размере 45 руб. с веро­ятностью 70%, затраты в размере 40 руб. с вероятностью 20%, и переменным затратам 35 руб. с вероятностью 10%.

3. Высокая технология: связана с использованием последних разработок компьютерной системы моделирования (AutoCAD). Это требует постоянных затрат 750 тыс. руб. и пере­менных затрат в размере 45 руб. с вероятностью 5%, 40 руб. с вероятностью 70%, и 35 руб. с вероятностью 25%.

Вопросы

1. Каково лучшее решение, базирующееся на критерии миними­зации затрат?

2. Какой вывод можно сделать по эффективности осуществления компанией затрат?

Практическая ситуация № 24 «Человек, почки один раз царице»

Для предприятий быстрого питания характерна ситуация, когда важно определить точку безубыточности его постоянного меню, что позволяет выстроить оптимальную систему ценообразования. С другой стороны, потребитель должен быть обслужен по принципу «качественно и доступно».

Цены кафе быстрого питания «Сытый Горыныч» приведены в таблице. Постоянные затраты кафе составляют 120 000 руб. в месяц.

Информация о ценах кафе

Перечень Цена, руб. Переменные затраты на единицу продукции, руб. Месячный прогноз продаж, ед.
Сэндвич
Компот
Чипсы
Картофель
Чай
Булочка
Сок
Коктейль
Салат

Вопросы, задания

1. Проведите анализ точки безубыточности кафе по многопродуктовому случаю.

2. Какой вывод можно сделать по эффективности продуктового портфеля кафе?

Практическая ситуация № 25 «О спорт, ты мир»

Предприниматель занят выпуском спортивного инвентаря. Его ежегодные постоянные затраты составляют 100 тыс. рублей, затраты на оплату труда составляют 300 рублей на единицу продукции, стоимость материалов на единицу продукции составляет 500 рублей. Продажная цена единицы продукции равна 1600 рублей.

Вопросы

1. Какова точка безубыточности в стоимостном выражении?

2. Какова точка безубыточности в натуральном выражении?

3. Как предприниматель получает информацию для анализа точки безубыточности?

Практическая ситуация № 26 «Мощность = возможности»

Компания «Азия моторс Владивосток» занимается ремонтно-сервис­ным обслуживанием грузовой техники. Проектная мощность предприятия – 80 грузовиков в день. Эффективная мощность – 40 грузовиков в день. Текущий выход составляет 36 грузовиков в день.

Коэффициент использования = 36 / 80 ´ 100 = 45%.

Эффективность мощности = 36 / 40 ´ 100 = 90%.

Нормативная мощность = (Проектная мощность) ´ (Коэффициент использования) ´ (Эффективность мощности) = 80 ´ 0,45 ´ 0,9 » 33 грузовика в день.

Вопросы

1. Что показал расчет показателей мощности?

2. Как показатели расчета мощности могут быть использованы для управления предприятием?

Тема 7. Тактика агрегатного планирования

Обобщение

Агрегатное планирование определяет уровнья запасов производства, субконтракта, число работающих на всем протяжении планового периода. Агрегатный план – это важный инструментарий менеджера и путь к оптимизации объемов выпуска продукции. Выходные данные агрегатного плана используются для более детального плана, который является базисом для дезагрегирования и используется для планирования работ и в системах планирования материалов. Агрегатное планирование для сервисных систем является аналогичным производственному планированию. Банки, рестораны, супермаркеты, парикмахерские, авторемонтные мастерские и др. являются сервисными системами.

Краткое содержание темы

Планирование – одна из важнейших функций менеджера. Текущее (агрегатное) планирование связано с определением количества и времени производства в среднесрочные периоды. Производственные менеджеры пытаются определить наилучший путь, чтобы обеспечить прогнозируемый спрос, регулируя скорость производства, уровень трудовых затрат, уровни запасов, сверхурочную работу, скорости субподрядных работ и других поддающихся контролю переменных.

Главной целью всех управляющих процессов является минимизация затрат в течение всего среднесрочного периода.

Агрегатное планирование базируется на прогнозируемом спросе и позволяет оценить требуемые производственные ресурсы и результаты деятельности.

Данные прогнозируемого спроса, производственной мощности, общего состояния запасов, численности рабочих, относительного количества единиц материального потока и пр. используются разработчиком текущего плана для определения темпа выпуска продукции предприятием или рабочими центрами в течение планового периода от трех до 18 месяцев. Такой план составляется для производственных предприятий и для предприятий сервиса.

Производственный менеджер не только получает информацию о входных параметрах прогноза спроса, но также имеет дело с информацией о финансах, персонале и доступности источников исходных материалов и сырья.

При разработке текущего плана менеджер должен ответить на следующие вопросы:

– Должны ли быть использованы запасы (заделы), чтобы отреагировать на изменение спроса в течение планового периода?

– Должны ли изменения спроса сопровождаться изменениями численности рабочих?

– Должны ли использоваться дополнительные наемные рабочие на определенные периоды или применяться сверхурочные работы либо, наоборот, при снижении спроса (в период флуктуаций) допустимы простои рабочих?

– Должны ли использоваться субподрядчики в период флуктуаций, чтобы сохранить без изменений основную численность рабочих?

– Должны ли быть изменены цены, чтобы повлиять на спрос? Все эти вопросы решает менеджер, включая вопросы варьирования запасами (заделами), темпом производства, уровнем использования труда, мощностью и другими управляющими переменными.

Основные стратегии агрегатного планирования:

1. Управление уровнем запасов (заделов).

2. Варьирование численностью рабочих наймом и увольнением.

3. Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев.

4. Использование субподряда.

5. Использование временно нанимаемых рабочих.

6. Воздействие на спрос с помощью маркетинговых методов.

7. Задержки выполнения заказа в период высокого спроса.

8. Производство разносезонных изделий.

Когда во времени изменяется одна переменная, то это называется чистой стратегией планирования.

Обычно используется набор стратегий для того, чтобы достичь выполнения плана производства.

Практическая ситуация № 27 «Человек – это звучит гордо!»

Компания «Агрохимпром» производит и распаковывает по бутылкам удобрения. Численность рабочих постоянная. Ограничением является превышение допустимого уровня запасов на конец периода.

Информация по планам мощности

Период Мощность по поставкам, ед. Спрос, ед.
основное время сверхурочное время субконтракт

Информация о затратах

Показатель Ед. изм. Значение
Начальные запасы единиц
Допустимые конечные запасы Единиц
Затраты на единицу в основное время тыс. руб.
Затраты на единицу в сверхурочное время тыс. руб.
Затраты на единицу по субконтракту тыс. руб.
Затраты хранения единицы в период тыс. руб.

Вопросы, задания

1. Основываясь на данных спроса, поставок, затрат и запасах, распределите производственные мощности так, чтобы встретить спрос в каждом периоде с минимальными затратами.

2. Можно ли назвать используемый в ситуации подход смешанной стратегией производственного планирования?

Практическая ситуация № 28 «Составляем квартальный план»

Компания-производитель нуждается в агрегатном плане на 2 квартал 20__ года. Компания предоставила следующую информацию:

Основная заработная плата – 15 тыс. руб.

Затраты найма – 20 тыс. руб. на 1 рабочего

Затраты увольнения – 30 тыс. руб. на 1 рабочего.

Трудоемкость единицы изделия – 4 часа на единицу продукции.

Рабочий день – 8 часов. Количество рабочих дней в месяц – 20 дней.

Начальная численность рабочих (март) – 8 чел.

Прогноз потребности продукции: апрель – 1440 ед., май – 1600 ед., июнь – 1120 ед.

Вопросы, задания

1. Используя стратегию управления численностью через принятие и увольнение рабочих, определите затраты компании на 2 квартал 2009 г.

2. Какие преимущества и риски несет использование этой стратегии для компании?

3. В чем цель агрегатного планирования?

4. В чем преимущества и недостатки изменения числа рабочих в соответствии с требованиями изменяющегося спроса?

Наши рекомендации